Открытое правительство
«МОСКВА, 12 февраля 2009. РИА Новости. Электронный документооборот внутри и между министерствами и ведомствами является «химерой» и до сих пор не налажен, а простые граждане все еще не имеют возможности в полном объеме пользоваться государственными и муниципальными услугами посредством информационно-коммуникационных технологий, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на первом заседании Совета по развитию информационного общества в России.»
Наверное, сегодня только ленивый не пишет о создании «электронного государства» или формировании «Электронного правительства» в России. Я, как и большинство моих коллег, с большим интересом слежу за публикуемой информацией: все-таки мы идем в сторону «информационного общества», а посему надо быть в курсе всех новинок на поле e-govemment.
Напомню, что сама идея «Электронного правительства» подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как универсального и доступного средства для взаимодействия между гражданами и государственными органами с одной стороны, и между различными государственными ведомствами — с другой. Считается, что введение подобной системы должно значительно упростить процесс обращения граждан за услугами (различными справками, разрешениями и т. п.) государственных органов.
К слову сказать, с особым интересом я отношусь к официальным публикациям, которые периодически появляются в СМИ. Именно при их чтении становится понятно, что выданные Президентом РФ распоряжения о формировании электронных коммуникаций выполняются по принципу «как можем, так и делаем», а при условии отсутствия достаточных и необходимых компетенций у чиновников результат на лицо: «все плывут в разные стороны», а значит либо мы не увидим результатов, либо Правительство должно потратить огромные средства на тяжелый путь лоскутного внедрения информационных технологий в систему государственного управления. А что вы хотели, высокие технологии не внедряются с помощью только одного административного ресурса и «такой-то матери». Наблюдая всю эту ситуацию, ощущаешь себя персонажем интермедии М. Жванецкого «Одесский теплоход» старшим штурманом Бенимовичем. Наверное, вы помните его реплику: «…они сели под гром аплодисментов. Без специалиста не рыпайся...».
Чтобы с e-govemment не вышло также, необходимо решать вопрос профессионального подхода и либо повышать компетенции, либо приглашать специалистов.
Так уж получилось, что 2010 г. я встал по другую сторону прилавка под названием «Электронное правительство» и имею некоторое отношение к формированию его элементов. Аккумулировав информацию с обеих сторон, я готов рассказать ИТ-сообществу о сути этого грандиозного и крайне необходимого для нашей страны проекта. Кроме смены места работы, которая теперь имеет прямое отношение к «Электронному правительству Санкт-Петербурга», был и еще один интересный момент. В июне прошлого года к нам (в Росийский Союз ИТ-директоров rucio.org) обратился Центр экспертизы АНХ с просьбой провести экспертизу Системного проекта «Электронное правительство». АНХ являлась одним из разработчиков этого документа, регламентирующего подходы к автоматизации функций исполнительной власти. Поскольку сроки, отведенные на экспертизу, оказались очень сжаты, было решено организовать весь процесс удаленно в рамках возможностей глобальной Сети. Наверное, это было символично, что экспертиза проекта «Электронное правительство» проводилась полностью «электронно». Поучаствовать в этом изъявили желание почти 30 членов Союза ИТ-директоров и приглашенных экспертов, но в последствии число участников сократилось почти втрое. Впрочем, остались самые активные. Они были конструктивны, и именно конструктивизм помог в срок закончить рецензию, которая и была направлена в АНХ и Минкомсвязь.
«Электронное государство» или «Электронное правительство»
В нашей жизни критично увеличивается не только ежедневно получаемый объем информации, но и существенно увеличивается количество используемых терминов и аббревиатур. Что бы расставить все по порядку, предлагаю определить, что такое «Информационное общество», Электронное государство» и «Электронное правительство». Давайте разбираться. В мировой практике для обозначения целевого состояния деятельности органов власти, опирающейся на возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), используется понятие «электронное государство» (e-government), Это понятие относится в целом к государству и государственному управлению. Что же касается «Электронного правительства», то под ним понимается такой способ организации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, при котором, все формальные процедуры, не требующие личного присутствия гражданина, должны выполняться на основе удаленного электронного взаимодействия.
Основной целью формирования «Электронного правительства» в России является повышение качества государственного управления, которое можно оценить по следующим специально разработанным показателям:
- снижение временных, организационных и финансовых издержек для граждан и организаций при получении государственных услуг;
- снижение административных барьеров и избыточного регулирования для хозяйствующих субъектов;
- сокращение расходов на деятельность органов исполнительной власти и повышение эффективности этих расходов;
- повышение прозрачности деятельности органов государственной власти.
Как видите, указанные критерии призваны контролировать качество основных процессов государственного управления. Думаю, что, глядя на них, можно без труда предположить, чем могут помочь ИТ в данном случае.
Построение «информационного общества» невозможно без глобальных преобразований, которые затронут все ветви и уровни государственного управления, сферы общественных отношений (здравоохранение, образование, культура и т.д.), а так же бизнеса и граждан. Формирование «Электронного государства» подразумевает решение меньшего круга задач, чем при построении «информационного общества», и связанных лишь с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. «Электронное правительство» же затрагивает деятельность только исполнительной власти на всех уровнях управления. Соотношение и содержание понятий «информационное общество», «электронное государство» и «электронное правительство» схематично приведено на рис. 1.
Существующие проблемы
Если вернуться к некоторым аспектам Системного проекта по «Электронному правительству» то можно сказать, что каким бы проработанным этот документ ни был, но такой крупномасштабный проект невозможен без решения ряда насущных проблем. Ведь если даже в небольшой организации применение информационных технологий в виде внедрения новых программных продуктов обязано опираться на стройную систему нормативных документов, что же говорить о государстве в целом. К этому можно только добавить один из Законов Мерфи, который гласит: «Если какая-нибудь неприятность может произойти, она обязательно случится». Поэтому надо стараться заранее исключить возможность возникновения известных проблем и выстраивать проект именно системно, максимально снижая уровень неопределенности.
