IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

Программно-определяемое хранение: чего ожидать в 2020 году?

Кирилл Сорокин | 03.03.2020

Программно-определяемое хранение: чего ожидать в 2020 году?

Программно-определяемое хранение (Software-Defined Storage, SDS) обещало избавить нас от забот об используемом оборудовании, сделав все «независимым от аппаратного обеспечения», не допуская привязки к конкретному производителю и позволяя заказчикам снижать расходы. Это был отличный выбор для удаленных офисов и филиалов. Однако SDS не удалось воплотить свои намерения по ряду причин.

Тесная связь между вычислениями и хранением вынуждает заказчиков использовать количество узлов SDS, определяемое по наивысшему общему знаменателю. Например, если для вычислений необходимо только пять узлов, но для удовлетворения требований к емкости требуется десять узлов, то в итоге приобретается десять узлов. Результат? Приходится платить не только за оборудование, но и за лицензию гипервизора, электропитание, охлаждение, место в стойке и т

Необходимость повышения производительности подтолкнула решения SDS к использованию узлов All-Flash. В то же время ограниченная надежность одного узла приводит к необходимости хранения как минимум двух копий данных. Это означает, что клиенты должны приобретать большие объемы достаточно дорогих (Flash) носителей.

И вероятно, самое важное. SDS не выполнило обещание сделать нас «независимыми от аппаратного обеспечения», поскольку любое новое оборудование все еще требует серьезной работы по интеграции. Когда это происходит в большом масштабе, некачественная интеграция приводит к увеличению отказов и количества сбоев в работе бизнеса, повышению нагрузки на ИТ-команду. При этом многим поставщикам SDS не хватает надежности, широкого опыта внедрения, поддержки различных экосистем и возможностей для тестирования, необходимых для перемещения данных из массивов с критически важными приложениями в центрах обработки данных. По сути, заказчики должны сами стать системными интеграторами. После того как они наконец-то добились бесперебойной работы аппаратного обеспечения, его замена становится сложной и дорогой. Покупка же оборудования и программного обеспечения SDS у разных поставщиков, если для этого есть веские финансовые или стратегические причины, зачастую ведет к ситуациям, когда при возникновении проблем вина с одного производителя перекладывается на другого. В итоге заказчики по-прежнему зависят от аппаратного обеспечения.

Где же решения SDS работают хорошо? Там, где не требуется масштаб. Многие компании используют SDS в своих магазинах с двумя-тремя серверами, предназначенными для работы всего торгового пространства. Некоторые пользователи «Интернета вещей» (Internet of Things, IoT) используют решения SDS на периферии для запуска локальных вычислений, чтобы обеспечить своим IoT-устройствам и мобильным пользователям минимальную задержку. Во всех этих случаях вычисления и хранение распределены по множеству локаций, что почти диаметрально противоположно логике работы центра обработки данных. Попытка построить трехуровневую (вычисления, сеть, хранение) архитектуру в каждом розничном магазине будет ОЧЕНЬ неэффективной. Это место, где решения SDS отвечают требованиям необходимого масштаба.

В этом плане SDS напоминает маленький мотоцикл, точно подобранного размера и оптимизированный для доставки небольших пакетов по городу, – заметная экономия топлива, управление одним человеком, маневренность, позволяющая не стоять в пробках. Однако, когда вы беретесь за работу в другом масштабе, например, перевозите контейнер, то не арендуете 50 мотоциклов. Вы разрабатываете новый инструмент для нового масштаба – с дизельным двигателем вместо бензинового, чтобы получить больше мощности, с одним водителем, а не с пятьюдесятью, с правильной экономией топлива. Использование неправильного инструмента – это дорого. Представьте вместо мотоцикла огромный грузовик, доставляющий небольшой пакет.

Чего ожидать в 2020 году?

Мы по-прежнему будем наблюдать, как небольшие заказчики уходят из центров обработки данных в облако, так как планируют получить определенный уровень эффективности, стабильности и простоты использования, которые недоступны в локальной инфраструктуре без эффекта масштаба. Мы также увидим, как крупные компании, которые уже перенесли часть приложений в облако, вкладывают больше средств в собственное частное облако, поскольку осознают, что при увеличении масштаба стоимость размещения всех ресурсов в публичном облаке заметно повышается. Такой подход не приемлем для оплаты всей инфраструктуры в долгосрочной перспективе.

Компаниям необходимо провести стратегическую грань между тем, как и когда они используют публичное и частное облако для хранения данных. Это решение потребует тщательной оценки гибкости, удобства управления и переноса данных, скорости выхода на рынок и стоимости, предлагаемой каждым подходом. Это будет зависеть не только от количества устаревших данных, которые по-прежнему должны храниться, но и от того, какие данные компании захотят хранить локально. Не вся информация пригодна для размещения в публичных облаках как по сути бизнес-задач, так и из-за политик безопасности и необходимости соблюдения законов Российской Федерации в области хранения персональных данных.

Мы увидим изменение и в том, как заказчики будут приобретать компоненты частного облака. Компаниям необходима гораздо большая гибкость и вариативность облачных моделей потребления, но в то же время у многих команд управления есть потребность продолжать использовать модель CapEx и избегать OpEx, а публичные облака предлагают только модели потребления OpEx. Это заставит клиентов искать способы повышения гибкости локально благодаря партнерству с поставщиками, которые предлагают им модели pay-as-you-grow, но в то же время не ставят жестких условий по выкупу дополнительных ресурсов.

