Электронное благоденствие

Логотип компании
Электронное благоденствие
8 октября 2015 года в рамках VIII Петербургского международного инновационного форума состоялся круглый стол «Цифровое общество. Электронное взаимодействие граждан с государственными органами»

8 октября 2015 года в рамках VIII Петербургского международного инновационного форума состоялся круглый стол «Цифровое общество. Электронное взаимодействие граждан с государственными органами». Организатором этого уже ставшего традиционным для инновационного форума мероприятия выступил Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга при содействии журнала IT Manager.

Основной темой обсуждения на круглом столе стала практика развития и использования электронных госуслуг. На открытии мероприятия с приветственным словом выступили председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов, заместитель министра транспорта и связи Чеченской Республики Турпалали Алсултанов, а также директор департамента информационных технологий администрации губернатора и правительства Архангельской области Александр Яценко. Они отметили актуальность тематики круглого стола, поблагодарили откликнувшихся на приглашение участников и призвали обсуждать не только достижения в области государственных электронных сервисов, но и планы их развития на следующий год, а также обмениваться опытом и любыми данными или мнениями, которые могут поспособствовать становлению электронного правительства.


Электронное благоденствие. Рис. 1

На связи с городом

В докладе, посвященном решению проблем горожан посредством электронных госуслуг и популяризации электронного правительства, Иван Громов подчеркнул, что необходимо включить механизмы, усиливающие позитивные ощущения от той деятельности, которую ведет исполнительная власть города. Перед Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга стоят задачи снижения затрат на оказание госуслуг и повышения их качества. «Для их решения нам необходимо заставить чиновников, привыкших к определенному укладу и рабочему распорядку, работать лучше и эффективнее. Поэтому мы уже в корне пересмотрели систему управления администраций районов и упорядочили работу по выявлению административных нарушений», – сообщил Иван Громов.

Во многом этому способствует портал «Наш Санкт-Петербург», реализованный Комитетом по инициативе губернатора города Георгия Полтавченко. С помощью этого портала можно жаловаться на различные проблемы, связанные с обеспечением жизнедеятельности города, и наблюдать за результатами их решения. Иван Громов отметил, что, согласно статистике использования этого портала, более 60% горожан интересуются жизнью и развитием Санкт-Петербурга. «Это удивляет и радует одновременно. Важно услышать, что именно ждут от властей города его жители, а также воплотить в жизнь все, что возможно», – убежден Иван Громов. Именно для этого в Петербурге полным ходом идет работа по созданию нового портала, получившего название «Активный гражданин». Он призван стать площадкой для организации обратной связи с горожанами и позволит им высказывать всевозможные идеи об улучшении жизни в городе. Те, за которые проголосует большинство посетителей портала, будут реализовываться властями города. «Нам интересны позиции активных людей. Мы хотим слышать не только жалобы, но и предложения», – отметил в выступлении Иван Громов.


Электронное благоденствие. Рис. 2

Также глава Комитета напомнил о конкурсном проекте «IT-школа 2015», стартовавшем 1 октября 2015 года. В его рамках несколько десятков учеников и их родителей в каждом районе города смогут получить в качестве призов топовые электронные гаджеты – современные смартфоны и планшеты. Конкурс «IT-школа 2015», организованный комитетом, направлен на популяризацию городских интернет-ресурсов среди школьников Санкт-Петербурга, их родителей, а также совершеннолетних друзей и родственников. Он дает возможность не только получить ценные призы, но и ознакомиться с современными электронными госуслугами и их возможностями, доступными для жителей Санкт-Петербурга на специализированных порталах в Интернете.

Обмен опытом

В сфере государственного управления в АТО Гагаузия реализованы единая правительственная технологическая платформа M-Cloud, услуга электронных платежей, правительственная инфраструктура хранения данных, система электронных госзакупок «е-Закупки» и многое другое. Об этом рассказала  начальник главного управления экономического развития АТО Гагаузия (автономное территориальное образование на юге Молдавии) Мария Борденюк. Она особо отметила внедрение информационной системы управления документами и записями органов центрального отраслевого публичного управления (SIGEDIA) в рамках инициативы «Правительство без бумаги», разработанной в 2011 году Государственной канцелярией Молдовы. Цель инициативы заключалась в определении и внедрении эффективной системы документооборота в правительстве, которая бы упростила и в то же время ускорила процесс принятия решений.


Электронное благоденствие. Рис. 3

Мария Борденюк подчеркнула, что развитию электронных сервисов в АТО Гагаузия в целом способствует рост уровня проникновения интернет-доступа, а также расширение зоны покрытия сетей операторов мобильной связи. Однако пока что эти показатели существенно отстают от развитых стран, что является одним из основных барьеров на пути развития электронного правительства.

Тему обмена опытом продолжил заместитель начальника управления информационных систем «Центра информационных технологий» Тульской области Виталий Прокудин. По его словам, как и многие другие регионы России, Тульская область испытывала серьезные трудности, связанные с очередями граждан в кабинеты чиновников для получения различных госуслуг. Кроме того, ранее все межведомственные запросы создавались на бумаге, а в разных органах исполнительной власти работали разрозненные информационные системы.


