Российский рынок умного дома

Логотип компании
Российский рынок умного дома
Рынок умного дома переживает благодатное время. Он – один из немногих сегментов большого рынка потребительской электроники, где наблюдается и количественный, и качественный рост.

Рынок умного дома переживает благодатное время. Он – один из немногих сегментов большого рынка потребительской электроники, где наблюдается и количественный, и качественный рост. С каждым годом на нем появляются новые игроки, и места на этом рынке хватает как сложившимся крупным игрокам, так и молодым компаниям.

Удивительно, но сами по себе системы умного дома не являются новинкой. Они появились еще в 90-е годы в США, очень быстро пришли в европейские и азиатские страны, а отдельные устройства были известны и ранее. Японские устройства даже успели обрасти легендами. И, тем не менее, умный дом как система устройств, взаимодействующих друг с другом, сформировал свой отдельный рыночный сегмент не столь давно и, вместе с остальной электроникой, развивается бурными темпами.

Узнавание умного дома потребителями стало расти, вместе с ним, стал формироваться спрос, который получил несколько драйверов. Главным них, наиболее мощным, сегодня стала проблема безопасности жилища.

Проблема безопасности как основной драйвер рынка – российская специфика. На зарубежных рынках сегодня более популярны системы умного дома, нацеленные на развлечения – хранение цифрового контента и управление им, управление звуком, трансляцией видео и т.п. Популярны и такие системы, которые позволяют экономить расходы на содержание жилья – управление расходом электроэнергии, тепла, воды и т.п.

Дело в том, что обеспечение безопасности жилища – гораздо более важная, базовая потребность семьи. Тем более, что такие системы могут использоваться не только по «прямому» назначению, но и решать более широкий круг задач. Например, видеонаблюдение в комнатах чаще используется не как средство охраны, а для того, присматривать за маленькими детьми и престарелыми родителями, а также наблюдать за домашними животными. Отсюда и популярность домашних видеокамер с функцией обратной связи.

Популярность развлекательных систем умного дома в нашей стране – еще впереди. Спрос на них обязательно сформируется, но произойдет это только тогда, когда системы умного дома получат наконец достаточную узнаваемость у потребителя, и будет накоплен положительный опыт их создания для обеспечения безопасности.

В нашей стране существуют компании, которые разрабатывают программное обеспечение для управления элементами умного дома – платформы для управления энергопотреблением, видеонаблюдением и т.п. Свои решения они вынуждены предлагать конечным потребителям и очень редко – монополистам в сфере ЖКХ, которые мало заинтересованы в массовом распространении таких систем.

Исходя из практики работы нашей компании на разных рынках могу утверждать, что потребитель стремится приобрести систему умного дома не у организации или даже небольшой компании. Основным местом покупки являются либо розничные сети, либо телеком-операторы, в составе комплексных услуг, либо управляющие компании, оказывающие коммунальные услуги. И именно с ними стоит наиболее плотно работать тем компаниям, которые занимаются поставками на рынок систем умного дома.

Могу утверждать, что в выигрышной ситуации окажутся те поставщики, которые не просто занимаются дистрибуцией, но и имеют компетенции в области инженерии и инсталляции. Могу привести в пример нашу компанию. Мы не занимаемся перепродажей сторонних решений, а сами производим устройства и датчики, сами пишем софт, и активно развиваем эти компетенции.

Использовать эти компетенции потенциальный участник рынка умного дома может как угодно: разработать новый датчик, написать софт для устройства или разработать платформу, создать хаб – средство обмена информацией для устройств умного дома. Возможность для реализации такой компетенции будет всегда, более того, такая компетенция станет очень сильным конкурентным преимуществом.

Наиболее острая проблема, стоящая сейчас перед участниками рынка умного дома – отсутствие единой технологической платформы. На мой взгляд, это – не только технологическая проблема. Существуют стандартные протоколы обмена информацией между датчиками. Уже разработаны платформы для обмена информацией, к примеру, имеются готовые решения от Google. Проблема в неспособности отдельных производителей устройств договориться друг с другом.

К примеру, у нашей компании есть API с открытым доступом к нему, готовый SDK, средств разработки, доступный сторонним компаниям. Тем самым, мы приглашаем другие компании использовать наши инструменты, интегрировать наши системы в те решения, которые они создают. К сожалению, к такой открытости прибегают не все поставщики.

И, тем не менее, открытое сообщество разработчиков существует. По сути, технологическая конкуренция между ними отсутствует – платформы открыты, и их может использовать любой участник рынка. Противостояние между ними проходит в другой плоскости – инноваций, идей в отношении новых устройств, датчиков и сферы их применения. И это оставляет множеству компаний возможность выбрать на рынке умного дома свою нишу и развивать в ней собственную уникальную экспертизу.

Еще раз сошлюсь на опыт нашей компании. Hikvision изначально специализировалась на разработке систем видеонаблюдения. Именно на нем мы специализируемся и в разработке систем умного дома, для которых создан новый бренд – Ezviz. Что касается остальных бизнес-аспектов – интеграции систем, инсталляции и т.п. – мы открыты для сотрудничества, в том числе с российскими компаниями.

Проблемы

Конечно, рынок умного дома, как и любой другой сегмент, сталкивается с целым рядом проблем, которые сдерживают его развитие. Выделю среди них несколько основных.

Читайте также
Издание SEO_AI в материале «Can Google detect ChatGPT? How does it affect rankings if recognized» внимательно изучило вопрос влияния того факта, что текст написан нейросетью, на его поисковую выдачу сервисом Google Search.

Первая – недостаточное понимание потребителями ценности систем умного дома, связанная с недооценкой проблем, которые они могут решить и недостаточной узнаваемостью таких систем. С каждым годом этот фактор оказывает на рынок все меньшее негативное влияние, рост числа участников рынка помогает доносить до потребителей ценность и возможности различных систем. Появляются массовые решения, в том числе и операторские. Думаю, что в ближайшие два-три года ситуация радикально изменится к лучшему и, чем больше компаний выйдут на рынок, тем быстрее сформируется массовая потребность и в отдельных устройствах, и в целых системах.

Второй фактор, сдерживающий развитие рынка – деньги, достаточно высокая стоимость оборудования. Чем меньше объемы электроники, тем выше ее цена. Сейчас, когда рынок только зарождается, его объемы невелики, устройства еще не стали массовым явлением и их конечная цена достаточно высока. Так будет не всегда, и постепенно стоимость оборудования станет ниже, что, конечно, будет способствовать большей популярности устройств умного дома.

Еще одна проблема, связанная с развитием рынка умного дома – безопасность данных. Мы все помним утечки данных из аккаунтов мировых знаменитостей в iCloud. Наши собственные исследования уже российского рынка говорят о том, что российские пользователи боятся покупать устройства умного дома во многом из-за соображений безопасности, из боязни утечек. Поэтому все данные, которыми между собой обмениваются наши устройства и облачное хранилище, в обязательном порядке шифруются, причем уровень шифрования соответствует банковским, очень серьезным нормативам. На эту меру защиты пользовательских данных следует обращать самое серьезное внимание всем участникам рынка.

Проблем, как видим, достаточно. Тем не менее, рынок умного дома находится на подъеме. На нем появляются новые игроки, приносящие свою экспертизу, растет узнаваемость умного дома у потребителей и формируется устойчивый спрос не только на отдельные элементы, но и на системы. Популярность и массовость – уже ближайшее будущее умного дома в России.

Опубликовано 31.03.2017