Infocomm China ‘2023: что показали на крупнейшей в мире выставке мультимедийного оборудования?
Дмитрий ШАБАНОВ, руководитель направления мультимедийных систем КРОК, делится своими наблюдениями об активно развивающемся рынке китайского оборудования и возможностях, которые он открывает для российских заказчиков.
Импортозамещение – один из ключевых трендов на китайском рынке телеком-оборудования. Программа “Made in China ‘2025” стартовала еще в 2015 году и оказала существенное влияние на производство различных типов оборудования. Появилось и продолжает развиваться большое количество внутренних производителей, которые ставят своей целью организовать полностью автономное производство. Сейчас все еще сохраняется определенная зависимость по комплектующим из Тайваня, США, Европы. Но многие вендоры отмечают, что их цель – замкнуть производство, чтобы все комплектующие были из Китая.
Китай раньше России столкнулся с проблемой ухода с рынка ведущих западных вендоров и необходимостью поиска замены их решений. Сегодня китайские компании успешно решают эту проблему силами собственного производства, которое за последние годы успело вырасти и становится все более интересным. Яркий пример – оборудование видеокоммутации, по которому до недавнего времени лидерами были американские компании Crestron и Extron. В Поднебесной свои решения выпустили DiGiBird или Tricolor, они повсеместно используются, в том числе в государственных проектах.
При этом концептуально новых и прорывных решений на китайском рынке нет, главный тренд – все решения становятся более качественными и интересными по возможностям. Виден существенный прогресс развития как самих продуктов, так и производства. Появляются современные конвейеры с автоматизацией и контролем качества. Да, все еще сохраняются производства «гаражного типа», но, учитывая скорость их развития, они могут быстро догнать крупных производителей.
Другой рынок
Даже на больших выставках в Америке и Европе мы привыкли видеть в основном известные западные бренды, немного разбавленные производителями из других стран. На ‘Infocomm China’ ситуация диаметрально противоположная. Да, были здесь стенды Logitech, Poly, Sony, Christie. Эти компании явно стремятся занять свою часть китайского рынка, но они выглядят значительно слабее и менее интересными на фоне местных брендов, которые заняли практически всю площадь выставки.
Например, DSPPA, производитель аудиооборудования и систем Public Address, работает на рынке уже 35 лет и является лидером рынка. Но в России его знают разве что узкие специалисты – до последнего времени продукты DSPPA у нас никто не продавал. Отчасти это связано с тем, что китайцы сами не стремятся выходить на другие рынки, вкладывать в это ресурсы и время. Они идут по принципу выбора дистрибьютора, который представляет их интересы на рынке страны.
Светодиодные экраны
Большую часть мирового рынка светодиодных экранов занимают китайские компании Absen, Leyard, Unilumin, AET, QSTech.
Среди производителей светодиодных экранов сложился консенсус, что шаг пикселя не будет опускаться ниже значения 0,9–1,2 мм, которое позволяет видеть изображение высокого качества (как привычно видеть на ЖК-телевизоре). Главное стремление – удешевить производство таких экранов и составить конкуренцию ЖК-панелям.
Один из производителей поделился стратегическим планом в перспективе пяти лет опустить цену на светодиодные экраны так, чтобы они полностью вытеснили ЖК-панели с мирового рынка. Можно будет не покупать домой ЖК-панель определенной диагонали, а собирать из светодиодных кабинетов экран нужного размера, увеличивая его при необходимости.
Среди производителей светодиодных экранов идет жесткая гонка технологий и себестоимости. Поэтому большие средства вкладываются в исследования: R&D-департаменты могут занимать целые этажи, где десятки и сотни hardware-инженеров и разработчиков создают новые технические решения. Несмотря на все еще высокую долю человеческого труда в производстве, процесс автоматизации начался и быстро набирает обороты.
Еще один вектор вложений – замена японских и немецких станков и производственных линий на китайские. Новые заводы строятся сразу огромными комплексами, где размещаются производство, жилые и досуговые центры, зеленые парки и необходимая инфраструктура. Оборот одного производителя светодиодного оборудования на внутреннем рынке составил $200 млн.
Звуковое оборудование
Прорывных технологий в сфере звука ожидать не стоит – топовые решения крупных вендоров сопоставимы по всем измеряемым параметрам. При том, что в данной сфере Китай остается догоняющей страной, темпы китайских производителей удивляют. Есть ряд брендов, которые предлагают «железо» и софт высокого уровня. Функционал – где-то скопированный, где-то собственные наработки. Но мы заметили готовность вендоров дорабатывать решения под потребности заказчиков.
Если раньше можно было не обратить внимания на производителей из Китая, то сейчас они предлагают решения, конкурирующие с топовыми брендами. Некоторые модели оборудования DSPPA и ITC прошли сертификацию и добавлены в библиотеку программного обеспечения EASE 4.0. Проверка проходит в специализированной лаборатории, где выполняются замеры и подтверждаются заявленные характеристики акустических систем. Это крайне важно для акустического моделирования при строительстве объектов.
Конференц-системы
В Китае сильный тренд на большие рубленые квадратные формы настольных микрофонных систем для конференций. Они были практически на каждом стенде. Предпочтение индустриальному внешнему дизайну вызвало удивление. В России и других странах привычней решения типа “Gooseneck” – более изящные, без резких рубленных форм.
Привлекли интерес и врезные конференц-системы от компании ITC. У Bosch похожая по конфигурации была выпущена еще в 2008 году, до ее технического и эстетического уровня китайцы сегодня активно доходят. Есть решения, которые отличаются от рынка Америки и Европы. Например, поворотные потолочные динамики DSPPA: их можно использовать вровень с потоком, а дальше сам динамик корректирует угол поворота и направленность звука.
Активно развиваются и системы автоматического распознавания речи и протоколирования. Пока китайские производители могут предоставить только перевод с английского на китайский, но тенденция использования ИИ для синхронной многоязычной расшифровки будет нарастать и мы увидим более совершенные разработки.
Радиосистемы
В этом разделе особенно приглянулся Relacart. Некоторые его новинки захотелось изучить подробнее, в проектах. Например, спектроанализатор, который ставится в стойку, сканирует сетку частот и показывает проблемные частоты, на которые лучше не настраивать микрофоны. Эта фишка именитых производителей теперь появилось и у китайских. Есть надежда, что они продолжат развивать свои продукты, в том числе программное обеспечение по автоматизации. При этом у Relacart – совсем небольшое производство, где многие вопросы можно решать в «ручном режиме».
Вывод
Политика опоры на собственные производственные мощности по всем направлениям комплектующих, с одной стороны, сдерживала темпы развития китайского рынка, а с другой – обеспечила надежный задел на будущее. Уже сегодня китайские производители предлагают конкурентные решения, которые по технологиям, качеству и функционалу не уступают западным лидерам. Нам все еще мало знаком этот рынок, но в текущих условиях стоит обратить на него более пристальное внимание. Поэтому КРОК продолжит развивать прямое сотрудничество с новыми азиатскими вендорами и предлагать свою экспертизу клиентам.
Опубликовано 01.09.2023