На кого учиться, чтобы быть высокооплачиваемым специалистом?

Логотип компании
На кого учиться, чтобы быть  высокооплачиваемым специалистом?
Интерес к сфере ИТ объясняется многими причинами. Для кого-то это волшебный мир науки и технологий, а для кого-то – возможность хорошо зарабатывать и достичь высокого статуса в общественном представлении. Но стоит ли получать профильное образование, если вами движет только жажда денег?
За последние пять лет российские вузы выпустили около 220 тыс. ИТ-специалистов, а количество школьников, выбирающих этот путь, с каждым годом растет. Почему же при таком потоке кадров работодатели, предлагающие соискателям огромные зарплаты, продолжают жаловаться на нехватку компетентных сотрудников?

Снимаем розовые очки: что должен уметь ИТ-специалист?

Несмотря на огромное количество стереотипов, работа в сфере ИТ (Information Technology, IT) требует неимоверного интеллектуального напряжения и высочайшей вовлеченности в работу. Здесь не выйдет с легкостью получать много денег — высокие зарплаты в этой отрасли соразмерны приложенным усилиям.

ИT-специалистам необходимо постоянно держать руку на пульсе непрерывно развивающегося — в том числе при их участии — мира цифровых технологий. А для этого важно не только отслеживать изменения, но и учиться работать в новых условиях. Поэтому настоящий ИТ-профессионал никогда не сможет сказать: «Ну всё, теперь мое обучение окончено». В этой сфере образование — бесконечный процесс.

Отчасти поэтому стабильность и определенность здесь тоже несоотносимые понятия. На всех этапах работы — будь вы начинающий сотрудник или состоявшийся профессионал — придется сталкиваться с неформализованностью задач. При этом давление со стороны заказчиков, требующих решить их проблемы быстро и качественно, меньше не станет.

ИТ-специалисты – кто к ним относится?

Графические дизайнеры? Ни в коем случае! Зачастую неверные представления о том, чем занимается айтишник, складываются уже на этапе ознакомления, какие специальности сфера ИТ в себя включает. Графический дизайнер, SMM’щик, специалист по 3D-моделированию — все эти профессии, несмотря на распространенное мнение, не имеют прямого отношения к ИТ. Художник, использующий в своей работе технологические новшества (например, программу для обработки), не перестает быть художником: он просто обретает новый вектор возможностей, упрощает или усложняет процесс работы, взаимодействует с уже готовой программой. В отличие от программиста (пишет программный код), тестировщика (тестирует программный код), аналитика (составляет техническое задание на написание программного кода), программного инженера (проектирует крупные системные программные решения) и специалиста по внедрению софта (внедренца-консультанта) 3D-художники, SMM-щики и дизайнеры — эксперты-пользователи, они не имеют никакого отношения к процессу создания, сопровождения, развития программных продуктов и их внедрению. При разработке игр такие специалисты, конечно, участвуют в рабочем процессе, но и там 3D-художник остается художником.

В классическом понимании к ИТ имеют отношение люди, которые создают инструменты для работы других людей – пользователей различного уровня компетентности. Они погружены в техническую и практическую часть работы — архитектурный дизайн, программный код, техническую документацию, методологии внедрения ПО и другие компоненты и составляющие ИТ-решений и практик цифровизации, которые в свою очередь и используют ошибочно причисляемые к ИТ-сфере профессионалы вроде графических дизайнеров.

Если бы к ИТ действительно относили всех специалистов, работающих с современным софтом, то хирург, выполняющий сложные операции при помощи роботов, тоже считался бы айтишником. К счастью, это не так.

Почему айтишники так много и так легко зарабатывают?

Денег в ИТ-бизнесе действительно много, представители этой сферы входят в топ самых высокооплачиваемых. Но всё не так просто.

