Сергей Панарин: Инновации против пробок. Российский комплекс «Мегатолл» борется с заторами на платных трассах

Логотип компании
Создатель системы Сергей Панарин делится опытом внедрения скоростных и бесконтактных решений оплаты проезда.

Интенсивность автомобильного трафика на платных трассах Росавтодора ежегодно растёт. Так за прошедший 2022 год она увеличилась на 13,3%. При сильном увеличении потока машин “бутылочным горлышком” скоростных шоссе становятся пункты пропуска. Однако отечественные разработки позволили решить проблему. Одна из них – аппаратно-программный комплекс “Мегатолл”, который сейчас работает на трети платных дорог страны. Инновационная разработка уникальна своей совместимостью как с открытыми, так и закрытыми системами взимания платы на автодорогах. В то время как зарубежные аналоги, в основном, могут работать только с одним из видов систем. Автор и создатель разработки – талантливый IT-инженер Сергей Панарин, участвовавший ранее в разработке системы, благодаря которой водители могут оплачивать проезд одним устройством на трассах с разными операторами. Сегодня мы поговорим с разработчиком о том, как ему удалось превзойти зарубежные решения, и как ИТ предотвращают заторы на пунктах пропуска.

Сергей, вы давно занимаетесь разработками интеллектуальных транспортных систем. Одной из самых значимых в масштабах страны ваших разработок стал аппаратно-программный комплекс "Мегатолл" для проведения быстрой оплаты на платных участках дорог. Как формировалась идея?

Идея создать собственный универсальный комплекс для систем взимания платы сформировалась на основе моего опыта работы в этой сфере. Всё началось ещё в 2011 году, когда я устроился инженером на один из первых платных участков дороги М4 "Дон". Тогда это было новое и перспективное направление для России. Работая с разными системами взимания платы, я столкнулся с их недостатками, увидел потенциал для улучшений.

К 2016 году у меня уже был богатый опыт внедрения и сопровождения таких систем. И тут пришло понимание, что хочу создать продукт, который будет лишён имеющихся ограничений и объединит все лучшие наработки. Мне хотелось разработать универсальное решение, которое будет полностью открытым и гибким, позволит реализовать как закрытую, так и открытую систему оплаты.

В итоге, после года разработки и тестирования появился наш аппаратно-программный комплекс "Мегатолл". Мы с командой вложили в него весь накопленный опыт и знания. И сегодня я горжусь тем, что это решение успешно применяется на многих ключевых дорожных объектах в России.

Вам и компании АСТ уже удалось занять 34% рынка с “Мегатоллом”. В чем секрет успеха? Чем ваше решение превзошло российские и зарубежные аналоги?

Действительно, вопрос конкурентоспособности нашего продукта по сравнению с зарубежными аналогами очень важен. Я постараюсь объяснить, в чем заключаются наши ключевые преимущества.

Во-первых, наш комплекс "Мегатолл" изначально разрабатывался как универсальное решение, сочетающее в себе возможности как закрытых, так и открытых систем оплаты. Большинство зарубежных разработок ориентированы, как правило, либо только на один, либо только на другой тип систем.

Во-вторых, архитектура "Мегатолла" базируется исключительно на открытых компонентах – это операционная система Linux, СУБД PostgreSQL и другие, – что обеспечивает гибкость, масштабируемость и снижает стоимость владения.

В-третьих, программная реализация позволяет легко модифицировать логику работы и алгоритмы под нужды конкретного заказчика и интегрировать новые модули. Мы учли недостатки других вендоров, где изменения требуют серьезных усилий.

В-четвертых, российское происхождение нашего продукта дает преимущества при работе с местными нормативными требованиями, интеграции с другими отечественными системами.

Ну конечно, сильная техническая поддержка и опыт внедрений на ключевых объектах инфраструктуры.

На данный момент география применения вашего комплекса весьма широка: это и М4 ”Дон”, и М11 "Москва — Санкт-Петербург”, и первая платная трасса на Дальнем Востоке М58 "Амур". С помощью каких инструментов вы распространяли свой продукт?

Я считаю, одним из ключевых факторов стало то, что мы смогли удачно позиционировать его как полностью российскую разработку, отвечающую потребностям местного рынка. Это сыграло на желании заказчиков поддержать отечественного производителя высокотехнологичной продукции в лице компании ООО “Автоматизированные системы транспорта”, где я в данный момент работаю. Также немаловажную роль сыграли наши усилия по продвижению "Мегатолла" через активное участие в отраслевых мероприятиях, публикации в профильных СМИ, работу с лидерами мнений. Ну и конечно, была проведена большая работа по обеспечению высокого качества внедрения системы у заказчиков, оперативной техподдержке, доработке функционала. Это позволило завоевать отличную репутацию и доверие партнеров. Так что распространение комплекса – это итог и грамотных маркетинговых усилий, и слаженной работы команды, обеспечивающей функциональность системы и нацеленной на результат.

Сергей, вы разрабатывали единый для всей страны стандарт гаджетов для бесконтактной оплаты на трассах, и в основе той самой услуги интероперабельности, которая значительно облегчила проезд водителям по дорогам с разными операторами, лежат ваши решения. Как проходила разработка?

В 2015 году, работая в компании "ОССП", я впервые столкнулся с необходимостью обеспечить совместимость устройств для бесконтактной оплаты, транспондеров, разных операторов и эмитентов. До этого каждый оператор использовал свою закрытую систему, и при проезде по разным участкам водителям приходилось менять транспондеры. Я предложил создать единую информационную систему, которая позволит "привязать" транспондер к конкретному автовладельцу один раз, чтобы он мог использовать его на любых платных участках.

