Игорь Хапов: «Команда Garage поможет клиентам Cloud сделать первый шаг в облако»

Логотип компании
Заказчик платит только за выделяемые ресурсы, но работу специалистов подрядчика ему оплачивать не нужно

В начале сентября 2022 года команда Garage (Гараж) российского офиса IBM перешла в компанию Cloud (ООО «Облачные технологии»). Сохранив название, эта команда оставила неизменной и свою основную цель – это своеобразный ИТ-спецназ, который будет помогать крупным заказчикам решать самые непростые задачи модернизации ИТ-инфраструктуры, оптимизации приложений и миграции в облако Cloud. О том, какие уникальные возможности теперь открылись перед клиентами ведущего российского облачного провайдера, нам рассказал лидер команды Garage Игорь Хапов, занявший в Cloud должность руководителя департамента разработки инновационных решений.

Чем вы и ваше подразделение занимались ранее, до перехода в Cloud?

Я руководил департаментом IBM Garage и взаимодействовал с ключевыми заказчиками. Мы работали по международной методологии Garage Method, базирующейся на открытой технологии Cloud Adoption. Мы занимались созданием важных проектов, пилотированием новых технологий у заказчиков, а также снятием всех “преград” на пути внедрения продуктов и миграции в облако. Для этого команда проводила сессии дизайн-мышления, архитектурный аудит, нагрузочное тестирование и создавала MVP проекты совместно с заказчиком. Мы техническая команда, которая работает, исходя из бизнес-задач и вызовов, которые стоят перед заказчиком, и всегда фокусируется на той ценности, которую мы можем принести клиенту.

Почему «Гараж»?

Это международный термин. Многие всемирно известные ИТ-компании родились в гаражах. Амбициозные и технически одаренные люди собирались в гараже и начинали в нем проектировать новый продукт. Так же и наша команда собирается вместе с заказчиком, начинает обсуждать его идеи и пожелания, а потом вместе с ним изобретает способ реализации. Фактически мы придумываем с заказчиком новый бизнес или решаем совместную инновационную задачу в формате мозгового штурма. Знания специалистов заказчика дополняются нашими компетенциями в облачных технологиях.

Однако не во всех проектах необходимо задействовать команду “гаража”. Если, допустим, речь идет о рядовом проекте по миграции в облако, то заказчику лучше помогут пресейлы Cloud. Мы же, в отличие от пресейлов, работаем на проектной основе. Как правило, мы подключаемся к заказчику на три месяца, и все это время работаем с ним над созданием сложной дорожной карты, новых продуктов и пилотированием технологий.

Выбирая работу, почему вы сделали выбор в пользу ведущего российского облачного поставщика - Cloud?

В создании продуктов я уже достиг многого, и мне хотелось исследовать новые области. Именно поэтому два года назад я переключился на работу с заказчиками. И теперь я убежден, что в России заказчики самые интересные. Они амбициозны, у них классные ИТ-специалисты, перед ними стоят очень сложные и по-настоящему нетривиальные задачи. Это вызов, который я с огромным интересом принимаю.

В чем отличие российских заказчиков от, например, европейских?

Каждый заказчик особенный, но если провести некую общую черту, то можно сказать, что наши более динамичные. Возможно, это следствие внешних экономических факторов. В других странах рынки могут быть более зрелыми в плане технологического развития, и это стимулирует наших клиентов работать лучше и быстрее. Амбициозность многих компаний тоже удивляет. Многие заказчики изначально ставят себе стратегическую цель по выходу на международный рынок. Они начинают равняться на игроков, существующих уже десятки лет, и эти амбиции помогают работать эффективнее.

Компания Cloud стремится стать лидером российского рынка облачных услуг. Как вы видите себя в достижении этой цели?

Я перешел в Cloud вместе со своей командой. Она изначально была сконфигурирована таким образом, чтобы оказывать заказчикам комплексное содействие при переходе в облако. С другой стороны, мы помогаем и коллегам внутри компании. К примеру, мы открыли в Cloud UX-лабораторию: она помогает улучшать наши решения, проводить глубинные исследования как продуктов, так и ожиданий заказчиков. При работе с заказчиком мы не только замечаем проблемы на его стороне, но и стараемся адаптироваться под его потребности. Мы собираем требования и строим гипотезы, а полученные данные передаем в продуктовый блок.

Что уникального вы и коллеги, пришедшие вместе с вами в Cloud, могут предложить российскому рынку?

Команда “гаража” уникальна. Подразделение с такими компетенциями, способное влиться в организацию заказчика и бесплатно помочь провести цифровую трансформацию, планировать миграцию в облако, поддерживать заказчика на протяжение всего процесса миграции, провести аудит и указать узкие места — это огромная редкость. Лично я на российском рынке таких команд больше не знаю.

Вы сказали, что оказываете услуги бесплатно. Что это означает?

