Зачем малому и среднему бизнесу аренда IT-оборудования
Во всем мире растут затраты на ИТ-оборудование: например, Gartner прогнозирует, что глобальные продажи серверов в 2018 году вырастут в долларовом выражении сразу на 5,7%. Эти цифры актуальны как для предприятий сегмента Enterprise, так и для небольшого бизнеса. Однако, если корпорациям несложно найти инвестиции на приобретение новых серверов, то небольшие компании, которые разумно подходят к планированию своего бюджета на ИТ, всегда ищут способы превращения капитальных затрат на инфраструктуру (CAPEX) в операционные (OPEX). Как компаниям сегмента СМБ сэкономить на ИТ? Как аренда оборудования помогает оптимизировать бизнес-процессы? Разбираемся.
Специфика ИТ-инфраструктур для сегмента СМБ
Цель внедрения любых технологий, в том числе хранения и обработки данных, – повышение эффективности бизнес-процессов и снижение издержек компании. Крупный бизнес ориентирован на реализацию долгосрочной ИТ-стратегии и готов выделять большие бюджеты на внедрение инновационных решений, требующих не только финансовых, но и внушительных временных затрат. А малый и средний бизнес чаще сосредоточен на решении краткосрочных задач, таких как создание ИТ-инфраструктуры для основных бизнес-процессов, внедрение CRM или ERP, бесперебойная работа сайта, бухгалтерии и офиса.
Таким образом, у среднего и малого бизнеса есть свои особенности при построении ИТ-инфраструктуры:
-
Скромный бюджет. Компании сегмента СМБ нацелены на решение небольших практических задач и поддержку работы функциональных подразделений. Как правило, у них нет масштабных стратегий, а потребности и бюджет изменяются вместе с ростом компании.
-
ИТ выполняют функцию технологического сопровождения. Малый и средний бизнес сосредоточен на обеспечении бесперебойной работы уже выстроенных бизнес-процессов. В его приоритетах нет задачи поиска инновационных решений для развития в дальней перспективе.
-
Часто — особенно в малом бизнесе — отсутствует ИТ-отдел. Функции ИТ-директора может выполнять знакомый сисадмин на фрилансе или же сам собственник, он же директор.
-
К внедрению новых технологий подталкивает жесткая конкуренция. Компании вынуждены искать инструменты для снижения затрат, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Аренда против покупки
Именно правильно подобранные технологии помогают найти резервы для повышения эффективности. Как это сделать — зависит от специфики бизнес-процессов каждой компании. Например, у розничного бизнеса часто бывают задачи, ограниченные по времени: сезонные скидки, «черная пятница» и другие маркетинговые акции, которые серьезно увеличивают нагрузку на ИТ-инфраструктуру. У небольших технологичных компаний и агентств вообще нет офисов, и они не привязаны к конкретному помещению. Многие стартапы и вовсе начинаются с бизнес-гипотезы — если она не покажет результата на ранних этапах, основатели начнут разрабатывать другую идею.
Во всех этих случаях покупать оборудование не нужно: кроме затрат на покупку, придется еще тратиться на обслуживание, резервное копирование и модернизацию «железа», стоимость которого по мере эксплуатации снижается. Кроме того, поставщики оборудования заинтересованы в продаже новых конфигураций — а нужно ли это бизнесу, вопрос спорный.
Дело в том, что цена сервера с комплектующими нового поколения высока. При этом важно понимать, что новые конфигурации незначительно отличаются от предыдущих в производительности. Чаще всего новое поколение процессоров мощнее предыдущего всего на 2-3%. Это значит, что новая техника скорее снизит энергопотребление, чем существенно ускорит вычислительные процессы.
Кроме того, сразу после покупки и начала эксплуатации его стоимость падает несмотря на то, что вычислительные мощности и параметры оборудования не ухудшаются. Здесь все так же, как, например, с автомобилями — при выезде из автосалона они автоматически теряют 10-20% рыночной стоимости, так как в глазах других покупателей становятся б/у, и продать их по полной цене уже нельзя. Кроме того, за время эксплуатации выйдут серверы новых поколений, которые автоматически снизят рыночную стоимость ранее выпущенных.
