ИТ в госсекторе: отложенный спрос и смена приоритетов

Логотип компании
ИТ в госсекторе: отложенный спрос и смена приоритетов
Пандемия послужила катализатором процессов цифровизации. Карантинные меры вызвали острую необходимость в новых подходах к работе госсектора. Причем все эти мероприятия по внедрению и переходу на цифровые рельсы необходимо было провести в максимально сжатые сроки.

Крупнейшими заказчиками ИТ-рынка были и остаются госсектор, телеком и финансовые компании. Но именно государство (федеральные, региональные и муниципальные органы власти, силовые структуры, бюджетные учреждения, госкомпании и госкорпорации) является главным потребителем российского ИТ-рынка.

Интерес к ИТ-продукции и сервисам стимулируется на самом высоком уровне. Достаточно вспомнить такие инициативы, как Национальная программа «Цифровая экономика РФ», и многие другие. Нынешний год, к сожалению, внес свои коррективы, обусловленные пандемией коронавируса и карантинными мерами. Хотя на государственном секторе эти ограничения отразились не так жестко и болезненно, как на бизнесе, особенно среднем и малом. Более того, именно пандемия послужила катализатором процессов цифровизации. Если раньше те или иные технологии внедрялись нередко лишь для того, чтобы соответствовать требованиям Правительства, нормам законодательства и т. д., то карантинные меры вызвали острую необходимость в новых подходах к работе госсектора. Причем все эти мероприятия по внедрению и переходу на цифровые рельсы необходимо было провести в максимально сжатые сроки. Далеко не все получилось сразу. Достаточно вспомнить чехарду с цифровыми пропусками в Москве и других регионах, перевод целого ряда госуслуг из МФЦ в онлайн и т. д. Впоследствии ситуация нормализовалась, но ИТ-специалистам, работающим с государственными органами, пришлось выдержать очень суровый экзамен. Мы попросили экспертов ИТ-рынка поделиться своим мнением о том, как именно повлияла пандемия на работу с госсектором как в положительном, так и в негативном аспекте.

Фокусировка на главном

«С одной стороны, пандемия вызвала оцепенение: многие компании резко сократили или заморозили бюджеты на ИТ, запланированные проекты не стартовали, – рассказывает Александр Семенов, председатель совета директоров ГК «Корус Консалтинг». – С другой – пандемия заставила их инвестировать в ИТ-инфраструктуру: быстро переходить на удаленную работу, обеспечивать удаленный доступ к файлам, поддерживать связь сотрудников на расстоянии, обмениваться юридическими и кадровыми документами. Проекты в области высоких технологий интересны и актуальны для правительства. Государство видит в них средство по увеличению эффективности труда и управления, улучшения качества услуг, оказываемых гражданам и бизнесу, и потому не отказывается от бюджетов на ИТ».

Александр Семенов (ГК «Корус Консалтинг»)

Александр Семенов (ГК «Корус Консалтинг»)

Рынок не застрахован от повторения ситуации, поэтому сейчас все прорабатывают резервный план по переходу на «удаленку»: внедряют ИТ-решения, совершенствуют их, улучшают.

Вместе с тем эксперты отмечают и такую тенденцию, как перенос или замораживание некоторых проектов в условиях пандемии. «Часть проектов была отменена, часть – заморожена. Конечно, впоследствии мы ожидаем эффект отложенного спроса, но в лучшем случае это произойдет к концу года, и по нашим осторожным оценкам восстановление вряд ли превысит 80%. Например, некоторые министерства вообще хотят отменить ряд централизованных закупок», – подтверждает Екатерина Пашоликова, начальник отдела по работе с ключевыми клиентами компании «Доктор Веб». Ее мнение разделяет и Олег Головко, первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» (ГК «ЛАНИТ»). «Весенняя пандемия повлияла на подходы к финансированию государством ИТ-услуг. Мы видим, что по ряду направлений произошла определенная оптимизация бюджета. Проекты, на которые уже выделены средства, будут реализовывать дальше, а некоторые из них запустят позднее. То есть задачи никуда не денутся, просто будут перенесены на следующий год – сработает эффект отложенного спроса», – комментирует он. Но деньги не стали в этом процессе определяющим фактором. Изменились сами приоритеты госструктур в отношении цифровизации, как утверждает Алексей Паламарчук, руководитель службы развития B2G компании «ЭР-Телеком Холдинг». «Применительно к государственному сектору ИТ решения – это всегда отражение наиболее актуальных вопросов в сфере социального или экономического развития. В этой части пандемия изменила карту наиболее актуальных задач федерального и регионального уровня, и, соответственно, изменилась потребность в ИТ решениях у государственных структур», – объясняет эксперт.

