Рынок IT-аутсорсинга в России 2020-2021 гг. (III часть)

Логотип компании
Рынок IT-аутсорсинга в России 2020-2021 гг. (III часть)
Все участники обзора солидарны в одном: ключевые бизнес-процессы и сервисы лучше оставить внутри компании.

(Окончание. Начало в IT News № 03/2021, № 04/2021)

Только своими силами

Павел ЗАЛЕЦКИЙ («Росукреп»):
Павел ЗАЛЕЦКИЙ («Росукреп»):
«Не передавайте на аутсорсинг ключевую деятельность, от которой в первую очередь зависят ваши конкурентные преимущества».

Павел ЗАЛЕЦКИЙ («Росукреп») считает, что IT-компании, специализирующиеся на разработке или внедрении решений, вполне могут отдать на аутсорсинг первую и вторую линию поддержки клиентов или привлечь подрядчиков на отдельные задачи, но точно не ключевую экспертизу по своему продукту.

Дмитрий ШИЛОВ («Техносерв»):
Дмитрий ШИЛОВ («Техносерв»):
«Темы, связанные со стратегией, а также критичные с точки зрения ИБ, как правило, не передаются на аутсорсинг».
  

Дмитрий ШИЛОВ («Техносерв») отмечает, что для легко формализуемых IT-процессов существует хорошо сформулированное предложение со стороны рыночных поставщиков. Например, обслуживание рабочих мест пользователей, сервис печати, консультации пользователей – услуги, охотно потребляемые заказчиками. Востребована также узкая экспертиза, на развитие и поддержание которой заказчики не готовы тратить усилия и деньги. Аутсорсинг применим, когда заказчик нуждается в количественном или качественном масштабировании. Жесткие требования со стороны внутренних и внешних регуляторов, особенно в отношении финансовых структур, могут стать серьезным ограничением для сотрудничества с сервисными компаниями, убежден г-н Шилов.

Александр АНДРЕЕВ (Sky Dynamics):
Александр АНДРЕЕВ (Sky Dynamics):
«При правильном выборе поставщика услуг на аутсорсинг можно отдать любой сервис или бизнес-процесс, который не является основной деятельностью компании».

Александр АНДРЕЕВ (Sky Dynamics) считает, что если вы занимаетесь производством, то выпускаемый товар следует полностью производить своими силами и на своем оборудовании. Придется самим выстроить этот процесс, но в итоге вы получите меньшую закупочную стоимость и сможете непосредственно влиять на качество выпускаемой продукции. «Не менее важен процесс продажи товара или услуги, так как это непосредственно влияет на прибыль. Хотя в некоторых случаях исключения уместны даже здесь», – говорит г-н Андреев. Те же процессы, необходимые для жизнедеятельности компании, но являющиеся сопутствующими для основного бизнеса, можно отдать на откуп профильным компаниям с отлаженными схемами и опытом работы.

Евгений МИНЕЕВ («Рексофт»):
Евгений МИНЕЕВ («Рексофт»):
«Традиционно не рекомендуется отдавать на аутсорс те компоненты бизнес-модели, где создается основная прибавленная стоимость. Эта рекомендация не потеряла своей актуальности и в наши дни».

Александр ГОНЧАРОВ (ICL Services):
Александр ГОНЧАРОВ (ICL Services):
«На аутсорс следует передавать поддерживающие процессы. Кроме того, перед передачей функций важно оценивать финансовую отдачу и взвешивать потенциальные риски для бизнеса».

Олег КОНОВАЛОВ («Онланта»):
Олег КОНОВАЛОВ («Онланта»):
«Я бы не стал отдавать на аутсорс реализацию процессов, требующих уникальных компетенций именно в вашей предметной области».

Олег КОНОВАЛОВ («Онланта») поясняет, почему не стоит отдавать на аутсорс некоторые процессы компании. Во-первых, уникальные ресурсы еще нужно найти и риск получить некачественные услуги выше. Во-вторых, эти ресурсы, вполне вероятно, кроме вас, никому не нужны. Поэтому модель аутсорсинга – шаринг – тут работать не будет, никакой экономии не появится и вместо пользы можно получить дыру в бюджете. Но даже в этом случае никто не запрещает отдавать отдельные элементы процессов на аутсорсинг, считает г-н Коновалов. «На мой взгляд, аутсорсинг очень правильная модель для рынка: она – как пазл, встраивается там, где с чем-то есть проблемы или где бизнес-функция необходима лишь на время», – заключает он.

Иван МЕЛЕХИН («Информзащита»):
Иван МЕЛЕХИН («Информзащита»):
«Точно не посоветую отдавать на аутсорс голову. А если серьезно, то функции стратегического управления, целеполагания, контроля достижения целей, решений по управлению рисками  должны оставаться внутри организации».

