Погадаем на кофейной гуще. Люди как новый риск непрерывности

Все прошлые преимущества в снижении цены операции на пару рублей и увеличение скорости обработки на пару дней меркнут перед новым главным достоинством – нет бумаг, которые надо физически подписать, пропечатать и передать курьеру, когда бухгалтер и директор сидят по домам на разных концах города, а где сидит бухгалтер контрагента вообще неизвестно...

Нассим Талеб еще раз получил должную порцию славы. Его «черный лебедь» сегодня коснулся буквально каждого в мире и поменял основную повестку дня во всех сферах и отраслях. Еще вчера все говорили о Диджитализации как о чем-то хайповом, но не сейчас и не для всех, а сегодня обсуждают всеобщую удаленную работу в разных отраслях и разных инфраструктурах. Мне очень понравилась шутка про то, что COVID – главный драйвер цифровизации. Интересно порассуждать о том, что может быть в мейнстриме завтра, а что отойдет на второй план.

Вернутся ли сотрудники в офисы, а если вернутся, надолго ли?

Так, при выборе системы автоматизации бизнес всегда сравнивал стоимость владения системой со стоимостью рабочей силы, которую она замещает, а также учитывал повышение качества выпускаемой продукции. Да, еще был аргумент, что роботы не болеют и не ходят в отпуск, но тогда требовалось просто резервировать людские ресурсы на эти случаи. Теперь добавляется новый аргумент в пользу автоматизированных систем – они могут работать автономно или практически без людей.

Текущая ситуация с карантином первая в нашей истории, но скорее всего не последняя. Есть разные конспирологические теории на счет происхождения и целей спецоперации «всемирный карантин». Мы пока не знаем, чем она кончится, но уже понятно, что значительная часть компаний адаптировалась и минимизировала количество офисных сотрудников. Кому-то это стоило меньших затрат и усилий, кому-то больших, а кто-то не смог адаптироваться и понес значительные убытки.

Будут ли теперь CEO более сговорчивы в вопросах автоматизации ручного труда? Для айтишников более релевантно это в отношении роботизации бизнес-процессов (RPA). Мелкий и средний бизнес раньше не интересовались возможностью автоматизировать или роботизировать процессы, которые выполняются одним или несколькими сотрудниками и не позволяют кого-то из них сократить. Теперь для этого есть обоснование – снижение риска прекращения или снижения скорости/качества бизнес-процесса в результате подобных нынешнему карантинов.

Юридически значимый электронный документооборот (ЮЗЭДО) который раньше использовали в основном крупные компании, и в который приходилось «загонять» контрагентов сейчас ждет (если уже не начался) бурный рост. Все прошлые преимущества в снижении цены операции на пару рублей и увеличение скорости обработки на пару дней меркнут перед новым главным достоинством – нет бумаг, которые надо физически подписать, пропечатать и передать курьеру, когда бухгалтер и директор сидят по домам на разных концах города, а где сидит бухгалтер контрагента вообще неизвестно...

Мобилизация рабочих мест – ноутбуки и раньше медленно, но, верно, замещали десктопы в офисах. Хотя были сотрудники, которые всегда работают в офисе и им покупались десктопы, потому что «а зачем им ноутбук». Теперь я думаю настольные компьютеры станут узкоспециализированным решением, а всем по умолчанию будут покупаться ноутбуки «на всякий случай». Кроме того, думаю все-таки найдет свое развитие виртуальные рабочие места. Ноутбуки этого хорошо, но можно и без них с телефона, планшета или любого другого устройства зайти в «свой компьютер» и почувствовать себя «как в офисе».

И это всё изменится буквально уже завтра. А может и нет, и все будет совсем не так - привет Нассиму Талебу.

Опубликовано 20.04.2020

Другие публикации эксперта