Коллективный разум: принципы, ответственность, эффективность
В нашей практике коллектив – важный элемент генерации и реализации новых идей. Сотрудники на местах часто видят в своей зоне ответственности больше, чем заметно с позиции руководителя компании, так как они находятся непосредственно «на передовой». И так и должно быть – только тогда сотрудник будет эффективным, когда он понимает все процессы, связанные со своей работой, знает все возможные узкие места, знает самые главные потребности клиентов и как эти потребности правильно удовлетворить.
Принцип работы
Мы не объявляем какие-то специальные конкурсы идей, но постоянно получаем новые предложения от сотрудников. Работает это так:
- внутри проектных групп каждая идея оформляется в специальное письмо, где смысл предложения и его выгода четко формулируются и аргументируются, письмо рассылается на всех заинтересованных в реализации идеи, а также на топ-менеджмент компании;
- идет постоянный диалог с линейными руководителями, в том числе и по смс, почте и телефону;
- 1 раз в неделю я всегда провожу совещания с руководителями отделов для обсуждения текущих вопросов, также лично 1-2 раза в неделю обхожу все отделы и в живом разговоре спрашиваю, общаюсь по проектам с сотрудниками отделов;
- любой сотрудник всегда может записаться ко мне на прием, и не смотря на плотный график, я всегда нахожу время для личного общения с сотрудниками.
Каких-то конкретных критериев для отбора идей нет. Мы руководствуемся здравым смыслом и конечной пользой для компании. Стараемся реализовывать как относительно «безопасные» варианты, например, пробуем новое ПО для проектирования или осваиваем какие-то технологии, которые приносит в компанию молодежь, так и довольно рисковые.
Типичные примеры
Мы настолько часто и плотно пользовались услугами электроизмерительной лаборатории, что через какое-то время ко мне подошел руководитель департамента энергоснабжения и предложил сделать лабораторию внутри компании. К тому моменту вся экспертиза по данному вопросу у нас уже была, оставалась матчасть и получение всех необходимых лицензий. В итоге наша аттестованная лаборатория работает уже 5 лет.
То же самое касается бизнеса – по сути, та модель, по которой мы сегодня работаем, была не просто выведена опытным путем, она была собрана из идей сотрудников. Когда мы "заходили" в какой-то проект, то всегда старались трезво оценить не только свои силы, но и риски. На первых этапах мы много отдавали на аутсорсинг, понимая, что у нас в этом мало экспертизы. Потом начали экспериментировать. Сами сотрудники предлагали – а давайте то сделаем сами, мы это уже умеем, а давайте вот это возьмем.
Так, в какой-то момент мы набрали достаточно экспертизы по металлоконструкциям, и теперь проектирование и монтаж умеем делать сами и готовы отвечать за результат и за сроки. В то же время какие-то более мелкие системы у нас не пошли – просто было не выгодно это делать самим – держать специального человека в штате, закупать оборудование и т.д. Сейчас мы пришли к тому, что на критичные системы жизнеобеспечения ЦОДов мы даем собственную 5-летнюю гарантию. Потому что все проверяем своими руками. А то, что не влияет на жизнеспособность этих систем, мы со спокойной совестью отдаем на исполнение тем, кто это умеет делать хорошо. И это все благодаря тому, что мы пробовали, внедряли идеи людей.
Эффективность меряется ответственностью
Привнести что-то свое в компании может каждый. Но опыт показывает, что, те идеи, которые внедряются в итоге, предлагаются не линейными сотрудниками, а руководителями направлений, поскольку все понимают, что за свои слова нужно будет отвечать, а идею нужно будет реализовывать. Не все на это готовы – ведь нужно доработать мысль, перевести ее в форму и статус проекта, чтобы она была до конца просчитана в деньгах и ресурсах, чтобы за нее кто-то отвечал.
К сожалению, очень многие неплохие идеи умирают, просто потому, что элементарно некому их довести до конца, поэтому самый первый вопрос, который мы задаем, когда сотрудник вносит предложение: «А ты готов это сам реализовать?». На этом этапе отсеивается процентов 80 предложений. Зато те, которые доходят до реализации, в любом случае приносят нам пользу – опыт, деньги, хорошую репутацию или даже просто чувство удовлетворения от реализации классной идеи.
Опубликовано 27.04.2018