Как сэкономить на софте

Логотип компании
Как сэкономить на софте
Снизить расходы на программное обеспечение можно абсолютно легально, если задействовать бесплатный софт и облачные сервисы.

Риски использования нелегального ПО

Плюсы и минусы уцененного ПО

Выгоден ли терминальный режим

Экономим на ОС

Облачные сервисы

Условно-бесплатное и свободно распространяемое ПО


Софт нынче накладен даже для бюджета крупных компаний, а уж о малых и говорить не приходится. В этом смысле понятно стремление руководителей найти подходящую альтернативу популярным продуктам – ведь практически у каждого коммерческого ПО найдется более дешевый, а то и бесплатный аналог. Но к этому вопросу надо подходить ответственно, иначе дело может обернуться большими неприятностями.

Риски использования нелегального ПО

Попытки воспользоваться нелицензионными версиями в лучшем случае увенчаются штрафом, а в худшем на несколько лет переселят в колонию. Причем совсем необязательно самостоятельно устанавливать такое ПО – достаточно приобрести компьютер с уже инсталлированной пиратской программой. А поскольку, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, неожиданно нагрянувшие проверяющие не станут церемониться и сразу изымут вашу технику для проверки. Стоит ли уточнять, что после этого работа фирмы будет парализована. Словом, не хочешь уважать авторское право, рискуешь познакомиться с уголовным.

Как сэкономить на софте. Рис. 1

Плюсы и минусы уцененного ПО

На ресурсах типа Avito нередко встречаются предложения лицензионного программного обеспечения гораздо дешевле рыночной стоимости. Соблазн велик, но процент удачи мизерный. Подводные камни кроются в лицензионном соглашении: если в нем есть фраза «покупатель не имеет права продавать, передавать или дарить программный продукт», то новый владелец автоматически становится нарушителем. То же самое в отношении ПО, требующего лицензионной привязки к статусу покупателя – юридическое или физическое лицо.

Как сэкономить на софте. Рис. 2

Однако если продукт коробочный и не устанавливался ранее, то предъявить обвинения в его нелегальном приобретении практически невозможно – покупайте на здоровье. Кроме того, некоторые компании, например Adobe, предусматривают возможность официальной перерегистрации ПО на нового пользователя (нужно написать в службу поддержки заявление с данными нового владельца).

Выгоден ли терминальный режим

Идея приобретения одного мощного сервера и нескольких тонких клиентов для удаленной работы выглядит привлекательно: вроде бы не надо оплачивать лицензии на ПО для каждого ПК, устанавливая его централизованно. Но на самом деле, если компания небольшая, система терминального доступа не принесет выгоды – напротив, расходы возрастут за счет высокой стоимости серверного ПО (виртуальные машины + оплата протокола удаленного доступа, RDS для Windows). Судите сами: на 10 рабочих мест придется приобрести соответственно 10 лицензий Windows RDS Device CAL (Terminal), что потребует около 40 тыс. рублей, и столько же Windows Server User CAL – еще примерно 15 тыс. рублей. Тогда как одна лицензия на «Windows 10 Профессиональная» обойдется в 14 тыс. рублей, а при покупке ПК с предустановленной ОС – и того дешевле.

Ошибочно полагать, что достаточно инсталлировать одну копию Microsoft Office на сервер, чтобы работать с ней коллективно. В действительности для каждого сотрудника придется приобрести дополнительную лицензию (плюс еще одну, на сервер). Кроме того, возрастут расходы на построение инфраструктуры и последующее ее обслуживание, что для малых компаний неприемлемо.

Сэкономить же реально на терминальном доступе возможно лишь за счет более дешевых аппаратных средств и снижения потребления электроэнергии, но никак не за счет софта. Единственное исключение – построение удаленного доступа на базе Linux.

Экономим на ОС

Как уже сказано, приобретение машины с предустановленной Windows экономически выгодно, особенно если сам ПК подержанный. Альтернативным решением может быть Chrome OS и Linux (Ubuntu, Debian и т. д.), на основе которых несложно развернуть и тонкий клиент, и полноценную рабочую станцию, и сервер терминального доступа. Правда, в первом случае придется ориентироваться на облачные среды: адаптация ОС от Google к привычным приложениям происходит медленно, хотя хромбуки уже научились работать с локальными приложениями типа Photoshop или Office и продолжают совершенствоваться в этом направлении. А Linux пока что вне конкуренции в плане как безопасности (не подвержена вирусным атакам), так и конфиденциальности данных (не отправляет данные пользователей разработчикам). Впрочем, большинство юзеров привыкло к Windows, поэтому нужно заранее учесть затраты на их обучение и время на адаптацию к новой среде.

Облачные сервисы

При желании сэкономить очень разумно обратиться к облакам – ведь в них переносятся многие бизнес-задачи. Так, с документами удобно иметь дело в средах Google Docs и Microsoft Office 365, а взаимодействовать с клиентами – на базе «Мегаплан» или amoCRM; командную работу легко организовать в TeamLab, коммуникации – посредством Slack, MyChat и ooVoo. А уж про хранилища Google Drive или Dropbox и говорить не стоит. И пусть не все эти сервисы бесплатны, но зачастую аренда (в пересчете на одного сотрудника) обойдется неизмеримо дешевле, чем индивидуальное ПО.

Условно-бесплатное и свободно распространяемое ПО

Если бизнес компании не требует специализированного софта, который можно развернуть только на платформе Windows, подумайте о выборе свободно распространяемой ОС и программы. Пакет для работы с документами LibreOffice, растровый редактор GIMP и векторный Inkscape, менеджер задач Task Coach и планировщик времени Wunderlist – все они предлагаются бесплатно. Несколько сложнее с бухгалтерским ПО, но и здесь не «1С» единым живо сообщество: неплохо отзываются об «Инфо-Предприятии», «Дебет Плюсе», «Ананасе». И, конечно же, есть антивирусы – от себя рекомендую обратить внимание на 360 Total Security и Comodo Antivirus. Только внимательно читайте лицензионное соглашение, так как многие программы бесплатны лишь для частного использования.


Как сэкономить на софте. Рис. 3

Выводы

Как видим, единого набора средств свести к минимуму затраты на ПО в небольшой организации не существует, но только потому, что у каждой свои требования и запросы. Зато вариантов масса: бесплатные ОС и ПО, облачные среды и решения терминального доступа. Нужно только хорошо знать решаемые задачи и подыскать к ним наиболее оптимальную комбинацию.

Читайте также
Как грамотно подойти к модели «нулевого доверия» (Zero Trust Network Access), как адаптироваться к ней, а также о многом другом IT-World рассказал Виталий Даровских, менеджер по продукту UserGate Client компании UserGate.

Опубликовано 15.12.2015

Похожие статьи