Иван МЕЛЕХИН («Информзащита») считает, что всё, что не касается стратегии развития компании, при должном управлении внешними поставщиками можно получать как сервис и зачастую более эффективно, чем внутренние функции.

Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com):
Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com):
«Большую часть систем можно передать на аутсорсинг сервисной компании».

Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com) считает, что исключением, возможно, могут быть бизнес-критичные решения, поддерживающие ключевые рабочие процессы компании. Но даже и здесь возможен частичный аутсорсинг, уверен он.

Выгодный аутсорс

На аутсорсинге каких бизнес-процессов (как в широком понимании, так и в узкоспециальном) и услуг сервис-провайдер может заработать больше, а на каких – меньше?

Павел ЗАЛЕЦКИЙ («Росукреп»):
Павел ЗАЛЕЦКИЙ («Росукреп»):
«В отличие от разовых работ или поставки оборудования, аутсорсеру надо быть гораздо эффективнее, чем внутреннее подразделение заказчика. Поэтому заработать больше аутсорсер может на тех услугах, процессы которых у него идеально отточены».

Павел ЗАЛЕЦКИЙ («Росукреп») отмечает, что с точки зрения рынка больше предлагается базовых услуг – по поддержке рабочих мест или печати, но на них и конкуренция выше. Объем рынка более «интеллектуальных» услуг меньше, но тут и конкуренция пониже, дополняет он.

Дмитрий ШИЛОВ («Техносерв»):
Дмитрий ШИЛОВ («Техносерв»):
«С точки зрения формата оказания услуг большую прибыль способны приносить проекты, в которых персонал может быть централизован и размещен в регионах России».

Дмитрий ШИЛОВ («Техносерв») подчеркивает, что основная движущая сила аутсорсинга – наличие экспертизы и масштаб. Соответственно компания-аутсорсер имеет шансы получить больше маржи в тех проектах, на которых она специализируется и имеет соизмеримый с потребностями заказчика объем оказываемых услуг.

Александр АНДРЕЕВ (Sky Dynamics):
Александр АНДРЕЕВ (Sky Dynamics):
«Можно выделить такие услуги, как предоставление заказчику облачных серверов и реализация проектов под ключ с участием сертифицированных по продуктам определенных вендоров специалистов».

Чем больше спрос на какую-либо услугу, тем больше денег, то есть прибыли и интереса, считает Александр АНДРЕЕВ (Sky Dynamics). Например, у крупного бизнеса сейчас востребована передача на обслуживание отправленных на удалёнку сотрудников. То есть клиент, имея региональные офисы, хочет избавиться от таких рутинных работ, как настройка принтера, VPN и оказание поддержки на дому. «Мы же присутствуем более чем в сотне городов РФ и легко решаем эти задачи. Купили ноутбук, сканер, принтер, провели преднастройку, отвезли конечному пользователю, установили и в дальнейшем по всем вопросам поддержки пользователь звонит нам», – рассказывает г-н Андреев.

Иван МЕЛЕХИН («Информзащита»):
Иван МЕЛЕХИН («Информзащита»):
«Бóльшую прибыль в аутсорсинге можно заработать на тех процессах, которые хорошо автоматизируются и где масштабирование может вестись за счет технологической компоненты, а не наращивания количества персонала».

Иван МЕЛЕХИН («Информзащита») поясняет: «Если мы говорим об администрировании или технической поддержке, где объем оказываемых услуг напрямую зависит от количества сотрудников, то масштабирование таких услуг может быть ограничено количеством персонала, который можно привлечь с рынка, а также скоростью обучения и проблемами с качеством при массовом подборе».

Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com):
Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com):
«Среди наиболее прибыльных сервисов можно отметить аутсорсинг корпоративной печати (его также называют покопийным обслуживанием копировально-печатной техники), в рамках которого процессы печати полностью переводятся на сервисную модель и обеспечивается постоянная готовность оборудования».

В числе выгодных услуг Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com) называет релокацию IT-инфраструктуры (IT-переезд) под ключ и классический аутсорсинг обслуживания и поддержки ИС или отдельных решений. Меньший доход приносят услуги в области IT-аудита и консалтинга, отмечает он.

Списки востребованности

Мы попросили участников дискуссии поделиться списком бизнес-процессов и сервисных услуг, передаваемых на аутсорс, в порядке убывания их востребованности у заказчиков. И вот что из этого вышло.

Павел ЗАЛЕЦКИЙ («Росукреп») считает, что многое зависит от типа заказчика: в малых компаниях более востребовано комплексное IT-обслуживание под ключ, в территориально-распределенных – комплексное обслуживание филиалов, а в крупных организациях – узкие услуги по поддержке отдельных бизнес-процессов или систем.

