Как автоматизировать логистические процессы и вырасти в два раза?
С 2020 года логистика начала автоматизироваться быстрыми темпами. И это не может не радовать, так как ранее многие задачи и процессы специалисты вели исключительно на бумаге и от руки. Международный холдинг «МАРШАЛ» специализируется на автомобильных, железнодорожных, морских и авиаперевозках. Для повышения качества работы и автоматизации логистических процессов год назад мы начали внедрять цифровые инструменты. Проект реализуем в несколько этапов, и за это время нам удалось вырастив два раза — как по количеству персонала, так и по объемам оборота.
Что уже сделано
Для начала мы прописали дорожную карту, в которой значится внедрение и ERP-системы, и новых сервисов, и миграция на другой софт. Ежемесячно сверяемся, что уже сделано, а что только предстоит.
У нас 4-ступенчатая структура продаж: менеджеры по продажам, клиентские менеджеры, логисты и диспетчеры. Большую часть процессов мы смогли автоматизировать:
-
отправку коммерческих предложений через email на сайт и в WhatsApp клиенту;
-
автоматическое формирование счетов и актов после выгрузки ТС с последующей отправкой клиенту;
-
рассылку сообщений действующим клиентам – больше не надо тратить время на обзвон и письма;
-
интеграцию диспетчерского отдела с программой мониторинга транспорта;
-
поиск перевозчиков. Для этого мы интегрировали логистический сервис по организации и автоматизации автомобильных грузоперевозок «Площадки ATI.SU» от «Биржи грузоперевозок ATI.SU» с нашей корпоративной системой перевозок на основе «Битрикс-24».
-
контроль исполнения заявок. Диспетчеры используют сервис автоматизации мониторинга транспорта – Movizor. Он помогает нам не только отслеживать перемещения транспорта, но и предоставлять информацию заказчикам о местонахождении грузов в режиме онлайн.
В ближайшее время сотрудники смогут видеть в рабочем пространстве как новостную ленту компании, так и запросы на предоставление транспорта и смогут по одному клику закрывать такие заявки от грузовладельцев. Запросы мы сможем автоматически выставлять на площадках ATI.SU с помощью интеграции API, и логисту останется только отрабатывать входящие звонки от перевозчиков и оформлять документацию. Благодаря использованию сервиса, конверсия закрытия заявок повысилась на 10–15% в зависимости от сложности направления, объема грузов, количества перевозчиков и других факторов.
Отдельно отмечу, что мы ищем перевозчиков для грузовладельцев, которые не работают на бирже ATI.SU. Наша задача – состыковать их между собой, так как мы экспедиторская компания и собственным парком транспорта не владеем.
Что планируем сделать
У нас еще не автоматизированы процесс страхования грузов и работа службы безопасности, но мы к этому постепенно движемся. В планах – до конца 2023 года создание единой экосистемы, которая позволит сотрудникам работать в одном окне, без переключения вкладок, сайтов и различных платформ. Пока же используем несколько систем и сервисов («Битрикс-24», площадки ATI.SU, сайт страховой компании) и между ними приходится переключаться.
По сути, мы пошли по пути разработки собственной системы автоматизации логистических процессов на базе платформы «Битрикс-24». Интегрируем через API различное ПО, позволяющее компании закрывать свои потребности в цифровых решениях и постоянно развиваться. Создание единой цифровой среды – наш первый шаг на пути автоматизации: есть к чему стремиться и куда расти.
Зачем нам это нужно?
Безусловно, процесс автоматизации – удовольствие не из дешевых, но инвестиции в него – это вложения в будущее бизнеса, его развитие и долгосрочную работу.
Автоматизация логистики помогает нам не только избавить сотрудников от рутинных задач, но и увеличивать прибыль за счет привлечения новых перевозчиков и улучшения коммуникаций с клиентами.
Начав внедрение цифровых логистических сервисов, мы начали стремительно расти: за год наш коллектив увеличился в два раза. Растет и оборот – а значит, и маржа, количество заявок и конверсия их закрытия. В этом году мы поставили себе планку оборота в 2 млрд рублей – уверен, что обязательно ее достигнем.
Мотивация к развитию
Сотрудники «МАРШАЛа» на каждом этапе продаж получают процент от стоимости перевозки. Для разных категорий специалистов – разная система мотивации. Но именно автоматизация процессов помогает им всем увеличивать количество сделок и, соответственно, свой доход. Чем больше рутины будет автоматизировано, тем больше люди смогут зарабатывать, так как у них появится время на работу с новыми клиентами и решение стратегических задач.
Мы сделали из автоматизации корпоративную культуру и сейчас работаем над тем, чтобы все сотрудники ее разделяли и буквально получали удовольствие от взаимодействия с новыми инструментами, интересовались инновационными технологиями и стремились развиваться. Выслушиваем возражения, объясняем, почему автоматизация важна для бизнеса и как она меняет все внутренние процессы.
Ну а у тех, кто не готов к таким переменам в отрасли, всего два выхода – либо менять сферу деятельности, либо пересмотреть свою позицию. Если не развиваться и использовать старые, привычные инструменты, рискуешь просто остаться в аутсайдерах рынка.
Резюме
Я рекомендую начинать автоматизацию как можно раньше, так как с ростом штата и объемов работы будет сложнее цифровизировать бизнес-процессы и мотивировать персонал. Внедрять инновации нужно прямо сейчас. Начать можно с CRM – это уже поможет научиться зарабатывать и не остаться за бортом.
Есть желание расти ускоренными темпами? Создавайте собственную систему автоматизации, выстраивая интеграцию с внешними сервисами и логистическими платформами. Используйте все возможные цифровые логистические инструменты, представленные сегодня на рынке. Разберитесь в их механизмах и внедряйте в работу – они действительно помогают развивать бизнес.
Побороть сопротивление со стороны сотрудников можно с помощью правильно выстроенной системы мотивации: каждый член команды должны видеть, что автоматизация приносит выгоду не только владельцу бизнеса, но и им самим.
Опубликовано 12.07.2023