Как снимать старыми объективами на современных камерах
Чем характеризуется «картинка» объектива
На какие объективы обратить внимание
На первый взгляд может показаться, что эпоха аналоговой фототехники безвозвратно ушла. Кому сейчас нужна пленка, с которой каждое нажатие на спуск отпечатывается в голове ценником проявки, печати, сканирования и самой кассеты? Только коллекционерам и редким энтузиастам. Зато по качеству изображения старые объективы зачастую превосходят современные «китовые», а иногда и дорогие «фиксы». Причем использовать «Гелиосы», «Индустары» и «Юпитеры» совсем несложно с нынешними камерами.
Прежде всего, нужно вспомнить о такой характеристике фотоаппарата, как «рабочий отрезок». Это расстояние от матрицы (или пленочного кадра) до плоскости крепления объектива. Установить объектив с бóльшим рабочим отрезком на камеру с меньшим можно, а вот наоборот – нет, поскольку объектив пришлось бы утапливать внутрь. Для наглядности я сделал таблицу рабочих отрезков разных систем.
Тип байонета (цифровые зеркальные системы) |
Рабочий отрезок, мм |
Canon EF(-S) |
44 |
Minolta A/Sony Alpha |
44,5 |
Pentax K (KA, KAF) |
45,5 |
Nikon F (FX, DX) |
46,5 |
4/3 |
38,67 |
Цветом выделил наиболее распространенные системы m39 и m42, для которых в советские годы была выпущена львиная доля объективов. Учтите, что для m39 изготовлялись объективы как для зеркальных систем, так и для дальномерных. Использовать дальномерные объективы на зеркалках не получится.
Тип байонета (пленочные зеркальные системы) |
Рабочий отрезок, мм |
m39 |
45,2 |
m42 |
45,5 |
Konica F (A/R) |
40,5 |
Canon R (FL, FD, FDn) |
42 |
Fujica-X |
43,5 |
Minolta SR/MC/MD |
43,5 |
Praktica B |
44,4 |
Exakta |
44,7 |
Contax/Yashika |
45,5 |
Olympus OM |
46 |
Leica R |
47 |
Contax-N |
48 |
Если установить, например, объектив системы m42, имеющий рабочий отрезок 45,5 мм, на зеркалку системы Nikon F (FX, DX) с отрезком 46,5 мм, то фотографировать вы сможете, но фокусироваться на бесконечность – нет, что, согласитесь, накладывает существенное ограничение. Из-за длинного рабочего отрезка камера Nikon F самая неудобная с точки зрения съемки старыми объективами.
Тип байонета (компактные и дальномерные системы) |
Рабочий отрезок, мм |
Leica M |
27,8 |
Leica m39 |
28,8 |
Contax G |
29 |
Nikon S |
34,85 |
Sony E |
18 |
Micro 4/3 |
20 |
Samsung NX |
25,5 |
Предпочтителен другой вариант – Canon EF, у него минимальный среди всех современных зеркальных систем отрезок, равный 44 мм, и Pentax K, у которой отрезок больше, зато он, во-первых, совпадает с m42, а во-вторых, для «пентаксов» есть наиболее простые и удобные переходники. О них и пойдет речь дальше.
Тип байонета (средеформатные системы) |
Рабочий отрезок, мм |
Pentax 645 |
70,87 |
Hasselblad |
74,9 |
«Киев-88», «Салют» (байонет В) |
82,1 |
Начну с Pentax K, поскольку для установки старых мануальных объективов на все современные зеркалки производителя, а также на системную модель K-01 можно использовать простой механический переходник, например, от фирмы Jolos.
Существуют и «родные» переходники Pentax, их отличие заключается в специальном фиксаторе. Система Pentax хороша для работы со старой оптикой еще и потому, что некоторые старые объективы изначально выпускались с байонетом K, и именно этот тип крепления был в последних поколениях фотокамер «Зенит». Таких объективов много, лично мне известно 45 моделей. В них удобно то, что действует «прыгалка» диафрагмы и сохраняется автоматика экспозамера.
Все выглядит следующим образом: вы выставляете нужное значение диафрагмы кольцом, фокусируетесь на открытом «отверстии», затем нажимаете «зеленую кнопку», которая, кстати, есть только у Pentax, фотокамера делает замер, после чего вы нажимаете на «спуск» и создаете снимок. С резьбовыми объективами замер также работает, но открывать диафрагму для фокусировки (если такое желание возникнет) придется вручную. Какой бы вариант вы ни предпочли, будет функционировать и подтверждение автофокуса, и экспозамер, и остальная автоматика, кроме, разумеется, автоматической фокусировки. Вести съемку нужно либо в режиме приоритета диафрагмы, либо в полностью ручном режиме, так как камера не знает, какую диафрагму вы выставили.
Для всех остальных популярных систем, включая Canon EF, требуются специальные переходники с так называемыми одуванчиками.
Такие устройства состоят из механической и электронной частей. Если вы установите просто механический переходник, даже соблюдя рабочий отрезок на системы Canon EF, Nikon F, Sony Alpha, – не будет работать подтверждение фокусировки и некоторые другие функции.
Чем характеризуется «картинка» объектива
Именно объектив формирует изображение, которое попадает на матрицу фотоаппарата, поэтому его важность невозможно переоценить. С помощью каких элементов можно создать ту или иную картинку?