Алексей Паламарчук («ЭР-Телеком Холдинг»)

Алексей Паламарчук («ЭР-Телеком Холдинг»)

Одни государственные заказчики используют временные решения с минимальными затратами и с соответствующей эффективностью, другие – начинают внедрять комплексные решения с самими современными алгоритмами обработки данных. Мы видим, что сейчас происходит смещение акцентов в сторону более комплексного подхода.

Главное – обеспечить жизнедеятельность

Какие же потребности стали наиболее приоритетными, а какие, напротив, отошли на второй план? «Вырос спрос на решения, позволяющие обеспечить противодействие распространению инфекции, а также решения, с помощью которых привычные процессы жизнедеятельности могут быть сохранены наиболее эффективно. К первому типу можно отнести системы мониторинга соблюдения карантинного режима, обеспечения режима самоизоляции, дистанционная термометрия, обеззараживание помещений. Ко второму – средства дистанционного обучения, телемедицинские системы, средства видеоконференцсвязи, решения для дистанционной работы и общения. Отдельные проекты, эффект от которых проявляется в долгосрочной перспективе, были приостановлены или перенесены на более поздние сроки реализации», – комментирует Алексей Паламарчук («ЭР-Телеком Холдинг»). «Вырос спрос на инструменты и технологии, необходимые для организации удаленной работы. В первую очередь на бесплатные решения такие как Zoom и ему подобные», – отвечает Сергей Курьянов, директор по стратегическому маркетингу компании «ДоксВижн».

Сергей Курьянов («ДоксВижн»)

Сергей Курьянов («ДоксВижн»)

Главный стимул, на который повлияла пандемия, – снижение затрат на ИТ. Отечественные продукты и услуги, как правило, дешевле импортных. Чем хуже с бюджетом, тем больше желание посмотреть отечественное. Однако действительно выяснилось, что многими заявленными отечественными продуктами в реальности пользоваться не хотят, и дело не в качестве.

Как отмечает Олег Головко («ЛАНИТ»), пандемия подтолкнула крупных игроков, в том числе госкорпорации, актуализировать свой интерес к облачным решениям. «Теперь любые виды облаков: публичные, частные или гибридные стали ключевым инструментом обеспечения непрерывности деятельности», – говорит он.

Заметный увеличился спрос и на телеком-услуги. «С началом пандемии мы зафиксировали 10–20-кратный рост числа запросов от госзаказчиков. Сегмент B2G проявляет колоссальную активность. Государство реагирует на ситуацию, и любое решение, которое принимается на федеральном или региональном уровне, так или иначе требует расширения инфраструктуры и увеличения объемов сервисов. Помимо расширения каналов связи, у госзаказчиков есть спрос на организацию многоканальных линий для работы с населением (услуга «8-800»), виртуальных АТС, удаленных рабочих мест», – рассказывает Валерий Ермаков, вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами компании «Ростелеком».

Валерий Ермаков («Ростелеком»)

Валерий Ермаков («Ростелеком»)

Пандемия способствовала увеличению спроса на облачные услуги, в том числе связанные с видеоконференциями, удаленным доступом, дистанционным образованием.

