Цифровая экономика – прекрасное далёко?

Логотип компании
Цифровая экономика – прекрасное далёко?
Основная идея цифровизации — построить работу с клиентом так, чтобы обеспечить высококачественный сервис через все каналы общения и предлагать товары и услуги, удовлетворяющие индивидуальным потребностям

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.
Николло Макиавелли


Уже больше года прошло с тех пор, как в рамках ПМЭФ-2017 прозвучала фраза: «Цифровая экономика позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования здравоохранения, госуправления, коммуникации между людьми, а следовательно, задает новую парадигму развития государства». Как изменение этого формата влияет на отдельную компанию, ее взаимодействие с клиентами? Какие преобразования должны произойти для того, чтобы она стала отвечать требованиям цифровой экономики и успешно адаптироваться к изменениям, которые обусловлены цифровизацией?

На мой взгляд, одной из трудностей реализации программы является слабое понимание со стороны бизнеса, что же такое цифровая экономика, что требуется делать для ее развития. 
Мы будем говорить о «цифровой экономике» как о виде хозяйственной деятельности, важнейшую часть которой составляют данные и методы их управления, а аналитика цифровых данных может использоваться для создания качественно новых бизнес-процессов. Конечно же, эта деятельность невозможна без передовых цифровых технологий, таких как «Интернет вещей» (IoT), анализ больших данных (BigData), облачные вычисления, применение мобильных и носимых устройств, которые преобразуют способы взаимодействия и экономические отношения между субъектами.

Представим себе идеальную картину и будем считать, что в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» подготовлены все условия создания среды для развития и жизнедеятельности технологических компаний. 

Во-первых, это высокая доля  проникновения мобильного и широкополосного Интернета в России. Во-вторых, доступность на рынке труда подготовленных кадров, необходимых для развития цифровой среды. Как следствие, рост числа выпускников учебных заведений, связанных с информатикой и новыми технологиями. 

Цифровизация, как и все организационные изменения, меняет сложившиеся правила, практику работы, порядок взаимодействия сотрудников. В целом влияет на всю текущую реализацию процессов внутри компании. Рассмотрим, как переход «обычного бизнеса» к компании с «цифровым мышлением» оказывает влияние на основные направления развития компании: персонал, финансы, взаимодействие с клиентами, внутренние процессы. 

Персонал

 Во время цифровой трансформации в компании временно возрастает нагрузка на сотрудников предприятия. Кроме выполнения обычных рабочих обязанностей, сотрудникам необходимо осваивать новые знания и технологии. Например, внедрение даже обычного электронного документооборота, при котором происходит просто замена обычного бумажного документа его электронной копией, временно добавляет трудозатраты. Появляются дополнительные процедуры согласования, получение сотрудниками одного документа в нескольких экземплярах.

Затрачивается время и ресурсы на разработку и тестирование информационной системы, часто проходит этап параллельных документов: в бумажном и электронном виде. 
На менеджмент компании, помимо ведения разъяснительной работы с уклоняющимися от изучения новых технологий сотрудниками, накладываются обязанности по разработке систем мотивации персонала.

Рынок и клиенты

 Основная идея цифровизации — построить работу с клиентом так, чтобы обеспечить высококачественный сервис через все каналы общения и предлагать товары и услуги, удовлетворяющие индивидуальным потребностям. Уже давно во многих ИТ-решениях и различных сервисах реализована возможность собрать сведения о клиенте как от него самого в момент каждой коммуникации, так и из любых других доступных источников: сайта компании, сервисов налоговой или других внешних сервисов. Когда я общаюсь с новым клиентом или потенциальным поставщиком, то в первый же наш контакт, по определившемуся номеру телефона на АТС, информационной системе и сервису «1СПАРК Риски» знаю о его благонадежности, финансовом состоянии.

Процессы

В цифровой экономике поддержание процессов после трансформации, возможно, более важно, чем в обычных проектах автоматизации.

В рамках одного сельскохозяйственного проекта коровам внедрили в желудок датчики, срок службы которых пять лет. Каждый датчик с уникальным идентификатором «привязан» к конкретной корове. С определенной периодичностью на центральный сервер сбора данных передается информация с датчика о температуре и pH животного. У руководителей фермы на планшете стоит соответствующее мобильное приложение. В режиме онлайн сотрудники знают, что у одной коровы уменьшилась двигательная активность, возможна хромота. У другой коровы повысилась температура и, вероятно, слишком высокая влажность воздуха на ферме. 

Обработанные данные в персонифицированном виде доступны в информационной системе на платформе «1С:Предприятие», где производятся различные расчеты, исходя из потребностей конкретного животного. Например, расчет количества и состав комбикорма для кормления, осуществляется контроль за состоянием здоровья животного, накапливаются данные для проведения селекционной работы. 

Теперь представьте ситуацию, когда спустя какое-то время для экономии затрат компания начинает повторно использовать эти датчики от ранее умерших животных. В такой момент в информационной системе видно, как коровы воскресают.

Финансы 

Влияние инвестиций в цифровую трансформацию на финансовые показатели компании — тема отдельной большой статьи. На текущий момент однозначно можно утверждать следующее: если воспринимать цифровизацию как затраты, то это провал, и если рассматривать ее как обычное вложение капитала, необходимое для поддержания текущей деятельности, это также провал. И только если подходить с точки зрения инвестиций, которые принесут огромный доход и небывалые прибыли, можно добиться успеха.

Опубликовано 04.09.2018

Похожие статьи