Данные об ИТ-инфраструктуре собираются некорректно: к чему это приводит и что делать?
Почему отсутствие актуальных данных ― это серьезная проблема
Если в компании нет точной информации о текущем состоянии ИТ-инфраструктуры, о количестве устройств или используемом программном обеспечении, это может привести к следующему:
-
Сбои в работе. Сбои в работе ПО и устройств, постоянные сетевые ошибки ― все это негативно влияет на работу сотрудников и бизнес в целом.
-
Риски для безопасности. Недостаточно защищенное оборудование или программное обеспечение, о которых компания даже не знает, может стать слабым звеном, через которое злоумышленники внедряются в систему.
-
Увеличение затрат на обслуживание инфраструктуры. Повторные закупки, излишние траты на поддержку, приобретение лишних лицензий и оборудования могут израсходовать значительную часть бюджета ИТ-департамента.
А теперь рассмотрим несколько ситуаций, когда отсутствие актуальных данных привело к нежелательным последствиям.
Ситуация № 1. Тендер под угрозой
Компания, занимающаяся строительством и проектированием, получила крупный государственный заказ. Работу нужно сделать качественно и в сжатые сроки, чтобы соблюсти условия договора. Для выполнения этой задачи приобрели новое дорогостоящее программное обеспечение для проектирования.
Однако выяснилось, что у трети проектировщиков компьютеры не соответствуют системным требованиям этого ПО, что приводит к зависаниям и снижению их производительности.
ИТ-специалисты срочно оформили заявки на закупку новых дисков и оперативной памяти, но компания потеряла много времени на работу над проектом. В итоге тендер оказался под угрозой. Последствия могут повлиять не только на прибыль, но и на репутацию компании и шансы получать государственные заказы в будущем.
Простое решение — актуальные данные о производительности ПК и совместимости с новым ПО, чтобы своевременно обновить устройства.
Ситуация № 2. Несовместимость бизнес-приложения с версией ОС
Компания разработала новое бизнес-приложение и установила его на ПК всех сотрудников. Вскоре сотрудники завалили техническую поддержку заявками о проблемах в работе. Оказалось, новое ПО несовместимо с некоторыми версиями операционных систем.
Необходимо срочно покупать и устанавливать подходящую версию ОС, что замедляет работу сотрудников и увеличивает расходы.
Данные об операционной системе каждого ПК помогли бы изначально разработать внедрение приложение с учетом особенностей этой версии ОС или заранее установить нужные версии.
Ситуация № 3. Поломка дисков
В компании долгое время не обновляли рабочие места сотрудников и не проводили аудит компьютерной техники, откладывая решение проблемы на будущее. В итоге начали одновременно массово отказывать жесткие диски в ПК. Это парализовало работу многих сотрудников и привело к срыву сроков.
Выход прост ― регулярно собирать данные, чтобы вовремя и постепенно обновлять компьютеры, не ломая рабочий процесс.
Ситуация № 4. Отказ сетевого оборудования
В компании не следили за состоянием роутеров и коммутаторов. В один момент сеть перестала справляться с возросшим трафиком. Это привело к сбоям в работе Интернета и корпоративной сети, затруднив деятельность всего офиса.
Важно было следить за сетевым оборудованием, чтобы сеть выдерживала увеличившуюся нагрузку.
Ситуация № 5. Забытый доступ
Компания долгое время развивала свою ИТ-инфраструктуру, интегрировала новые системы и технологии. В процессе такого роста в сети появлялись различные точки доступа: беспроводные точки, удаленные VPN-серверы для сотрудников, временные доступы для подрядчиков. При этом ИТ-специалисты не контролировали всю разрастающуюся инфраструктуру.
Это привело к тому, что злоумышленники обнаружили одну из забытых беспроводных точек, которая использовала устаревшее шифрование и слабые пароли, и получили доступ к внутренним ресурсам компании.
Если бы в компании регулярно собирали данные об инфраструктуре и вовремя отключали доступы, такой ситуации можно было бы избежать.
Мы рассмотрели пять конкретных случаев, но таких ситуаций может быть много ― от небольших ошибок и затрат до тотальных сбоев и многомиллионных издержек.
Почему данные об инфраструктуре могут быть некорректны
Есть несколько основных причин:
1. В компании не налажен регулярный процесс сбора данных.
Из-за этого сбои происходят неожиданно, возникают большие расходы на закупки, оборудование выходит из строя.
Если в такой компании ИТ-специалистам нужно внедрить новое масштабное ПО, им необходимо либо с нуля провести инвентаризацию всего оборудования и софта, либо действовать вслепую и ждать возможных ошибок.
2. Сотрудники собирают данные вручную.
Специалисты обходят все здания пешком, вносят информацию об устройствах и установленном ПО в тетрадь или Excel-таблицу.
В этом случае нельзя исключить человеческий фактор ― сотрудник может ошибиться с версией софта или пропустить оборудование, а на такой обход уходит много времени.
К тому же инфраструктура компании постоянно меняется. Сотрудники устанавливают новые программы или обновляют версии. Спустя несколько недель или месяцев собранные вручную данные уже будут неактуальными.
3. В компании используют устаревший софт для сбора данных.
Софт долгое время устраивал ИТ-специалистов, однако в компании развернули новый специфичный софт для бухгалтерии или проектирования. Возникла проблема ― нынешний инструмент не умеет собирать с него данные.
Другая ситуация ― инфраструктура компании стала геораспределенной. Раньше все сотрудники работали в одном городе и даже одном здании. Со временем компания открыла несколько филиалов в разных городах, а также наняла удаленных специалистов. Проблема та же ― софт не смог корректно собирать данные в таких условиях.
Сколько бы ни было причин, решение одно ― современный качественный софт для автоматизированного сбора данных.
Как выстроить автоматизированный и регулярный сбор данных
С помощью современного софта можно собирать актуальные данные по каждому элементу инфраструктуры: от серверных кластеров и сетей передачи данных до персональных компьютеров, принтеров и кондиционеров.
Что должно быть в софте для сбора данных:
-
Сенсоры (скрипты), которые гибко и корректно соберут данные с любого ПО и оборудования.
-
Конвергентная (смешанная) архитектура, чтобы обойти все типы архитектуры в компании и достать данные даже с закрытых периметров и при геораспределенной инфраструктуре.
-
Конвейер обработки данных, который исключит дубли, нормализует и обогатит данные.
Автоматизированный сбор данных поможет:
-
Предотвращать сбои в работе ― отслеживать состояние устройств и нагрузку, заранее обновлять оборудование.
-
Оптимизировать закупки ― точно знать, сколько нужно устройств сотрудникам, какие компоненты ПО и какое количество лицензий, чтобы не переплачивать.
-
Сокращать расходы на обслуживание оборудования ― например, как часто нужны картриджи для печати и как их расходуют сотрудники.
-
Быстро решать проблемы пользователей ― сразу видеть информацию о конфигурации устройства и установленном ПО, не тратить время на дополнительные опросы сотрудников для закрытия заявок.
Автоматизированный сбор данных об ИТ-инфраструктуре ― это путь к эффективному бизнес-управлению, который позволяет принимать взвешенные решения и оптимизировать работу в быстро меняющемся цифровом мире.
Опубликовано 27.09.2023