Ускорение цифровизации

Многие эксперты сходятся во мнении, что пандемия в значительной степени ускорила процессы цифровой трансформации государственных учреждений и бюджетных организаций. «Необходимость ускоренного перевода рабочих процессов в удаленный формат действительно оказалась стимулом для ускорения цифровой трансформации, как в коммерческом, так и в государственном сегменте, – отмечает Игорь Лейпи, директор департамента по работе с государственными организациями компании SoftLine. – Стало очевидным, насколько важны инновационные технологии для бесперебойного функционирования современного государства. В частности, до этой весны лишь немногие школы были всерьез озадачены вопросом внедрения инструментов для организации дистанционного обучения или онлайн-тестирований. В вузах СДО применялись более широко, но на фоне пандемии резко вырос спрос, например, на системы прокторинга – решения, позволяющие удаленно контролировать поведение экзаменуемых. При этомпрокторинг может эффективно использоваться и в обычных условиях, позволяя исключать внешнее влияние на результаты экзаменов или анализировать степень вовлеченности учащихся, в конечном итоге повышая эффективность учебного процесса».

Игорь Лейпи (SoftLine)

Игорь Лейпи (SoftLine)

Сегодня очевидно, что обеспечить эффективное функционирование всех государственных институтов без использования инновационных инструментов невозможно, и пандемия стала лишь дополнительным подтверждением данного тезиса.

По словам Михаила Смирнова, директора экспертно-аналитического центра ГК InfoWatch, за считаные дни рабочие процессы большинства подразделений были реализованы с использованием технологий удаленного доступа, причем даже в тех организациях и корпорациях, где «удаленка» была запрещена локальными нормативными актами. «Следующий шаг – это не только приведение требований ИБ в соответствие новым реальностям, но и оценка реальной защищенности новой инфраструктуры, выработка новых требований, политик, внедрение (при необходимости) дополнительных средств защиты информации, а главное – обучение сотрудников мерам безопасности в новых условиях», – заключает эксперт.

На пути к единообразию

В основе цифрового государства лежат не только технологии, но и данные. Качество и доступность этих данных, а также возможность беспрепятственного обмена ими, с соблюдением всех необходимых мер безопасности, служат гарантией успешности процессов трансформации. «Государство аккумулирует – и справедливо – любые данные о гражданине России, – утверждает Екатерина Пашоликова («Доктор Веб»). – Эти данные надо хранить, обрабатывать. Пока сообщения о громких утечках персональных данных из госструктур единичны, но утечек станет все больше. Особенно они станут опасными, когда будет собрана биометрическая база данных о каждом человеке. Усилия государства по охране данных должны быть троекратными, результаты – железобетонными. Ответственность должностных лиц за утечки — вплоть до уголовной в случае нанесения значительного ущерба гражданину. Повышение ответственности за утечки ПДн и широкая правоприменительная практика в этом вопросе неизбежно повлечет за собой повышение роли ИТ-специалистов, престижа их профессии, заставит больше вкладываться в их образование. Заставит предприятия инвестировать в отечественные разработки по защите данных – все это благоприятно скажется на рынке информационной безопасности России».

Екатерина Пашоликова («Доктор Веб»)

Екатерина Пашоликова («Доктор Веб»)

Рано или поздно появится свой «Зум» и у нас. Дистанционное обучение в России только начинает развиваться, на данный момент в вузах и школах нет полноценной отечественной платформы для него. Обеспечение возможности дистанционного образования и удаленной работы стало важной задачей в связи с «короной», но как же будет неправильно, если, «подсев» на удобство таких «зумов», мы лишим людей живого общения!

Олег Головко («ЛАНИТ») обратил внимание на факторы, тормозящие развитие механизмов работы с данными в государственном секторе. В первую очередь это задержка с внедрением Национальной системы управления данными (НСУД), ключевой элемент уже упомянутой госпрограммы «Цифровая экономика РФ». «В настоящий момент ФОИВ и РОИВ собирают одни и те же данные, только в разном формате. Отсутствует единая система логических взаимосвязей между объектами, а также единое хранилище государственных классификаторов. В идеале нам следует стремиться к data-driven economy, когда государство принимает решение относительно тех или иных инициатив (например, нацпроектов) на основе реальных данных», – резюмирует он.