Высокие расходы на содержание экспертной ИТ-службы могут спасти руководство компании от еще более серьезных проблем из-за внезапно отказавшей системы. Например, если речь идет о системе, обслуживающей финансовые или налоговые процессы в компании, то результатом сбоя могут стать огромные штрафы. Однако, чтобы IT-служба в компании работала эффективно, ее сотрудники должны обладать не только широкими знаниями, но и опытом, а об этом часто забывают. Мифы о том, что вчерашние выпускники-айтишники зарабатывают кучу денег, активно распространяются множеством онлайн-платформ с их навязчивой рекламой быстрого обогащения. Причина очевидна: в надежде на легкий заработок люди охотнее покупают всевозможные учебные курсы. Например, программа обучения от стажера до младшего специалиста занимает 1-2 года, но, увы, зачастую оборачивается пустой тратой времени и денег.

Стать сеньором: от чего в действительности зависят зарплаты в ИТ

В ИТ принято делить специалистов (не только программистов) по трем основным категориям: Junior, Middle и Senior. Зарплата каждого напрямую зависит от того, на какой ступени профессионального развития он находится.

Стажер

Специалист без опыта, приходит в компанию, чтобы набраться этого самого опыта. Чаще всего такие сотрудники еще не умеют писать код и во всем полагаются на старших коллег. На первых порах они не приносят компании особой прибыли. Но если стажер проявляет высокую вовлеченность в процесс работы и прикладывает усилия для профессионального роста, у него есть шансы быстро освоить базовые компетенции и вырасти до джуниора.

Junior

Начинающий айтишник с минимальной зоной ответственности. Обычно хорошо знаком с теорией, владеет языком программирования и может писать на нем программный код, поэтому в компании ему поручают технически простые задачи. Залог успеха «джуниора» – в готовности слушать старших коллег и воспринимать критику со стороны руководства.

Зарплата этого специалиста варьируется от 40 000 до 100 000 рублей, но найти компанию, готовую взять такого новичка, довольно сложно. Конкуренция ИТ-специалистов на рынке обычно выражается в большом количестве джуниоров, которых редко берут на работу без опыта — это лишний риск для компании и расход ресурсов на сотрудника, которого придется обучать.

Middle

Это айтишник среднего звена. Он действует с минимальной долей ошибок и, помимо базовых языков программирования, владеет дополнительными компетенциями. На этом уровне специалист действует без помощи со стороны. Кроме того, он умеет решать нестандартные задачи и понимает, из каких этапов строится процесс работы над ними, в том числе в команде.

Оплата труда мидла значительно выше, чем у джуниора, — от 100 000 до 300 000 рублей. Но этой суммой оплачивается и повышенная ответственность — специалист отвечает за результаты сам. Именно в этой категории чаще всего и ищут сотрудников.

Senior

Старший разработчик — Senior — еще более высокий по уровню компетенций ИТ-специалист. Он умеет работать с разноплановыми задачами и зачастую занимает стартовую руководящую должность в системе управления компании (старший специалист): отслеживает качество работы джуниоров и мидлов, помогая им расти. На этом этапе развития ИТ-специалист обладает огромным количеством компетенций, позволяющих ему в перспективе выходить на этап управления, планирования и создания архитектуры проекта.

Высокую заработную плату — от 250 000 рублей — обуславливают профессионализм и многозадачность специалиста. Именно поэтому верхней границы зарплаты в этой должности нет. Чем меньше компания будет платить такому сотруднику, тем выше вероятность, что он уйдет к конкурентам (за «сеньоров» идет ожесточенная борьба на рынке ИТ).

На этих трех этапах рост сотрудника в компании не останавливается. «Сеньор» может вырасти до техлида (Tech Lead), тимлида (Team Lead), проджект-менеджера (Project Manager) и ИТ-архитектора. Но для первых 5–10 лет работы специалиста в компании наиболее актуальны три перечисленные ступени.

Дисциплина. Терпение. Трудолюбие

Чтобы войти в сферу информационных технологий, начинающий специалист должен обладать тремя чертами характера: дисциплинированностью, терпением и трудолюбием.