Дмитрий ШИЛОВ («Техносерв») перечисляет: поддержка рабочих мест пользователей, поддержка печати, поддержка инфраструктуры ЦОДа, разработка ПО, тестирование качества ПО, поддержка пользователей (сервис-деск), поддержка бизнес-приложений. И на последнем по востребованности месте – комплексный аутсорсинг IT-инфраструктуры.

Читайте также
IT-World разбирался, почему монолитные корпоративные системы — это бомба замедленного действия и как избежать ошибок при проектировании.

Александр АНДРЕЕВ (Sky Dynamics) на первое место ставит решения, связанные с переходом сотрудников клиентов на удаленную работу: поддержку пользователей, миграцию сервисов в облако. А также услуги, которые IT-службы заказчиков не любят исполнять самостоятельно: диспетчеризацию и первую линию поддержки, то есть реагирование на телефон, почту и другие каналы входа обращений, попытки помочь при первичном обращении путем подбора решения по базе знаний и передачи тикетов далее на другие отделы по регламенту. Сюда же можно отнести другие работы, которые заказчики редко проводят своими силами: монтажи СКС, СКУД, системы видеонаблюдения и т. д. И в завершение г-н Андреев назвал полную передачу IT-инфраструктуры на аутсорсинг. «По этой услуге в рамках СМБ также есть всплеск в последнее время, но все-таки востребована она чуть меньше», – пояснил он.

Олег КОНОВАЛОВ («Онланта») ответил более детально. На первом месте по востребованности он расположил обеспечение доступности информационных систем, за ним идет техподдержка IT-инфраструктуры – непрофильный рутинный процесс почти любого современного бизнеса (кто-то берет на аутсорсинг лишь первую линию поддержки, а кому-то нужен более комплексный подход). На третье место он поставил миграцию инфраструктуры: инфраструктурный сервис IaaS – очень востребованная услуга, а там, где IaaS, там и миграция сервисов. Четвертое место в его списке занимает мониторинг IT-инфраструктуры – полезный бизнес-процесс, для которого не всегда хватает компетенций или технического вооружения на стороне бизнеса. А вот защиту персональных данных в «Онланте» отделяют от остальных услуг ИБ, так как, во-первых, этот процесс более многогранный (во внимание попадает еще и соответствие закону), а во-вторых, его часто отдают на аутсорс опять же из-за недостатка квалифицированных специалистов или технического оснащения на стороне бизнеса. Далее идут ИБ-процессы: сейчас все активно уделяют внимание защите периметра от DDoS и защите веб-ресурсов, поскольку бизнес интенсивно переходит в онлайн. Тогда как поддержка печати востребована не у всех, но крупные компании с большим документооборотом часто обращаются за помощью и в этом вопросе. Резервное копирование – бизнес-процесс, который отдают на аутсорсинг, когда он крайне рекомендован в силу специфики бизнеса. А гарантийное и постгарантийное обслуживание оборудования – процесс пока не самый распространенный, но практически ни одна компания не держит его внутри. Со временем, уверен г-н Коновалов, все больше компаний будут прибегать к услугам аусторсинга по мультивендорной поддержке оборудования в связи с окончанием сроков гарантийного обслуживания и увеличением числа вендоров на рынке (у каждого из них свои подходы). Зато аудит IT-инфраструктуры – регулярно повторяющийся бизнес-процесс, который при наличии собственной IT-службы должен проводиться априори: его передача на аутсорс может помочь взглянуть на инфраструктуру глазами стороннего наблюдателя и увидеть новые точки развития (кроме того, это сопутствующий процесс при модернизации IT-инфраструктуры, которая часто проводится вместе с провайдером, поясняет г-н Коновалов). Далее в списке следуют разработка и организация плана аварийного восстановления (DRP) – к сожалению, бизнес недооценивает не только услуги в области обеспечения катастрофоустойчивости, но и необходимость проведения комплекса мероприятий собственными силами. И наконец, еще одно относительно новое направление аутсорсинга – управление мультиоблачной архитектурой. Оно выходит за рамки перечисленных «технических» бизнес-процессов и включает в себя юридические, организационные, а также финансовые аспекты. Оценить востребованность аутсорсинга этого процесса сложно, так как на рынке еще не сложилось комплексного понимания, что такое мультиоблачный сервис и зачем он нужен бизнесу, заключает Олег Коновалов.

Список Ивана МЕЛЕХИНА («Информзащита») куда скромнее: в него вошли мониторинг и реагирование на киберинциденты, анализ защищенности, техническая поддержка и сопровождение, защита конечных точек и администрирование СЗИ.

И в заключение Вячеслав ЛОГУШЕВ (X-Com) делится с нами своим списком бизнес-процессов, которые следует передавать на аутсорс (в порядке убывания спроса): аутсорсинг IT-инфраструктуры, IT-переезд под ключ, аутсорсинг корпоративной печати, аудит IT-инфраструктуры, IT-консалтинг.

Опубликовано 01.06.2021

Похожие статьи