Олег Головко (ГК «ЛАНИТ»)

Олег Головко (ГК «ЛАНИТ»)

Несмотря на угрозу «второй волны», ИТ-рынок сейчас на стадии выхода из коронакризиса.

Осторожное отношение к облакам

На примере коммерческих компаний мы видим, насколько вырос в период пандемии спрос на облачные ИТ-решения и сервисы. Можно сказать, что эта тенденция справедлива и в отношении госзаказчиков, но лишь отчасти. «В России с началом периода самоизоляции увеличился спрос корпоративных и государственных организаций (включая ФОИВ и РОИВ) на облачные решения по таким направлениям, как удаленные системы корпоративного взаимодействия, телефония, электронный документооборот, создание виртуальных рабочих мест. Повышенным спросом стали пользоваться облачные системы мониторинга объектов, – рассказывает Валерий Шинкарюк, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности АО «ГЛОНАСС».

Валерий Шинкарюк (АО «ГЛОНАСС»)

Валерий Шинкарюк (АО «ГЛОНАСС»)

Россия является одной из самых развитых стран в вопросах автоматизации государственных функций. Современные цифровые сервисы позволяют в условиях нашей огромной страны максимально качественно и оперативно оказывать услуги населению.

"Те организации, которые уже использовали облачные ресурсы, сумели быстро и безболезненно перестроить существующую инфраструктуру в соответствии с новыми потребностями. Но пока ФОИВ и РОИВ относятся к этому вопросу с осторожностью: анализируют опыт рынка, ждут информации о развитии проекта Государственной единой облачной платформы (ГЕОП). Проекты по развертыванию сервисов в облаке в госсекторе есть – например, в образовательном секторе, но они пока единичны", – заявляет Игорь Лейпи (SoftLine).

Импортозамещение: есть над чем поработать

Одной из главных тем ИТ-рынка для госсектора была и остается политика импортозамещения. Пандемия коронавируса и внезапный переход на режим самоизоляции продемонстрировали все недоработки и проблемы, которые еще имеются в этой области. Так, большая часть организаций в качестве инструмента видео-конференц-связи выбрала Zoom, разработанный американской компанией. А все потому, что достойной альтернативы среди российского ПО с бесплатной лицензией просто не существовало. «Отечественные продукты и услуги, как правило, дешевле импортных. Чем хуже с бюджетом, тем больше желание посмотреть отечественное. Однако действительно выяснилось, что многими заявленными отечественными продуктами в реальности пользоваться не хотят, и дело не в качестве. Zoom бесплатный, и потому на него был такой спрос. К сожалению, отечественные разработчики не могут себе позволить подобную модель ценообразования, поскольку рынок России слишком узкий и количество клиентов недостаточно для окупаемости этого подхода», -– объясняет Сергей Курьянов («ДоксВижн»). По мнению Михаила Смирнова (InfoWatch), такой интерес к зарубежному ПО обусловлен тем, что в первую очередь ИТ-специалисты внедряли те продукты, которые хорошо знали и которые не требовали существенных затрат. «В качестве первых мер обеспечения безопасности были изданы приказы, памятки и рекомендации (их много выпустили как госорганы разных стран, так и вендоры), большинство (у кого не было) развернули VPN, возрос спрос на средства контроля удаленных сотрудников. Затем многие стали разворачивать свои системы удаленной работы на базе открытых решений. Появились перечни технических решений и программного обеспечения для организации процесса удаленной работы».

Михаил Смирнов (ГК InfoWatch)

Михаил Смирнов (ГК InfoWatch)

Полагаю, что как минимум в госорганах и госкорпорациях уже к началу следующего года должны найти спрос защищенные российские решения.

В целом пандемия еще не закончилась. Остается лишь выразить уверенность, что уроки первой волны не прошли для ИТ-компаний и заказчиков из госсектора впустую, и новые атаки коронавируса больше никого не застанут врасплох.

Опубликовано 01.10.2020

Похожие статьи