Наша команда работает с крупными заказчиками. Стоимость наших услуг заказчику не выставляется. Компания Cloud таким образом инвестирует в длительные взаимоотношения с крупными клиентами. Да, это не сервисные взаимоотношения в чистом виде. Понятно, что мы не можем работать со всеми заказчиками, но для амбициозных и технически сложных проектов мы предоставляем наши услуги на бесплатной основе. Мы видим, что у заказчика хорошо развивается бизнес. Мы понимаем, что у него есть потребность в облачных технологиях, но из-за недостатка ресурсов ему это сложно сделать самостоятельно. Тогда и подключается наша команда, которая проводит пилотирование технологий. Заказчик платит только за выделяемые ресурсы, но работу наших специалистов ему оплачивать не нужно. Мы прорабатываем сценарии, проводим сессии дизайн-мышления, рисуем текущую архитектуру заказчика, прорабатываем целевую архитектуру. После этого создаем минимальный продукт, который работает в облаке. А вот процесс миграции и адаптации уже ложится на плечи заказчика. Мы просто помогаем начать, сдвинуть проект с мертвой точки.

Можете в общих чертах обозначить портрет заказчика, к которому на помощь может прийти ваша команда?

Основные критерии — это сложные бизнес-задачи, либо наличие каких-либо проблем или вызовов. Кроме того, заказчик должен быть заинтересован в результате. Мы не работаем “вместо” заказчика, мы работаем “вместе”. Мы передаем нашу экспертизу, наши знания об облаке. Если компания просто хочет реализовать MVP-проект (пилотный проект или работоспособный прототип), который нужно показать на Совете директоров, то это не про нас.

Каждого заказчика мы обсуждаем совместно с коммерческим директором. Пока у нас только одна команда “гаража”, а масштабироваться мы начнем в ближайшем будущем совместно с партнерами. Думаю, что из больших проектов мы можем подключаться к четырем или пяти в течение года. Если увеличивать это количество, то упадет качество нашей работы.

Читайте также
1 сентября 2024 года должно было стать знаковой датой для предприятий, относящихся к субъектам КИИ: с этого времени они должны были перестать приобретать и использовать так называемые «недоверенные» программно-аппаратные комплексы. Данное событие могло бы стать еще одним драйвером для развития отечественной ИТ-отрасли, однако пока множество сдерживающих факторов – от терминологических до организационных – мешают совершать этот переход.

С какими проблемами и вызовами к вам чаще всего приходят заказчики?

Чаще всего это проблема роста. Нужно расширяться, масштабировать, а существующие ограничения инфраструктуры не позволяют. Вторая частая проблема - отказоустойчивость. Заказчику нужен либо резервный ЦОД, либо распределенная система. Часто мы уже с текущими заказчиками обсуждаем идеи и планы, чтобы затем помочь в их реализации. Нередко к нам приходят заказчики от других облачных провайдеров, которых интересуют вопросы миграции. С одной стороны, нужно спланировать миграцию, а с другой - провести ее без отключения продуктивного решения, поскольку даже минутный простой влечет колоссальные убытки.

Помогаете ли вы заказчикам решить проблемы с безопасностью в облаке?

Безопасность критически важна для облака. Одни специалисты проектируют безопасность, другие отвечают за ее мониторинг. Создать безопасное решение с помощью компании Cloud проще, чем своими силами в своем дата-центре. При всем при этом, мы никогда не получаем доступа к данным наших заказчиков. Наши on-premise решения можно развернуть напрямую в своем ЦОДе. У нас есть все необходимые сертификаты. Как только в продукте что-то меняется, мы обязательно обращаемся во ФСТЭК и другие регулирующие органы, чтобы проверить внесенные изменения на соответствие нормам сертификации.

Во многих компаниях можно встретить зоопарк инфраструктуры и информационных систем. Как вы можете помочь заказчикам в этой ситуации?

Здесь поможет аудит, реализованный по технологии Cloud Adoption. Мало у кого из заказчиков документация находится в идеальном состоянии. Поэтому мы интервьюируем специалистов, выясняем, какие методы и подходы используются, как разворачиваются новые системы. Опрашиваем мы при этом десятки специалистов. Далее составляется “карта зрелости”, в которой отмечены как благополучные, так и требующие улучшения критерии. Этот документ помогает определить шаги, которые нужно сделать компании, чтобы мигрировать в облако, ведь миграция — это не только технические, но и организационные шаги. Мы помогаем сделать в этом первый шаг.

И последний вопрос. Какие планы у вашего подразделения на ближайший год?

Мы уже расширили команду, открыли UX-лабораторию, в команду выходят новые люди. Мы думаем и о масштабировании, в котором активное участие примут партнеры. Мы даем старт проекту, но довести его до продуктивного состояния, если сам заказчик не может это сделать, помогут наши партнеры, которых мы активно включаем и развиваем как одно из сообществ Cloud.

Реклама erid: LjN8KcEcC

Опубликовано 25.11.2022

Похожие статьи