Что не так с дистанционным обучением в России?

Понимали ли теоретики и осторожные практики дистанционного образования, что пока они более или менее безрезультатно тратят время на корпоративном рынке, на идеях капитализируются и стремительно дискредитируют их преимущественно разнообразные «инфоцыгане»?

Сегодня электронное образование стало ключевым форматом доставки образовательных услуг. Новые международные стандарты дистанционного обучения пришли в Россию в 2004 году. Корпорация Thomson NETg предоставила своим российским партнерам возможность организации дистанционного обучения по более чем 3000 своих курсов в области ИТ, финансов, менеджмента, бизнеса, бизнес-коммуникаций, управленческих навыков и саморазвития.

Ни для кого не секрет, какие перспективы сулит внедрение дистанционного обучения взамен дорогостоящего очного образования. О том, что рабочие и домашние компьютеры сотрудников корпораций должны превратиться в персональные учебные центры, написаны гигабайты маркетинговых текстов. И когда в Россию пришла корпорация Thomson NETg мы понимали, что при правильном развитии событий этот исключительно своевременный шаг должен принести огромные плоды.

Те, кто в то время задавал тон на рынке дистанционного обучения, занимались в основном разработкой программного обеспечения для систем управления обучением (learning management system, LMS). И такие системы, безусловно, очень нужны. Это они позволяют обучать сотрудников в любом месте и в любое время — дома, в дороге или на рабочем месте. Кроме того, они дают компаниям возможность управлять собственно процессом обучения, разрабатывать учебные курсы и управлять созданными информационными ресурсами.

Казалось бы, дело за малым — создать эти ресурсы. «Мы обладаем колоссальными запасами систематизированных знаний, нам ничего не стоит конвертировать их в обучающий контент», — говорили HR-директора. Но выяснилось, что здесь-то и кроется главная сложность. Оказалось, что разработка контента для дистанционного обучения требует совершенно нового подхода, и что даже опытные авторы очных курсов далеко не всегда справляются с этой задачей.

Тут-то в России и появились курсы — более 3000 — компании Thomson NETg, которая была частью международного образовательного гиганта Thomson Learning, подразделения информационного супергиганта Thomson Corporation. Курсы Thomson NETg много лет были фактическим стандартом для организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров для крупнейших международных корпораций всего мира.

Мы были очень серьезно настроены на развитие дистанционного обучения. С уверенностью, что дистанционное обучение в обозримом будущем займет не менее 30% рынка обучения (разумеется, невозможно было предвидеть пандемии 2020 г., которая в считанные недели сделала вообще все обучение дистанционным), и упорно работали над тем, чтобы занять достойное место в новом сегменте рынка. Мы запустили грандиозный проект по локализации контента Thomson NETg, в первую очередь — линии курсов по управлению проектами и наиболее популярных ИТ-курсов.

Причины, по которым эта деятельность не привела к ожидаемым результатам, настолько банальны, что я не стал бы о них упоминать, если бы не был уверен, что большинство читателей даже не знает, что такое Thomson NETg и Thomson Learning. Итак, 26 октября 2006 г. корпорация Thomson выставила на продажу все свои образовательные мощности. Подразделение Thomson NETg тут же отошло к не столь инновационной, но зато исключительно коммерчески агрессивной компании Skillsoft. Достаточно напомнить, что с момента своего появления в 1998 г. компания успела поглотить такие активы, как Books24x7 в 2001 г., SmartForce в 2002 г., NETg в 2007 г., SSI в 2010 г., Element K в 2011 г. и MindLeaders в 2012 г. Thomson Learning была приобретена Apax Partners и теперь называется Cengage Learning. Глобальная сеть центров тестирования Thomson Prometric вошла в состав международной организации Educational Testing Service — ну, а сама корпорация Thomson, распродав образовательные активы, объединилась с Reuters Group.

Наблюдая, с каким трудом существующие технологии и контент пытаются удовлетворить внезапно образовавшийся сегодня спрос на удаленное обучение, отдаешь себе отчет в том, что, увы, в реальности на этом рынке мало что изменилось.

Понимали ли теоретики и осторожные практики дистанционного образования, что пока они более или менее безрезультатно тратят время на корпоративном рынке, на идеях капитализируются и стремительно дискредитируют их преимущественно разнообразные «инфоцыгане»? Суровая правда такова, что компании, которые пытаются построить корпоративное дистанционное обучение на базе простых бесплатных решений, очень скоро сталкиваются с необходимостью их доработки, а компании, которые платят немаленькие деньги за внедрение больших и сложных коммерческих систем, обнаруживают, что их затраты на корпоративное обучение продолжают расти.

В любом случае, после весны 2020 г. ландшафт дистанционного обучения не останется прежним — коллеги, следите за ним, и постарайтесь больше не терять времени.

Государство, между прочим, уже позаботилось о законодательной базе — согласно Федеральному закону № 273-ФЗ в образовательных организациях дополнительного профессионального образования возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (при наличии условий, отвечающих требованиям закона), и библиотечный фонд образовательной организации ДПО может быть укомплектован только электронными учебными изданиями. Кроме того, закон определяет, что при «электронном» обучении не требуется «взаимодействия обучающихся и педагогических работников», а «дистанционное» обучение реализуется «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Выбирайте и реализуйте!


 

Опубликовано 02.06.2020

Другие публикации эксперта