Облачные перспективы российского бизнеса
Они подтвердили активное развитие рынка облаков в сегментах IaaS и PaaS (Platform as a Service – Бизнес-платформа как сервис) в России: за последние три года количество компаний, использующих облачную инфраструктуру, утроилось.
Сегодня порядка 3% российских компаний используют публичное облако, а в 2019-м их доля не превышала 1%. По прогнозам Cloud, к 2025 году технологию будут применять более 130 тыс. компаний. Несмотря на то, что локальная инфраструктура остаётся более распространённой, основные нагрузки уже сегодня размещаются в публичном облаке.
Генеральный директор компании Cloud Евгений Колбин отметил, что на протяжении четырех-пяти прошедших лет российский облачный рынок растет более, чем на 20% в год. Компании активно мигрируют в облако и в ближайшие годы этот процесс будет ускоряться, а технология будет оставаться неотъемлемой частью ИТ-инфраструктуры большинства организаций. Барьеров для входа в облако становится все меньше.
Руководитель подразделения Competitive Center, Cloud, Николай Шуняев отметил, что 5,7% проникновения облаков в российском бизнесе – это не так много, как хотелось бы – по мировому рынку в среднем около 14%. По данным исследования, лидерами по затратам на облачные технологии в отраслевом разрезе стали – финансы (среднегодовые затраты 17,8 млн руб. на компанию), ретейл (средний чек 16,8 млн руб.), ИТ (12,8 млн руб.), а также сфера развлечений и медиа (7,2 млн руб.).
В отчёте отмечается, что 37% компаний планируют увеличивать объем потребления облачных ресурсов, при этом большое количество организаций ожидают значительного увеличения потребления в течение ближайшего года – в среднем на 28,5%.
В рамках исследования, которое продолжалось около трёх месяцев, были изучены особенности миграции в облако российских компаний, драйверы и барьеры перехода в облако и другие важные аспекты, касающиеся планирования, финансирования и реализации инициатив по развитию ИТ-инфраструктуры. Уникальность исследования связана с анализом облачной зрелости организаций различных индустрий и сегментов.
“Облака являются одним из главных драйверов российского рынка информационных технологий, – сказал Евгений Колбин. – Этот сегмент активно развивался все последние годы, положительная динамика наблюдалась и в очень непростом 2022 году”.
Однако зрелость российских компаний в этой области ранее не подвергалась комплексному анализу. Основой исследования стала первая в России модель облачной зрелости бизнеса (Cloud Maturity Model, CMM) от фирмы Cloud, которая адаптируется к любой компании независимо от сегмента бизнеса, отрасли, региона функционирования и иных особенностей.
Любая организация, заполнив опросную форму, может узнать собственный уровень облачной зрелости и сопоставить его с бенчмаркинг-показателями – средними по компаниям аналогичного сегмента или индустрии. Показатель общей облачной зрелости позволяет оценить техническую готовность организации к внедрению или масштабированию облачных технологий.
С помощью СММ было опрошено более 600 организаций, дополнительно с более чем 50 крупнейшими компаниями проведены глубинные интервью. Опрос охватил как крупнейшие национальные компании с оборотом в миллиарды долларов, так и микро-бизнесы с годовой выручкой меньше 120 млн рублей.
В результате выяснилось, что средний уровень облачной зрелости у опрошенных компаний составил около 35%, где 100% – это теоретическая идеальная компания, изначально созданная в облаке (то, что именуется born in cloud), развивающая свою инфраструктуру исключительно в облаке и предлагающая большое количество цифровых продуктов. Отметим, что у отдельных опрошенных организаций этот показатель уже достиг 70%. Лидеры этого направления расходуют на облачные ИТ-сервисы миллионы долларов в год.
Среди индустрий наибольший уровень облачной зрелости характерен для сферы развлечений и медиа (49%), ИТ (49%) и ретейла (47%). Облачная зрелость в разрезе сегментов выглядит следующим образом: крупнейшие компании 39%, крупный бизнес 34%, средний бизнес 36% и т.д.
Тремя главными стимулами, побуждающими компании и организации мигрировать в облако, являются проекты по модернизации ИТ-инфраструктуры, потребность в снижении трудозатрат на обслуживание инфраструктуры и назревшая необходимость в ее масштабировании.
Как отметили 31% организаций, участвовавших в исследовании, решение о старте миграции в облако принималось на уровне СЕО. У 90% респондентов миграция в облака заняла менее года, а у трети — менее трех месяцев. Затраты на облачные технологии в среднем составляют около 8% корпоративного ИТ-бюджета независимо от категории использующих их компаний.
Гендиректор Cloud рассказал о некоторых облачных трендах. На протяжении следующих трех-пяти лет «мы будем наблюдать тренд, связанный с суперкомпьютерами. Будет проявляться потребность в больших мощностях». Из семи суперкомпьютеров, имеющихся на территории РФ, два работают в компании Cloud. Предполагается, что ежегодный рост этого направления составит около 10%.
Второй тренд – бум развития сервисов искусственного интеллекта (ИИ). Некоторые компании уже используют ИИ, особенно в добыче полезных ископаемых и в промышленности, где объем данных велик. Ежегодный рост рынка ИИ в ближайшие пять лет авторы исследования оценивают примерно в 19%. И последний тренд – FinOps (Financial Operations). Он связан с эффективностью использования облачной инфраструктуры. В России этот тренд только начинает развиваться.
Исполнительный директор технологической практики "Технологии Доверия" Анастасия Кабаева рассказала, что FinOps обеспечивают комфорт при переводе бизнеса в облако. Суть тренда в разработке продуктов, которые дадут чувство комфорта – это вопрос, связанный с оптимизацией финансов, мониторингом состояния ресурсов. Можно, например, также рассчитать сколько будет стоить переход к облачным сервисам.
Анастасия Кабаева отметила, что важным стратегическим преимуществом облачных решений являются масштабируемость и гибкость. Но многие представители бизнеса как раз боятся, что при переносе процессов в облако они потеряют контроль над масштабом. Существуют также опасения, что облака могут быть небезопасными. И всё же число оптимистов непрерывно растёт.
Самый важный вывод в исследовании: большая часть респондентов в будущем ожидают либо развития собственных облачных платформ, либо миграции в облако провайдера.