Дисциплиниа — самое важное качество. Она подразумевает четкое осознание своего места в иерархии компании. «Джуниор» должен понимать, что от того, насколько внимательно он прислушивается к критике старших коллег, зависит успех его профессионального и карьерного роста. Также дисциплина крайне важна для работы в удаленном формате. В ИТ вообще не принято стоять над душой сотрудника, а уж если он работает вне офиса, то многие вопросы трудовой дисциплины ложатся на него самого. А вместе с ними и вопросы самообучения – без дисциплины данный процесс становится прерывистым, несистемным. Второе необходимое качество — терпение. Только планомерная работа с нацеленностью на результат может способствовать развитию профессиональных навыков начинающего специалиста. Стандартный рост до «мидла» занимает как минимум два года, а до «сеньора» — не менее четырех лет. Чтобы пройти этот путь, следует четко понимать, какая цель ждет впереди.

Не менее важный навык — вовлеченность в работу. В ИТ мало просто трудиться, нужно уважать и любить сам процесс работы. Результат — мерило эффективности, но погружение в процесс способно избавить специалиста от эмоционального напряжения и выгорания. Айтишник, чья первостепенная цель — деньги и успех, очень скоро начнет ненавидеть свою работу, что станет причиной не только личных проблем, но и неудач компании.

Где учиться на айтишника и действительно ли в ИТ необходимо высшее образование?

В отличие от многих профессиональных сфер, качественное образование в ИТ построено главным образом на практике. Несмотря на то, что во многих вакансиях HR-служба прописывает пункт «высшее образование», на реальном собеседовании с кандидатом работодатель смотрит не на цвет его диплома, а на то, как соискатель решает конкретные практические задачи.

Вузы и онлайн-школы

Современная система высшего образования не готовит ИТ-специалистов младшего уровня, выпускники российских вузов часто оказываются совершенно некомпетентны даже в самых базовых вопросах и не могут отличить теоретически простые понятия друг от друга. В результате рынок труда вместо программистов получает аналитиков, консультантов, тестировщиков, в лучшем случае – стажеров, у которых и с личными компетенциями огромные проблемы. Нужно понимать, что стажер – это еще не определившийся сотрудник, он может отскочить и через год-полтора после его приема.

Корень этой проблемы кроется не только в безответственном отношении к учебе (если бы только в этом, слабых и не реализовавшихся в профессии айтишников было бы намного меньше), — но и в банальном несоответствии программ вузов современным стандартам работы. Запросы рынка труда оторваны от предложения системы образования.

Причем уровень подготовки выпускников редко зависит от учебного заведения — высшее образование в сфере информационных технологий с каждым годом удаляется все дальше от реальной действительности. Пока студенты изучают устаревшие языки программирования (например, паскаль), весь мир активно использует Java, а многие выпускники совершенно не умеют с ним работать. Очень мало вузов работают с платформой «1С», хотя есть надежда на ведущие учебные заведения.

Онлайн-курсы

Еще один ошибочный путь ведет желающих стать ИТ-специалистами на пространство онлайн-курсов. Их разнообразие, длительность в два-три месяца и обещания устроить всех выпускников на высокооплачиваемую работу действительно привлекают. Но от правды в этих заверениях почти ничего нет.

Из-за сжатых сроков обучения многие онлайн-платформы лишают учеников не только необходимой теоретической базы по работе с бизнес-процессами, менеджменту проектов, риторике, деловой этике и т. д., но и полноценной наработки практики. Пользы от диплома, полученного на выходе из таких программ, не будет — выпускник не сможет решить реальные кейсы, которые работодатель предложит на собеседовании.

Однако на старте, для повышения квалификации, онлайн-курсы полезны. Но только не 3-6-месячные интенсивы с эфемерными обещаниями научить всему и сразу, а реальные тренинги, представленные на профильных платформах: например, курс «Аналитик “1C”» Ильи Отькало или другие программы, связанные с конкретным ПО.