Оптическая схема
Изображение формируется линзами, расположенными блоками по определенной схеме. Любопытно, что большинство современных объективов (если не все) имеют оптические схемы, рассчитанные давным-давно. Изменения вносятся незначительные.
Сорт стекла линз
В свое время именно качество оптического стекла было ограничивающим фактором при изготовлении приборов. Ведь разрешающая способность есть не только у матрицы – детализация, резкость изображения напрямую зависят от качества оптического стекла.
Кстати, некоторые старые объективы (до 1972 года выпуска) имеют повышенное радиационное излучение из-за применения ториевого стекла. Опасности такие объективы не представляют – альфа-излучение столь малой интенсивности экранируется кожей человека, и измерить его можно лишь на расстоянии до 10 см. Примеры: Super Takumar 35/2 второй версии, Takumar 50mm f/1.4 (m42), Kodak Ektanar 90mm f/4 (1958–1962 гг.), Canon FD 35mm f/2.0 (изготовленные до 1970-го) и многие другие.
Количество лепестков и форма диафрагмы
Считается, что самой правильной формой диафрагмы является круг. Чтобы его сформировать, требуется большое количество лепестков. Одни и те же объективы зачастую выпускались в разных вариантах с различным количеством лепестков, на это можно обратить внимание.
и Carl Zeiss Jena Sonnar 135/3,5 Zebra:
Кроме того, количество углов при закрытии диафрагмы будет отображаться в лучах, исходящих от источника света в темное время суток. Как пример, приведу кадр, снятый объективом Pentax SMC DA 16-45mm f/4 ED AL, имеющим диафрагму из восьми лепестков.
Впрочем, и меньшее количество лепестков подчас дает отличный результат. Весьма характерную форму имеет диафрагма объектива «Индустар-61 Л/З», за что даже получила прозвище звезды ниндзя.
Просветление
Просветляющее покрытие наносится на внешние линзы объектива, для того, чтобы улучшить светопропускание благодаря специальной пленке. На практике это дает повышение контрастности и устойчивости к контровому свету. Впрочем, наличие просветления не заменяет необходимость использовать бленду. Вот фото, снятое объективом с мультипросветлением MC Carl Zeiss Jena Pancolar 1,8/50, где свет попал в объектив сбоку и испортил изображение.
На какие объективы обратить внимание
Старых объективов, заслуживающих приобретения, множество. Хотя встречаются и рядовые модели, которыми можно пользоваться просто потому, что они у вас есть. Разумеется, я не способен охватить весь парк оптики, а лишь поделюсь своими впечатлениями от запомнившихся моделей, которые хочу рекомендовать к приобретению.
«Гелиос-44 58мм, f/2»
Во-первых, это один из самых массовых объективов, выпускавшийся не только в СССР, но и в мире! Модель была создана на основе Carl Zeiss Jena Biotar 2/58 и изготавливалась сразу на нескольких заводах (КМЗ, БелОМО, «Юпитер») начиная с 1958 и вплоть до 1994 года. Вариантов модели множество. Существуют резьбовые версии m39 и m42, байонетная версия K (Pentax), а также ряд специализированных, которые непросто установить на современные камеры без существенного вмешательства в конструкцию.
«Гелиос-44» использует оптическую схему «Планар», объектив очень хорош для съемки портретов, благодаря своей мягкости. Имеет характерное закрученое бок?. Мягкий на открытой диафрагме и весьма резкий от f/7.
Учитывая, что его легко приобрести почти за копейки (цены на резьбовые модификации составляют около 1000 рублей), он обязателен к приобретению.
«Индустар-61 Л/3 50мм f/2,8»
Выполнен по оптической схеме «Тессар», благодаря чему имеет потрясающую резкость по всему полю кадра.
Отличная конструкция с интегрированной блендой позволяет не опасаться засветок; мягкая, плавная диафрагма интересной формы.
Хорош как универсальный объектив для любых сюжетов, кроме, пожалуй, крупных портретов. Из-за высокой резкости такие снимки могут заинтересовать только дерматолога.
«Carl Zeiss Jena DDR Sonnar 135мм f/3,5»
Существует несколько вариантов объектива, но я испробовал старый – с шестью лепестками диафрагмы, прозванный в народе «зеброй» за характерные полосы на кольцах диафрагмы и фокусировки.
Модель оснащена «прыгалкой» диафрагмы, но использовать ее на современных камерах не получится из-за отличия конструкции.
На корпусе сбоку присутствует кнопка, которая закрывает диафрагму на выставленное кольцом значение. Для удобства я просто вырезал небольшой кусочек ластика и засунул его между клавишей и корпусом. Таким образом для съемки больше не нужно нажимать кнопку – диафрагма закрывается кольцом сразу на нужное значение.
Несмотря на то, что на фотокамере с кроп-фактором 1,5 объектив становится весьма «длинным» (эквивалентное фокусное расстояние 202,5 мм), он имеет просто волшебный рисунок, мягкое бок?, но при этом достаточно резок.
Хорош как «портретник», да и для остальных задач тоже. Даже какой-нибудь мох, снятый «зоннаром», становится красивым. Отличный объектив.
Опубликовано 24.04.2014