Как пандемия расставила приоритеты в энергетике

Логотип компании
Как пандемия расставила приоритеты в энергетике
Пандемия создала парадоксальную ситуацию: с одной стороны, она обострила понимание того, как важна цифровая трансформация энергетики. А с другой – ресурсы на развитие ИТ заметно сократились

Технологическая модернизация – один из стратегических процессов в энергетике, но COVID-19 вносит в него коррективы, выявляя «узкие места» и новые приоритеты. Согласно новому исследованию ИКС Медиа, необходимость менять ИТ-процессы признали более 64% опрошенных компаний ТЭК, и многие из них считают важным появление CDO – руководителя, отвечающего за цифровую трансформацию.

Одним из главных факторов влияния ожидаемо стал массовый переход сотрудников на удаленную работу и, как следствие, необходимость переместить внутренние бизнес-процессы и непосредственное оказание энергосбытовых услуг в online.

Если говорить о российском бизнесе в целом, то наиболее актуальными ИТ-инструментами в 2020 году стали:

1)     Облачные вычисления

2)     Цифровой документооборот и автоматизация бизнес и производственных процессов

3)     Безопасность ИТ-инфраструктуры

4)     Мобильные технологии и платформы для удаленной работы

Прокомментировать результаты исследования и сравнить, насколько применимы общие ИТ-тренды к специфике энергетики, мы попросили Олега Бунина, технического директора СИГМЫ.

Новая реальность энергосбыта

Пандемия создала парадоксальную ситуацию: с одной стороны, она обострила понимание того, как важна цифровая трансформация энергетики. А с другой – ресурсы на развитие ИТ заметно сократились. Но даже в разгар эпидемии процесс цифровизации не останавливался: энергосбыту необходимо было в сжатые сроки усовершенствовать ИТ-инфраструктуру для поддержания удаленной работы. Кстати, именно здесь проявились преимущества CRM-систем. Один из наших клиентов в сфере энергосбыта смог оперативно перевести на удаленную работу более 1000 сотрудников, сохранив эффективность обслуживания около 3 000 000 клиентов с ежедневным проведением платежей через веб-сервисы и мобильные приложения – это серьезный объем биллинга и расчетных операций.

Еще один важный аспект для отрасли – документооборот. Работа с бумажными документами в режиме удаленной работы стала большим испытанием для сотрудников и клиентов энергосбыта. Поэтому оперативный переход на электронный документооборот и системы электронного архива документов был логичным и необходимым шагом в 2020 году – как для клиентов СИГМЫ, так и для энергетики в целом.

Время – самый ценный ресурс

В сфере информационной безопасности пандемия тоже поменяла правила игры: бизнес экстренно модернизировал ИТ-инфраструктуру для продолжения работы в удаленном режиме, порой отступая от классического цикла выбора и внедрения систем безопасности. Сработал подход «лучше работать не слишком безопасно, чем остановить работу и ждать надежного решения». Яркий пример – сервисы удаленных совещаний. Приложение Zoom де-факто стало стандартом для собраний в компаниях, у которых не было собственных сервисов онлайн-конференций (а зачастую – и вообще практики проведения рабочих встреч в таком формате). Даже при том, что по части ИБ к Zoom есть масса вопросов: от передачи личных данных до низкого качества шифрования и случаев утечки видеозаписей.

Пандемия «гасит» ЖКХ или дает возможность для роста?

ТЭК и ЖКХ очень осторожно относятся к нововведениям: ответственность на отрасли большая, и цена ошибки очень высока. Поэтому к публичным облакам, как российским, так и зарубежным, компании этого сегмента пока только присматриваются, но ситуация меняется на глазах. Сейчас модернизация требует оперативного выделения вычислительных мощностей, а стандартный цикл согласования и поставки аппаратного обеспечения приводит либо к простою приобретенного оборудования, либо к устареванию требований к ИТ-инфраструктуре. Поэтому сектор ЖКХ уже сейчас начинает рассматривать предложения провайдеров по аренде виртуальных серверов несмотря на опасения, связанные с безопасностью. И влияет на это не только пандемия, но и перспектива сокращения издержек в будущем.

Кстати, стоит отметить, что на старте эпидемии многие крупные производители аппаратного обеспечения и ПО пошли навстречу своим заказчикам и безвозмездно предоставляли ИТ-оборудование на ограниченный срок. Это позволило реализовать win-win стратегию: заказчикам в сжатые сроки получить необходимые сервисы, а производителям – сохранить клиентскую базу, укрепить лояльность и потенциально повысить доход по окончании «бесплатного» периода.

Таким образом, в исследовании ИКС Медиа* выделены действительно важные ИТ-тренды, но в сфере энергетики и ЖКХ они расположатся в немного другом порядке, чем в целом по ИТ-рынку. На мой взгляд, этот список может выглядеть так:

1.     Мобильные технологии и платформы для удаленной работы;

2.     Цифровой документооборот и автоматизация бизнес и производственных процессов;

3.     Безопасность ИТ-инфраструктуры;

4.     Облачные вычисления.

Читайте также
Как вписать потенциал ИИ в бизнес-стратегию и проанализировать  больше данных? Как защититься от растущей киберпреступности, нарастить компетенции команды под новые вызовы и больше инвестировать в цифровую трансформацию? Вот что будет волновать всех ИТ-директоров в 2025 году, уверен Gartner. На ИТ-руководителей в России дополнительно давят кадровый голод, обязательное импортозамещение ПО в сжатые сроки, проблемы с зарубежными расчетами, логистикой и микроэлектроникой, общая экономическая и социальная неопределенность. Какие навыки помогут преодолеть эти сложности, подсказывает Григорий Бахин, коммерческий директор Unisender.

Опубликовано 23.09.2020

Похожие статьи