IT NewsНовости рынкаНовости ИТ

Apple убьет свои ПК, но не даст их ремонтировать чужакам

Николай Блинков | 16.10.2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Apple убьет свои ПК, но не даст их ремонтировать чужакам

Apple воспрепятствует ремонту или модернизации своих компьютеров Macbook Pro или iMac в неавторизованных сервис-центрах. В результате такого ремонта устройства могут самоблокироваться.

Компания Apple часто упоминается в контексте критики за высокую стоимость своих гаджетов и ПК, и многие искренне считают, что сверхприбыльность Apple обусловлена доходами от продажи новых поколений ее устройств.

Однако крайне мало кто догадывается, что в настоящее время богатство этого предприятия — это еще и результат установления режима монополии на всю продукцию «яблочной» компании. И это не только продажи; не меньший вклад вносит последующий ремонт и обслуживание техники. Отметим, что ремонт своих устройств Apple не приветствует, предпочитая, чтобы пользователь заменил поврежденный гаджет на новый.

Но услуги ремонта могут предоставлять и неавторизованные сервис-центры, причем значительно дешевле, что может привести к потере существенной части прибыли. Этим и объяснимо стремление компании к тотальному контролю за своей продукцией, для чего Apple предпринимает много усилий. Для установления режима контроля Apple действует как «пряником», так и «кнутом».

«Пряник» представляет собой существенную скидку в обмен на старое или поломанное устройство при покупке нового.

Вся продукция Apple стоит существенных денег. Однако, если у покупателя уже имеется более старый iPhone или даже Macbook прежних лет (в России программа Trade-in-Macbook заработала в октябре 2017 года), то он может вернуть его компании Apple в обмен на более чем существенную скидку (она может даже ощутимо превышать рыночную стоимость б/у iPhone прежних лет), и цена уже так сильно кусаться не будет.

Изымая из оборота свои старые гаджеты, Apple потом отправляет их переработку, получая запчасти и компоненты для производства «восстановленных» устройств, которые будут ощутимо дешевле, чем полностью новые. Но главная цель Apple – попросту не пустить свои старые устройства на вторичный рынок (например, если владелец решит купить новый iPhone, а старый – продать) или на запчасти.

Apple не одинока в политике предоставления скидки за обмен старого гаджета на новый (подобную скидку предоставляют и другие компании – Samsung, Huawei), но эти компании мало интересует дальнейшая судьба устройства.

«Яблочная» же компания, удерживая монополию, применяет как «пряник», так и «кнут»: жесткие, даже репрессивные меры против владельцев устройств, которые посмели ее нарушить. Поэтому Apple, отчасти понимая нежелание своих владельцев расставаться со своими старыми устройствами и поддерживая долго старые гаджеты, но при этом ищет способ заставить их пользоваться услугами исключительно авторизованных сервис-центров.

Тех же, кто воспользовался неавторизованным, Apple сурово наказывает. Так, в феврале 2016 года в Apple вычислили и наказали всех заменивших Touch ID в неавторизованных мастерских. В результате тысячи устройств были необратимо превращены в «кирпич», а все данные с них - стерты. После обновления до iOS 9 на экране при попытке включения устройства отображалась только «ошибка 53» (подробности о этом можно прочитать по ссылке здесь и здесь).

В минувшем году такой же технологией Apple вывела из строя все устройства iPhone 8, на которых был заменен дисплей в неавторизованных сервис-центрах. Обновление до iOS 11.3 определяло факт замены дисплея, и дисплей необратимо терял способность воспринимать сенсорные прикосновения, а телефоны «окирпичивались».

В настоящее время в мире активными являются, по подсчету самой компании, более 1,3 млрд устройств Apple (куда входят регулярно используемые iPhone всех поколений, iPad, iPod Touch, компьютеры Mac, умные часы Apple Watch и телеприставки Apple TV).

Apple традиционно довольно скупа на статистику по отдельным ее конкретным продуктам, однако подавляющее большинство устройств из них, разумеется, iPhone – доля этих гаджетов среди всех проданных устройств Apple, например, за первый квартал 2018 года в штучном выражении превышает 80%. Другими словами, среди 1,3 млрд всех активных устройств Apple не менее 1,1 млрд приходится на смартфоны iPhone.

При этом в мире функционирует порядка 5,5 млрд активных смартфонов, из которых примерно каждый пятый в мире – iPhone, что заметно выше доли iOS на мировом рынке по статистике среди свежепроданных смартфонов, которая равна 14%.

Это свидетельствует о том, что гаджеты на Android выходят из строя чаще и в среднем служат гораздо меньше, чем iPhone. Статистика свидетельствует о сроке службы более четырех лет у среднего iPhone, что вполне объясняет политику Apple относительно начальной стоимости устройства, и гораздо большей заинтересованности в его дальнейшей судьбе, чем у производителя Android-гаджета.

Однако наказывая за несанкционированный ремонт владельцев гаджетов, Apple долго придумывала, как быть с компьютерами. И придумала. Инновационная технология недопущения несанкционированного ремонта компьютера будет обкатана вначале на дорогих устройствах 2018 года выпуска – Apple Macbook Pro и iMac Pro – моделях ноутбуков «профессиональной» направленности, традиционно отличающимся мощным «железом». Также технология будет тестироваться на профессиональной версии моноблока iMac.