Лекции практиков

Реальный способ погрузиться в мир ИТ — принять факт, что научиться этой профессии можно исключительно самостоятельно: изучать комбинаторику, теорию баз данных, математическую логику, теорию алгоритмов и массу других дисциплин. Внешние ресурсы могут лишь предоставить материал разного качества и проверку практических работ.

Пустое, не вовлеченное слушание бесполезно – неважно, сколько сотен часов оно длится. Как ни печально, лекции экспертов, вещающих с видеохостинга YouTube, зачастую намного эффективнее высшего образования. Знакомство с ИТ можно и нужно начинать с ресурсов опытных практиков, которые открыто делятся накопленной за долгие годы работы информацией. Кроме «Ютуба» порекомендую несколько российских бесплатных ресурсов: https://openedu.ru/, https://www.lektorium.tv/, https://academika.ru/.

Как выбрать учебное заведение?

Что делать если все-таки нужно выбрать вуз или онлайн-школу? Стоит обратить внимание на три основных критерия.

  1. Лекции должны читать практики. Среди преподавателей вузов, онлайн-курсов и на любой другой платформе должно быть большое количество практиков, которые смогут научить решению реальных задач. Да, порой их речь может не соответствовать эталонам ораторского мастерства, но польза от их советов будет ощутимей, чем от красноречивых лекций, построенных либо на собственных домыслахлектора, либо на чужих непроверенных идеях.
  2. Онлайн- и офлайн-курсы должны быть узкоспециализированными. Если платформа предлагает всё и сразу — она не даст ничего. Поэтому, принимая решение, нужно внимательно изучить предагаемые программы — их цели и способы достижения.
  3. Составьте для себя конкретный план обучения. Варианты несложно найти в Сети.
  4. Читайте много книг. Не гонитесь за аудио- или видеоформатами. Книга, на мой взгляд, сильнее нагружает и заставляет развиваться.
  5. Подходите к выбору вдумчиво. Ресурс, сулящий невообразимый успех в нереальные сроки, априори не может быть честен. Образование в сфере информационных технологий — нелегкий, требующий серьезных усилий и упорства процесс, а оторванные от реальности обещания могут быть всего лишь маркетинговым ходом, а иногда и откровенным обманом.
  6. И главное: занимайтесь практикой. Пишите код, тестируйте, пытайтесь описать окружающий мир на языке технической документации. Практика – это показатель вашего опыта и механизм победы над любыми рабочими страхами. Рекомендую участие в волонтерских ИТ-проектах – это реальные кейсы, которые вам очень помогут. Это будущие строки в резюме и рекомендации.
  7. Самообразование. Это еще и отличная методика постоянного аудита и развития ключевых компетенций, дисциплины, терпения, трудолюбия и вовлеченности. Если видите, что у вас не получается в течение месяца сконцентрироваться на изучении, например, баз данных, в ИТ вам делать нечего.
  8. Если вы всё-таки не можете обойтись без постоянного надзора – ищите в онлайн-школе курс длительностью от 1 года, программа которого ориентирована на обучение новичка с нуля до «джуниора» (об этом может говорить и название курса). Такое обучение, возможно, будет чем-то стоящим. Но гарантий опять же нет.
  9. Ставьте перед собой реальные поэтапные цели. Например, к конкретному сроку изучить конкретную технологию и применить ее для решения конкретных задач. Благодаря этому вы сможете на рынке труда претендовать на более высоко оплачиваемую должность.

Какие ИТ-специальности востребованы в 2023 году?

Программист «1С»

Компетенции сотрудника:

  • Знание платформы «1С» лучше, чем истории собственной жизни.
  • Умение и готовность брать на себя ответственность.

Необходимое образование: 

  • Не имеет значения. Есть образование или нет, экономическое или/и математическое, если не сможете решать задачи – вас уволят.