Все это делает аренду оборудования экономически оправданной, поскольку избавляет от переплат.
Задачи бизнеса, которые решает аренда ИТ-оборудования
Малый и средний бизнес прибегает к аренде оборудования в том случае, если хочет сократить расходы и при этом решить свои ежедневные задачи: например, обеспечить непрерывность работы интернет-магазина, каждый час простоя которого сразу отражается на расчетном счете. Кстати, в этом интересы собственника бизнеса иногда расходятся с представлениями ИТ-специалистов. Системные администраторы часто ориентируются на конфигурации — количество ядер, тактовую частоту, объем памяти, поддержку новых технологий и стандартов. Однако для небольшой компании это может не иметь решающего значения – куда важнее, сколько стоит, к примеру, обеспечить стабильную работу сайта.
По опыту, чаще всего малый и средний бизнес решает при помощи аренды оборудования ряд типовых задач. Среди них — развертывание CRM или учетных систем «1С», работа с базами данных SQL, поддержка непрерывной доступности интернет-ресурсов, резервное копирование.
Однако аренда помогает решить и специфичные задачи СМБ. В частности, изучив запросы клиентов, мы начали развивать услугу аренды оборудования на площадке заказчика. Это дает бизнесу дополнительные возможности: можно, например, построить частное облако, которое позволит выполнить нормативные требования в части информационной безопасности, в случае если законодательство требует хранить используемые компанией персональные данные только на своих серверах. Кроме того, компания может развернуть инфраструктуру в месте геологоразведки, геологодобычи, других малодоступных местах и не зависеть от расположения дата-центров.
Преимущества аренды для компаний СМБ
1. Отсутствие единовременных затрат на покупку оборудования позволяет компании не искать источник финансирования, а превратить все затраты в прогнозируемые операционные издержки.
2. Эксплуатируемое оборудование амортизируется и устаревает. В случае аренды его не нужно списывать и покупать новое, а просто заменить на более современное в рамках договора, не неся расходов на покупку. Например, в нашем дата-центре в рамках долгосрочных договоров заказчики уже через год получают либо бесплатный апгрейд, либо снижение цены.
3. Компании развиваются и растут – увеличиваются и потребности. В нужный момент фирма может сократить объем арендуемого оборудования или нарастить мощности. Масштабировать инфраструктуру очень просто и быстро – стандартные конфигурации оборудования могут быть доступны для подключения буквально в течение нескольких часов.
4. Аренда оборудования в дата-центре — комплексная услуга. Это означает, что заказчику не нужно думать о закупке, настройке, модернизации, электроснабжении, охлаждении, прокладке соединительных линий. Если откажет, например, жесткий диск – поставщик услуги заменит его в рамках SLA, обеспеченного финансовыми гарантиями.
5. При аренде в дата-центре также возникает ряд дополнительных преимуществ:
-
дистанционное хранение информации без доступа третьих лиц;
-
связность с публичными облаками, хранение на СХД без использования интернет-трафика;
-
мобильность офиса или сотрудников при сохранении стабильной и бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры;
-
выполнение отраслевых требований по безопасности, например закона «О персональных данных».
В итоге сегодня у небольших компаний есть три варианта создания и масштабирования IT-инфраструктуры: купить оборудование, взять его в аренду или воспользоваться услугами провайдера публичных облаков. Владельцы бизнеса все чаще выбирают аренду, причем независимо от размера компании. Да, облака дешевле, быстрее и удобнее, но аренда часто оправданна с точки зрения безопасности и удобства аутсорсинга. Следующим шагом после аренды оборудования нередко становится развертывание частного облака на арендованных ресурсах или последующий переход в публичные облака.
Опубликовано 25.11.2018