Что движет бизнес-потребностями производителей?

Поскольку рост данных не прекращается, крупные организации будут испытывать на себе повышенное давление, они должны четко понимать затраты и выгоды для различных моделей хранения, ведь объем создаваемых, совместно используемых и хранимых данных увеличивается в геометрической прогрессии. Компании должны будут пересмотреть решения для частного облака, если они хотят предложить альтернативу публичному облачному хранилищу, которое не является слишком дорогостоящим. Оно, безусловно, оказалось и не таким дешевым, как, возможно, ожидали предприятия, но в чем его плюс?

Гибкость. Рынок теперь сместился в сторону повышения ценности гибкости и времени вывода на рынок, в этом контексте они взаимозаменяемы. Недавно мы встретились с телеканалом, который решил в середине сезона реалити-шоу предоставить зрителям возможность загружать свои видеофайлы, подражая участникам шоу. Этот проект должен был быть реализован в течение двух недель, иначе канал потерял бы аудиторию. Если вы не сможете осуществить подобные проекты локально, в своем частном облаке, это будет означать, что потребуется потратить больше денег (и в OpEx) лишь потому, что вы не подумали о гибкости в своем частном облаке.

Каковы реалии рынка?

Заказчики ищут способы эффективного масштабирования, не дожидаясь на протяжении нескольких недель или месяцев поставок оборудования, и, что более важно, не дожидаясь долгих и неэффективных циклов закупок. При этом чаще всего заказчики по-прежнему приобретают инфраструктуру в нынешнем гибком мире так же, как это делали компании в 1970-х годах, но удивляются, когда узнают, что они недостаточно гибки.

Однако любой подход, который не предусматривает изначальную поставку клиенту оборудования с запасом и его потреблением по мере необходимости, не решает проблему, потому что производство, доставка, установка и настройка нового оборудования занимает слишком много времени исходя из требований современного бизнес-мира.

Перспектива конечного пользователя

Конечным пользователем здесь является бизнес-единица. Все хотят, чтобы все было сделано вчера или в худшем случае сегодня, и не допускают длительных сроков закупок и внедрения, а также желают мгновенных результатов. ИТ-отдел может потратить время, объясняя, почему это сложно, и увидеть, как бизнес-подразделения переносят свои приложения в облако. Обходя ИТ, они не только тратят деньги, но и обходят процессы управления данными, которые, по мнению аналитиков, существуют локально и отсутствуют в облаке. То есть повышение уровня взаимодействия между ИТ-отделом и бизнес-единицами по-прежнему должно быть главным в повестке дня Лидеры должны принимать обоснованные бизнес-решения относительно хранения данных. Выбор между частными и публичными облаками должен быть обусловлен не ажиотажем, а тем, что подходит компаниям с точки зрения затрат, приемлемых для долгосрочной жизнеспособности бизнеса, и форм финансирования (CapEx или OpEx, схема сотрудничества «оплата по мере использования» и т. д.).

Итак, SDS решает проблемы гибкости и простоты в небольших масштабах. Различные инструменты, такие как репликация VMware vSphere, позволяют заказчикам легко использовать SDS в удаленных офисах и филиалах и более масштабируемые среды в главном центре обработки данных. Основную конкуренцию решениям SDS в небольших масштабах составляют публичные облака, которые предлагают сравнимый уровень эффективности, стабильности и простоты эксплуатации.

При построении же больших сред решения SDS зачастую теряют свою привлекательность, вынуждая заказчиков наращивать внутреннюю компетенцию и становясь собственными системными интеграторами. Неравномерность рабочей нагрузки, высокие требования к надежности и необходимость интеграции с существующими платформами значительно повышают сложность и стоимость внедрения SDS.

В то же время при увеличении масштаба сред экономическая эффективность использования публичных облаков для всех сервисов снижается. Как правило, оптимальным выбором является стратегия гибридного облака, вопрос лишь в определении границы между публичным и частным облаками. Использование таких схем финансирования, как «оплата по мере использования», позволяет повысить гибкость частного облака до сравнимого с публичным уровня и снизить затраты.

Из всего вышесказанного следует главный совет для пользователей — используйте правильный инструмент для правильного масштаба.

 

СХД

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 02/2020], Подписка на журналы

INFINIDAT


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

«Пока больше некого назначить, поэтому заткнем дыру тобой. Потом переназначим». Упражнение называется «как убить сломать сотрудника за одно действие: повысить и понизить обратно». Для надежности повторять неоднократно.
Слушания в Конгрессе США, вызов на ковер руководителей Google, FB, Apple, Amazon. Мысли по итогам прочтения стенограммы.
Есть ситуации, когда в ответ на вопрос о том, какие цифровые решения нужны компании, ИТ директор говорит: «А давайте спросим у коллег из маркетинга, продаж или производства, чего они хотят»

Компании сообщают

Мероприятия

10.09.2020
IT Management Forum 2020

Москва, Новоданиловская наб., д. 6, отель Palmira Business Club

23.09.2020 — 24.09.2020
Форум Индустриальной Роботизации

Санкт-Петербург, Чернорецкий пер. 4-6

28.09.2020 — 29.09.2020
Профессиональная мобильная радиосвязь, спутниковая связь и навигация

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

29.09.2020 — 02.10.2020
SMART INDUSTRY EXPO

Минск, Футбольный манеж

30.09.2020
IT в ретейле: Я - легенда.

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

27.10.2020 — 29.10.2020
HI-TECH BUILDING 2020

Москва, Крокус Экспо