Востребованность на рынке ИТ: 

  • Высочайшая: программисты «1С» нужны от «мидла» до техлида.

Уровень заработной платы: 

  • От 250 000 до 450 000 рублей на уровне «сеньора» (личный кейс и практический опыт).

Специалист по бизнес-анализу и «Битрикс 24»

Компетенции сотрудника:

  • Знание бизнес-анализа.
  • Знание бизнес-процессов.
  • Коммуникативные навыки. 
  • Знание нотаций.
  • Свободное владение системой цифрового менеджмента «Битрикс24».

Необходимое образование:

  • Как у программиста «1С».

Востребованность на рынке ИТ:

  • Высокая – западные аналоги ушли с рынка.

Уровень заработной платы:

  • От 200 000 до 300 000 рублей на уровне «сеньора».

Аналитик-консультант «1С»

Компетенции сотрудника:

  • Знание предметной области.
  • Умение находить общий язык с другими сотрудниками компании (главным бухгалтером, начальником склада).
  • Свободное знание софта.
  • Коммуникативные навыки.
  • Навыки тьютора для обучения пользователей.
  • Знание основ тестирования.
  • Погруженность в процесс управления проектами.

Необходимое образование:

  • Желательно экономическое: полноценная база по теории экономики.

Востребованность на рынке ИТ:

  • Еще более высокая, чем у программиста (если небольшой компании может быть достаточно одного программиста, то аналитиков консультантов требуется обычно 3-4).

Уровень заработной платы:

  • От 250 000 до 400 000 рублей на уровне «сеньора».

Data Scientist — специалист по машинному обучению

Компетенции сотрудника:

  • Глубочайшее знание математики.
  • Знание принципов методологии машинного обучения.

Необходимое образование:

  • Высшее математическое.

Востребованность на рынке ИТ:

  • Высокая.

Уровень заработной платы:

  • От 200 000 рублей до бесконечности на уровне «сеньора».

А стоит ли вообще идти в ИТ?

Если верить онлайн-курсам, сулящим горы несметных богатств через несколько месяцев обучения, спрос на ИТ-специалистов сегодня зашкаливает. Хотя бы в этом они правы. Врачи-кибернетики, беспилотные камазы, беспилотные летательные аппараты — информационные технологии всё глубже интегрируются во все сферы человеческой жизни, и специалисты в этой области становятся невероятно востребованными на рынке труда.

Но чем активнее растет сфера ИТ, тем больше в ней появляется людей, пришедших не из настоящего интереса, а в погоне за деньгами, поддавшись всеобщему ажиотажу. Возможно, природа наградила этих людей совсем другими способностями, однако мальчик, которому в школе нравилась ботаника, став программистом по указке мамы («Иди, там много денег!»), никогда не станет профессионалом. И в будущем наверняка пожалеет, что вынужден заниматься не своим делом. Есть и другая неприятная сторона. Выбор какой-то одной «модной» профессии создает кадровый дефицит в других, не менее важных отраслях. Например, в 90-е годы каждый второй выпускник стремился быть юристом, в 2000-е – менеджером, а в 2020-х наступила эра айтишников. При этом катастрофически не хватает технологов, конструкторов, квалифицированных рабочих, слесарей, а также поваров, специалистов в области туризма и др.

Но и это еще не самое страшное. Психологами уже давно доказано, что нелюбимая работа – сильнейший стресс, который ведет к реальным проблемам со здоровьем. Психика не выдерживает, и организм начинает «сыпаться»: раздражение, бессонница, срывы, панические атаки, а следом – инфаркты, инсульты… Да, все мы работаем в первую очередь, чтобы зарабатывать. Но без любви к своему делу профессиональный путь рискует превратиться в бесконечную череду проблем и разочарований. Об этом стоит задуматься, выбирая профессию, которой вы планируете посвятить большую часть своей жизни (а в ИТ по-другому и не бывает).

Опубликовано 22.12.2023

Похожие статьи