Если говорить о существующей проблематике, с которой мы уже столкнулись, то можно выделить три основные раздела.
Во-первых, неподготовленность юридической базы и целого ряда правовых аспектов, связанных с невозможностью организации юридически значимого документооборота всех уровней. Как пример, можно привести не признание электронного документа в суде или у нотариуса.
Во-вторых, отсутствие достаточного количества компетенций в органах государственной власти, которые необходимы для реализации такого сложного ИТ-проекта. Наверное, данную позицию и комментировать нет смысла, так как понятно, что при существующем разрыве в уровне оплаты труда между рынком и государственной службой ни один сильный и востребованный специалист не будет работать в ОГВ.
В-третьих, отсутствие единых методологических требований по выстраиванию архитектуры информационных составляющих e-govemment. Отсутствие серьезных компетенций в области ИТ порождает не только невозможность создать единую методологию и архитектуру «Электронного государства», но и не позволяет на местах корректно реализовать региональные сегменты. У меня была возможность познакомиться с реализацией некоторых сегментов этого проекта в разных регионах России, и я могу с уверенностью сказать, что б?льшего «зоопарка» разрозненных информационных систем я не видел нигде.
Есть и еще одна серьезная логическая проблема, с которой придется разбираться в самое ближайшее время. При отсутствии федерального регулирования программно-технической архитектуры становится возможным возникновение опережающей самостоятельной реализации инфраструктурных информационно-технологических компонент «Электронного правительства» на уровне отдельных субъектов РФ. К чему это приводит, догадаться не сложно — опять же к «зоопарку» и неоправданной сложности, а также высокой стоимости таких решений. Аналогично региональному компоненту, без решения задачи построения «Электронного правительства» на федеральном уровне невозможно системно спроектировать иные компоненты информационного общества, такие как: «электронный регион», «электронное здравоохранение», «электронное правосудие» и т. д.
Но, несмотря на ряд таких существенных проблем, формировать «Электронное правительство» и впоследствии «Электронное государство» крайне важно и необходимо. Это, несомненно, трудный, но захватывающий и интересный путь. Наверное, именно поэтому я и решил заняться данной задачей.
Структура Системного проекта
Из чего же состоит Системный проект? Давайте посмотрим на проект в общем. Как уже говорилось выше, Системный проект — это первый шаг, и направлен он только на формирование «Электронного правительства», оставляя пока за рамками создание «Электронного государства» и тем более «информационного общества». Структура Системного проекта представлена на рис. 2. В нем рассмотрено четыре основных и три вспомогательных направления формирования «Электронного правительства» в РФ. Попробую коротко и доступно описать их все.
Переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.
Многие из нас уже сталкивались с электронными услугами (полный перечень можно посмотреть в Распоряжении Правительства РФ от 17.12.2009 г. № 1555-р). Я, например, недавно получал новый заграничный паспорт. Не может не радовать тот факт, что я потратил всего 20 минут на подачу документов и 15 минут на их получение. Хотя, несомненно, еще есть к чему стремиться.
Перевод в электронный вид государственной учетной деятельности.
В работе государственных органов, к сожалению, еще далеко не везде используется такой мощный инструмент как система электронного документооборота. И конечно, эта система далеко не одна, огромное количество учетной и статистической информации накапливается и обрабатывается в органах исполнительной власти, которая может быть обработана в электронном виде, что облегчит труд сотрудников государственных учреждений и сократит временные затраты на стандартные процедуры.
Информационно-технологические и инженерные компоненты электронного правительства.
В этот раздел включается создание информационных систем все уровней, их регистрация и каталогизация. Интересной частью этого направления лично для меня является раздел, связанный с обеспечением информационной безопасности информационных систем, входящих в «Электронное правительство», которому в настоящее время не уделяется должного внимания.
Формирование ключевых инфраструктур электронного правительства.
Думаю, что нашему брату-айтитишнику данный пункт объяснять нет необходимости. Это то, чем мы любим и умеем заниматься. Это не что иное, как создание полноценной ИТ-инфраструктуры. Сюда можно включить строительство ЦОДов, необходимых и защищенных каналов всязи, виртуализацию и прочее.
К вспомогательным направлениям формирования «Электронного правительства» можно отнести следующие:
Обеспечение доступности государственных услуг для граждан и организаций.
Это, прежде всего, снижение цифрового барьера и наличие внешних интерфейсов и каналов доступа для населения.
Обеспечение эффективности расходов на внедрение информационных технологий федеральными органами исполнительной власти.
Сюда можно отнести формирование целевого состояния, систему управления расходами на внедрение ИТ, а так же разработку различных контрольных индикаторов.
Порядок управления формированием электронного правительства.
В данный раздел попадают процедуры планирования деятельности по созданию «Электронного правительства», а так же инструментарий по оценке эффективности выполненных работ. Это не что инок, как проектирование оптимальных процессов и управление ими. Здесь очень важным является применение процессного подхода.
Рисунок 2. Состав Системного проекта.
Надеюсь, что в этой статье мне удалось сформировать правильное понимание структуры проекта «Электронное правительство» и я не сильно утомил своих коллег не совсем профильной для них статьей. В дальнейшем я постараюсь рассказать об основных направлениях Системного проекта более подробно с точки зрения применения в них информационных технологий. Мы обсудим и существующую проблематику, и те позитивные изменения, которые уже сейчас можно наблюдать в нашей жизни. Буду признателен всем, кто готов поучаствовать в обсуждении, представить свои мысли на форуме журнала или написать мне.
Опубликовано 13.02.2011