Сначала мы реализовали пилотный проект с оператором дороги М1 "Беларусь", чтобы протестировать технологию. Я разработал первую версию программного обеспечения, которое интегрировало данные по транспондерам из разных систем. В итоге, система успешно прошла испытания. А меня пригласили в технический комитет при Государственной компании “Автодор” принять участие в создании единого федерального стандарта интероперабельности, который внедрили в 2017 году. В целом этот опыт очень пригодился в дальнейшем при создании других крупных проектов.

Сергей, вы улучшили работу транспортной инфраструктуры путём еще одного вашего решения – "мобильные кассы", которые использовались для борьбы с заторами на пунктах оплаты, в своё время они помогли решить весьма актуальную проблему на трассах федерального значения. Как родилась идея?

Идея пришла ко мне в 2016 году, когда я работал в компании "ОССП" руководителем отдела техподдержки. Мы столкнулись с тем, что на некоторых участках автодороги М4 "Дон" в сезон отпусков образовывались очень большие заторы из-за того, что большинство водителей расплачивались наличными на пунктах оплаты, пропускной способности которых оказалось недостаточно, когда вырастал поток машин.

Тогда я предложил своё решение – разработать так называемые мобильные кассы на базе планшетов: к планшету подключается принтер для печати чеков, кассовый аппарат, дополнительный аккумулятор. Таким образом, оператор сам может подходить к машинам в очереди и принимать оплату по безналичному расчёту или наличными с выдачей фискального чека.

Как вы интегрировали эти "мобильные кассы" в основную систему пунктов оплаты?

Для этого я разработал специальное ПО, которое интегрирует с ней работу "мобильных касс". Кассиры обмениваются данными о транзакциях и печатают уникальные QR-код билеты, по которым потом пропускают автомобили. Это позволило существенно увеличить пропускную способность. Например, 5 кассиров с мобильными терминалами обслуживают поток в 400–500 авто в час, что эквивалентно работе 3 дополнительных полос. При этом стоимость 1 мобильного комплекта – около 40 тысяч рублей, а одна полоса обходится в 5 миллионов и более. Таким образом, это очень эффективное и недорогое решение, которое позволило разгрузить самые проблемные участки дороги М4 "Дон".

Сергей, мы знаем о вашем активном участии в Ассоциации IAHD. Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в этой организации? Интересно также узнать, какие проекты и инициативы IAHD вас особенно вдохновляют и почему?

Моя роль в Ассоциации IAHD связана с применением моего опыта и знаний в разработке и интеграции продвинутых IT-решений в индустрии платных дорог. Я активно участвую в проектах, связанных с интероперабельностью, мобильными кассами и разработкой системы “Мегатолл”. Что меня вдохновляет в IAHD, так это возможность применять и развивать инновационные IT-решения, которые оказывают значительное влияние на индустрию платных дорог и на IT-сектор в целом. Это направление деятельности позволяет мне вносить свой вклад в развитие технологий и совершенствование инфраструктуры нашей страны.

В 2022 году вы были членом жюри премии Digital Leaders Awards, выделяющей значительные достижения в области цифровизации. Можете ли вы, опираясь на отсмотренные проекты, сказать, какие ключевые тренды намечаются в сфере цифровых технологий? И какие разработки, по вашему мнению могут повлиять на будущее цифровой индустрии в России и в мире?

Участие в жюри Digital Leaders Awards 2022 позволило мне увидеть ряд инновационных подходов в сфере цифровых технологий. Особое внимание привлекли проекты, связанные с развитием технологий для платных дорог и систем взимания платы. Это ключевое направление, в котором цифровизация играет решающую роль, помогая повысить эффективность и безопасность транспортных потоков.

Среди наблюдаемых трендов выделяются разработки по распознаванию и аналитике данных в системах управления дорожным движением. Применение искусственного интеллекта и машинного обучения в этих системах позволяет не только автоматизировать процесс взимания платы, но и значительно повысить безопасность на дорогах.

Также важное значение имеют разработки в области информационной безопасности. С учетом растущей цифровизации транспортных инфраструктур, защита данных становится приоритетом. Это необходимо для обеспечения надежности и защиты персональных данных пользователей, в том числе и на дорогах.

Над какими инновационными решениями планируете работать в ближайшем будущем, и есть ли планы по развитию системы "Мегатолл"?

Я вижу большой потенциал в развитии технологий на базе искусственного интеллекта для автоматизации процессов на платных дорогах. Например, это может быть "умная" система распознавания номерных знаков, которая сможет автоматически идентифицировать автомобиль, рассчитывать нужный тариф и пропускать машину через пункт оплаты без остановки. Я уже прорабатываю алгоритмы и нейросетевые модели для этого. Еще одно перспективное направление – внедрение беспилотных летательных аппаратов для мониторинга и анализа транспортных потоков на платных участках. Это позволит оптимизировать работу всей инфраструктуры в режиме реального времени.

В планах у меня и разработка мобильного приложения нового поколения для комфортного проезда по платным дорогам. Хочу реализовать функции автоматических платежей, навигации, информирования о ситуации на трассе, чтобы сделать поездку максимально удобной для автовладельцев. В целом, стараюсь следить за всеми инновациями в сфере ИТ и дорожной инфраструктуры, чтобы внедрять передовые решения на объектах, где используется наша система "Мегатолл" – это направление планирую и дальше развивать.

Опубликовано 09.02.2024

Похожие статьи