Электронное благоденствие. Рис. 4

В ходе решения этих проблем «Центр информационных технологий» Тульской области запустил региональный портал электронных госуслуг. «Это было сделано для того, чтобы быть независимыми от подрядчиков и иметь возможность масштабировать его самостоятельно по мере необходимости», – отметил Виталий Прокудин. Он сообщил, что на портале уже реализован доступ к 146 госсервисам, а всего за время его существования оказано более 74 тыс. услуг. Согласно статистике, наибольшим спросом в Тульской области пользуются такие сервисы, как «Выдача повторных документов из органов ЗАГС», «Информация о муниципальном имуществе из реестра МИ МО», «Результат ЕГЭ» «Государственная регистрация рождения», «Государственная регистрация заключения брака», «Государственная регистрация смерти».

Также «Центр информационных технологий» Тульской области реализовал технологический портал, через который осуществляется обмен данными между региональными ведомствами. Это существенно облегчает сбор статистики для последующего анализа и отчетности.

Госуслуги в действии

Отдельная задача – популяризация электронных госуслуг. Начальник отдела мониторинговых исследований Центра технологий электронного правительства Университета ИТМО Людмила Видясова поделилась результатами нового исследования популярности портала государственных услуг Санкт-Петербурга, проведенного в июле 2015 года. Сбор информации осуществлялся специалистами Центра технологий электронного правительства Университета ИТМО как через интернет-анкетирование, так и в формате очного опроса в семи МФЦ города. Участие в исследовании приняло более 450 респондентов. Кроме того, в июне 2015 года было проведено исследование практики использования Единой системы идентификации и аутентификации жителями Санкт-Петербурга. Опрос проводился очно в местах оказания услуг, в нем приняли участие около 300 человек.


Электронное благоденствие. Рис. 5

Исследования показали, что по сравнению с 2014 годом количество людей, регулярно использующих электронные госуслуги, заметно выросло. При этом наибольшей популярностью пользуются услуги в социальной сфере, здравоохранении, а также сервисы налоговых органов и миграционной службы. Большинство граждан предпочитает получать услуги через МФЦ – за год их количество среди участников опроса увеличилось на 12%. При этом вторым по популярности способом получения услуг по-прежнему остается прямое обращение в соответствующие органы власти, тогда как федеральный и региональный порталы госуслуг на третьем и четвертом месте по популярности.

По темпу роста подключений жителей к ЕСИА Санкт-Петербург обходит 80% регионов страны: 78% опрошенных проинформированы о том, что такое федеральный портал госуслуг, и 39% уже зарегистрированы на нем. О региональном портале госуслуг знают 60% опрошенных, из которых 47% хотя бы раз пользовались сервисами портала. Основным источником информации о городском портале госуслуг по-прежнему остается Интернет.

Среди основных причин неудовлетворенности порталом госуслуг, по словам Людмилы Видясовой, лидирует неудобство регистрации, связанное с трудностями подтверждения учетной записи. Кроме того, пользователи отмечают сложность самой процедуры. Из-за этого многие не смогли самостоятельно завершить регистрацию. Часть из них слишком долго ждала письма с ключом идентификации или вовсе не получила его, часть не смогла пройти регистрацию из-за регулярных сбоев в работе портала. Некоторые пользователи столкнулись с неустранимой ошибкой при вводе СНИЛС.

«В целом за период проведения исследований в 2014 и 2015 годах уровень использования федерального и регионального портала для получения электронных госуслуг возрос. Однако, как показал анализ, для дальнейшей их популяризации необходимо повысить удобство механизма регистрации для всех социальных групп и активно развивать мобильные сервисы», – отметила в своем выступлении Людмила Видясова.

Читайте также
Почему даже системные администраторы должны работать в строго контролируемых рамках? IT-World разбирался, как PAM поможет защитить и администратора и всю компанию от неприятных сюрпризов.

Под занавес круглого стола заместитель генерального директора компании InfoWatch Рустэм Хайретдинов дал оценку текущей ситуации с обеспечением информационной безопасности государственных электронных площадок. Он констатировал, что все больше активности государства в части предоставления госуслуг переходит в Интернет. В этой связи возможностей навредить электронным государственным сервисам очень много. В рамках модели информационных угроз все существующие риски можно разделить на случайные и намеренные, а также внешние и внутренние.


Электронное благоденствие. Рис. 6

Больше половины потенциальных угроз, по словам Рустэма Хайретдинова, проистекает от недобросовестных программистов, порождающих множество ошибок при создании информационных систем и не уделяющих достаточное внимание информационной безопасности. «Раньше информационная безопасность при разработке программного продукта была второстепенной задачей – ею обычно занимались уже после того, как продукт создан. Теперь же безопасность приложений настолько важный аспект, что она должна закладываться в любой продукт еще на этапе его проектирования», – подчеркнул Рустэм Хайретдинов. По его словам, такой подход пока что практикует далеко не каждый разработчик, но все уже осознали его важность. К наиболее эффективным инструментам предотвращения рисков топ-менеджер Infowatch относит дублирование и резервирование информации, комплексный подход к защите от внешних угроз, постоянный анализ защищенности систем, контроль кода и изменений, обучение и повышение осведомленности программистов, а также системы DLP, SDLC, антифрод и их производные.

***

По завершении работы круглого стола его участники отметили актуальность прошедшей дискуссии и пришли к единодушному мнению о необходимости проведения подобных мероприятий на регулярной основе для повышения эффективности решения задач в области развития электронного правительства и обмена опытом между различными регионами.


Электронное благоденствие. Рис. 7

Опубликовано 15.10.2015

Похожие статьи