Коснется ли нововведение будущего поколения Macbook Air («легкого ноутбука предназначенного прежде всего для портативной работы»), пока неизвестно. При этом Macbook 2018 – первой модели совершенно нового модельного ряда, позиционирующего себя как «недорогой» ноутбук от Apple, это пока не коснется. За бортом новой технологии останутся и обычные iMac.

Функция контроля за состоянием всех компонентов ПК (а также отслеживание ремонтов) будет возложена в Mac Pro и iMac Pro на процессор Apple T2, содержащий специальный сопроцессор Secure Enclave. Задачей последнего будет контроль всех основных характеристик работы компьютера – процесса обработки изображения, аудиоконтроллера и помимо этого, разумеется, работу загрузчика EFI и Touch ID. Также он будет проводить полную оценку состояния компонентов – оперативной памяти, дисплея, клавиатуры, материнской платы, и даже таких компонентов, как Touch Bar (тачпад) и системы охлаждения.

О процессоре T2 известно, что он является в действительности разновидностью процессора Apple A10 Fusion, применявшийся в iPhone 7. Если встроенный в T2 сопроцессор Secure Enclave заметит внезапное изменение характеристик хотя бы одного из компонентов, он автоматически блокирует компьютер (что отчасти направлено против возможности замены компонентов не только по причине ремонта, но и в случае модернизации в обход Apple).

Если же с компьютером что-то случилось, и возможно это зафиксировать, то Secure Enclave запоминает поломку, и после установки дубликата также автоматически блокирует компьютер (система не может отличить два полностью идентичных компонента, однако немедленно реагирует, если вдруг теряет связь с компонентом). Примером может быть выход из строя клавиатуры по причине, например, попадания на нее жидкости. Отнеся Macbook Pro или iMac Pro в ремонт и заменив ее на точный дубликат, после включения пользователь обнаружит, что компьютер заблокирован. Причем таким образом, что никаким сторонним ПО изменить это будет нельзя.

Для возможности ремонта в официальных сервис-центрах Apple создала свое собственное ПО, которое помимо возможности разблокировать компьютер (AST System Configuration Suite) также дает возможности проверить все его компоненты после ремонта – все ли они работают нормально, чтобы после ремонта снова их запомнить во избежание последующей попытки ремонта уже в неавторизованном сервис-центре.

Очевидно, что наиболее очевидный способ разблокировать заблокированный компьютер – отнести его в официальный сервис-центр, однако остается еще вариант – замена злополучного процессора T2 на какой-либо другой. Но этот вариант не является экономически рациональным.

Нововведение Apple в силу пока не вступило – сотрудники американской ремонтной компании iFixit из города Сан-Луис-Обиспо в штате Калифорния специально для проверки этого купили новый Macbook Pro 2018 с тачбаром и 13-дюймовым дисплеем, где успешно заменили материнскую плату.

Тем не менее расслабляться рано. Известно, что у себя дома, в США, Apple уже несколько лет ведет непримиримую борьбу с «законом о праве на ремонт» (и отчасти успешно), который периодически пытаются провести через парламенты разных штатов и который бы обязывал осуществлять поставки запчастей сторонним мастерским, а также передавать инструкции по ремонту техники сотрудникам этих мастерских.

Что касается России, то Apple здесь проще. Российский вторичный рынок смартфонов развит гораздо слабее, чем в США, отсюда подавляющее большинство сервис-центров в России преимущественно завязаны на поставках запчастей из Apple. Кроме того, обязать отремонтировать старый iPhone или Mac можно через стороннюю страховую компанию - в США этим часто занимаются по постгарантийной страховке не индивидуально владельцы, а именно компании, а в России этого сделать нельзя.

Впрочем, неавторизованные сервис-центры попросту разбирают старые устройства Apple на запчасти, с чем компания справиться не может (хотя усложняет жизнь – делает болты с максимально сложным рисунком, а также традиционно делает аккумулятор несъемным, а его замену – достаточно рискованной процедурой). Но если для ремонта, например, одного iPhone нужно разобрать другой такой же iPhone, то в компьютер Apple можно помещать детали не-Apple по происхождению, что больше всего сердит яблочную корпорацию.

Именно поэтому мало сомнений, что Apple внедрит AST System Configuration Suite, разумеется, предусмотрев, чтобы неавторизованные сервисы не могли никоим образом получить доступ к разблокировке компьютеров. После этого контроль Apple над проданными компьютерами многократно усилится, а если компьютер будет уже старый, и его поддержка будет прекращена, и при этом он сломается, не останется иного варианта, кроме как обменять его на новый с доплатой.

Ключевые слова: смартфоны apple, ремонт Apple

Журнал IT News    [ Подписка на журнал ], Журнал IT Weekly

Компания: Apple

Об авторах

Николай Блинков

Николай Блинков

Николай обладатель двух высших образований - первое в области органической химии, второе - в области неорганической. В настоящее время работает над диссертацией на тему "Удаление воды из слабополярных жидкостей твёрдыми адсорбентами".


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

20.11.2018
Oracle Cloud Day 2018

Москва, Технопарк «Сколково» Большой бульвар, д. 42, стр.1.

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».