Доступность 3D-печати дома вызвала шквальный интерес
В период с 2012 по 2014 год наблюдался резкий скачок в объемах продаж персональных/настольных 3D-принтеров. Многие домашние пользователи отважились расстаться со значительными суммами денег во имя столь заманчивой технологии.
Дизайнеры, люди с инженерным образованием и просто инновационно мыслящая часть населения стали активно осваивать 3D- печать. В последние годы появились онлайн-сообщества, где можно обмениваться идеями, проектами, файлами для распечатки, а также заказать распечатку и доставку на дом понравившихся изделий. Скажем, сообщество 3DHubs.com имеет около 32 тыс. зарегистрированных «мейкеров», продающих подобные услуги. Только за май 2016 года этот ресурс посетило 1,1 млн человек из разных стран мира (36% пришлось на США, 10,7% – на Великобританию, 5% – на Нидерланды).
В США, например, широко доступна 3D-печать в библиотеках, которые стали своеобразными хабами, где дизайнеры могут реализовать свои проекты, распечатав прототип.
Однако в 2015 году этот рынок заметно приутих: рост поставок по сравнению с 2014-м всего на 33% несравним со 124%, наблюдавшимися годом ранее. «Остужающими» факторами оказались сложность в использовании, нехватка руководств, а также недостаточно доработанное программное обеспечение – лишь энтузиасты могли часами изучать настройки и распечатывать многочисленные образцы.
Приобретая традиционный экструдерный 3D-принтер, пользователь в первую очередь сталкивается с тем, что надо практически сразу уметь управлять как минимум одной из программ для 3D-печати – софтом, называемым slicer. Именно здесь устанавливаются настройки принтера, причем почти каждый раз индивидуальные – в зависимости от вида распечатываемого объекта и используемого материала.
В настоящее время для домашнего применения доступно множество материалов: нейлон – очень прочный, но водопроницаемый; акрил – для небольших предметов; PET и его производные (из них делают пластиковые бутылки и контейнеры для еды); ABS – из продуктов нефти (прочный и водоустойчивый). А также многие другие, например светящийся в темноте пластик и даже глина для изготовления керамических изделий. Кроме того, на некоторых персональных 3D-принтерах можно создавать деревянные предметы. Подобные материалы содержат определенный процент пластика, что делает возможным их растапливать, не сжигая при нагревании.
Как известно, наиболее популярный материал для персональных 3D-принтеров – биоразлагаемый PLA-термопластик, произведенный из возобновляемых ресурсов, например кукурузы. Это лучший материал для новичков: он хорошо прилипает к поверхности при печати, быстро застывает и предоставляет довольно предсказуемый результат. Тем, кто только начинает учиться 3D-печати, я бы рекомендовала пользоваться одним и тем же материалом до тех пор, пока не «почувствуете» свой принтер и не познаете основные настройки в выбранном вами «слайсере».
По причине того, что 3D-печать сравнительно новая технология на потребительском рынке, она еще не совсем развита для персонального пользования. Существует множество разных принтеров, программ для дизайна и подготовки к печати, а также расходных материалов. Однако проблема в том, что на такие материалы нет строго установленной сертификации. Это означает, что разные производители могут применять разные добавки и сырье. Окончательный результат печати может варьироваться даже при использовании материалов от одного и того же производителя, но разных цветов.
Не последнюю роль играют условия хранения и упаковки материалов. В некоторых случаях даже продукт от рекомендованного ретейлера может оказаться излишне ломким или недостаточно текучим, что может говорить о неадекватном качестве пластика. В результате при печати новым материалом возникает угроза провисания слоев или засорения печатающей головки, чему также может способствовать неверно выбранная температура печати.
Пример печати при засоренной печатающей головке
Таким образом, даже при наличии дорогого принтера результат может оказаться неожиданным просто из-за плохого качества расходного материала или его неправильного хранения. И тут уж никакие настройки в «слайсере» не помогут. Поверьте, автором был потрачен не один час в поисках причин неудачных распечаток. Ведь самое последнее, что приходит в голову, это сделать тест того же объекта в другом, уже проверенном материале.
Но пусть все сказанное не отпугивает энтузиастов, ведь разнообразие материалов делает 3D-печать огромным полем, где могут попробовать свои силы все, кто интересуется новыми технологиями и любит экспериментировать. Здесь могут воплощаться фантазии дизайнеров и проекты инженеров. Не забудем и о 3D-ручке, помогающей подрастающему поколению начать мыслить в трехмерном пространстве, а заодно учиться пользоваться базовыми материалами для 3D-печати.
Несмотря на некоторый спад в 2015 году, рынок 3D-печати будет продолжать расти, а средняя цена техники падать, что сделает ее более доступной. Этому также способствуют новые разработки в софте, упрощающие сам процесс.
Интерес к 3D-печати не уменьшается, и свидетельство тому – множество стартапов, создающих дешевые ультраинновационные устройства. Кампании на Kickstarter агрегируют огромное количество денежных сумм для поддержки подобных проектов. Например, гаджет OLO (3D-печать со смартфона) в апреле этого года установил рекорд по предварительным заказам – более 16 тыс. штук, собрав $2,3 млн! А ведь устройство еще не появилось на свет.
Наталья Функнер,
региональный менеджер по России и странам Балтии,
компания CONTEXT
Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"
Опубликовано 17.07.2016