Запах аутсорсинга

Логотип компании

Руководители четырех крупнейших российских аутсорсинговых компаний: EPAM Systems (более 4500 сотрудников), Luxoft (3000+), Exigen Services (1700+) и Rexoft (350+) обсудили вместе с президентом ассоциации «Руссофт» Валентином Макаровым и журналистами итоги 2009-го года и тенденции рынка.

В соседней комнате бизнес-центра «Экстрополис» за очень похожим овальным столом итоги и тенденции обсуждали представители «Газпромнефти». Я счел такое близкое соседство хорошим (для аутсорсинговой отрасли) знаком, а Валентин Макаров — смешным. «Лопнут они там за стеной, а нас продует», — пошутил он.

Выслушав мнения представителей ведущих отечественных аутсорсинговых компаний, я убедился, что если газпромовцам и суждено было лопнуть в этот весенний день, то уж точно не от зависти к представителям российского IT-бизнеса. Но, обо всем по порядку.

Первым, для порядка же, был решен вопрос о национальной принадлежности структур, которые экспортируют из России (и не только) ПО и услуги по его разработке. Оказалось, что для живущих, по крайней мере, какое-то время, в нашей стране топ-менеджеров и владельцев аутсорсинговых компаний не важно, где зарегистрирована штаб-квартира, и на каком континенте трудятся программисты. «У нас половина в России», — с нотками национальной гордости сказал Михаил Фридлянд, первый заместитель генерального директора Luxoft. «Не важно, в России штат или нет», — подчеркнул президент Exigen Services Николай Пунтиков. Александр Егоров, генеральный директор компании «Рексофт» подвел итог дискуссии, заявив, что не имеет особого значения, где платятся налоги и пишут коды. Важно то, откуда родом и где проживают бенефициарии. Где они, там и прибыль, а, следовательно, именно об этой стране и заботится компания. Этому государству фирма и принадлежит.

Вторым был решен вопрос о состоянии отрасли в прошлом году. По данным анкетирования, проведенного «Руссофтом», дела у экспортеров ПО и услуг по его разработке обстояли не настолько плохо, как можно было ожидать. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ассоциации удалось собрать 160 анкет — в два раза больше, чем годом ранее. И анкеты эти заполняли, судя по всему, как бюллетени тайного голосования, то есть не исключено, что искренне. Николай Пунтиков, например, честно признался, что понятия не имеет, что в анкете написали маркетологи его фирмы Exigen Services.

Сложив все анкетные данные, «Руссофт» пришел к выводу, что из России было поставлено на экспорт ПО и услуг по его разработке на 2 млрд 650 тыс. $. Сумма, несмотря на разницу в количестве анкет, получилась та же, что и в 2008-м году. Для кризисного периода это отличный результат, а для «Руссофта», просто замечательный, поскольку члены этой организации все вместе увеличили объемы экспорта на 5%, в то время как в целом по России был отмечен трехпроцентный спад. По мнению Валентина Макарова это говорит о том, что поставщики услуг (члены «Руссофта») чувствуют себя в кризисной ситуации более уверенно, чем поставщики готового ПО (не члены ассоциации) .

Однако же в прошлогодних заявлениях российских аутсорсеров особой уверенности не звучало. Наоборот, компании были неуверенны в своем будущем, узнав о том, что с 2010 у них отнимут налоговые льготы. Сервисные фирмы наглядно показывали, что если они будут платить налоги наравне с сырьевыми структурами, то абсолютно точно прогорят. Об этом говорили приводимые представителями компаний расчеты. И вот налоговые льготы у «айтишников» отняли. Пообещав, естественно, что-то придумать взамен. Обещали на уровне президента и министра финансов. Руководители компаний в замешательстве. Михаил Фридлянд поинтересовался у Александра Егорова, закладывали ли в «Рексофте» новые налоги или надеются на компенсации? Оказалось — да, закладывали. И расходы увеличились на миллион долларов. Вернут ли его «Рексофту», кто вернет и когда —неизвестно. Пока же аутсорсеры сетуют на то, что именно в то время, когда заказчики (главным образом американские) звонили и требовали снижения цен (и небезрезультатно), из Москвы раздавались другие звонки — о новых налоговых правилах. В итоге на данный момент себестоимость труда питерских разработчиков оказалась дороже рыночных цен (с заложенной прибылью), по которым работают индийские компании. И тем не менее EPAM Systems победила в двух очень крупных тендерах, впервые в своей истории обыграв лидеров индийского рынка Tata и Wipro. Понятно, что не будь у EPAM рабочей силы в Беларуси, победы в тендерах ей, скорее всего, не видать, как налоговых льгот.

В Беларуси, как рассказал мне Николай Пунтиков, налогов IT-компании платят в три раза меньше чем в России. При условии, что ты все делаешь по закону. И это очень нравится российским аутсорсерам. По этой причине они буквально рвут друг у друга дефицитные беларусские IT-кадры. На всех квалифицированных программистов и инженеров в этой стране уже давно не хватает.

В России, к слову, также усиливается кадровый голод. Виновниками оказались финансовые и сырьевые структуры, для которых кризис закончился (одновременно с заявлением премьера) и наступило время скупки квалифицированной рабочей силы, в том числе и айтишной.

Если присмотреться к Украине, где также периодически черпают кадры российские аутсорсинговые компании, то там, если верить г-ну Пунтикову, платить налоги не принято. Платят их в основном россияне. Да и то, как я понял, не все. До недавнего времени государству было не до налогов, и оно смотрело сквозь пальцы на схемы частного предпринимательства, используемые для ухода от налогов. Сейчас, ситуация меняется в худшую для частных предпринимателей сторону. Поэтому Украина становится менее привлекательной, в том числе и для аутсорсинговых фирм.

Настоящим же раем для программистов становится Китай. Exigen Services смогла почувствовать это, купив китайскую фирму. За нее, как рассказал мне Николай Пунтиков, государство платит половину стоимости аренды, оплачивает программы по обучению специалистов и прочие инициативы, связанные с развитием местных кадров и «китайских» IT-технологий. Не удивительно, что Китай с нуля взлетел на второе место в списке крупнейших аутсорсинговых держав и скорее всего в недалеком будущем обгонит Индию, в том числе и по объему иностранных (в том числе российских) инвестиций в IT. Пока что массовым победам китайских аутсорсинговых компаний в тендерах препятствует малый опыт местных специалистов, самые продвинутые из которых могут похвастать от силы пятилетним участием в проектах.

Россия, как это ни странно, формально также является страной, необычайно перспективной в плане инвестиций в IT. Правда, не вся целиком. Перспективы есть в Санкт-Петербурге, который, по данным «Руссофта» (и агентства Global Services&Tolons) обошел по перспективности индийский Бангалор. Данные эти, надо сказать, сильно удивили представителей российского аутсорсинга. «Если он такой перспективный, значит должны инвестиции поступать», — резонно заметил Михаил Фридлянд. Валентин Макаров объяснил, что на перспективность повлияло и количество вузов и, главным образом, инвестиции, уже сделанные крупными западными компаниями, открывшими в городе свои центры разработки.

Инвестиционная перспективность строящейся подмосковной «Силиконовой долины», названной в народе «Вексельбургом», судя по данным «Руссофта», в мире не обсуждается. Да и зачем ее оценивать западным аналитикам, когда привлекательности Виктора Вексельберга, исполнительного директора ТНК-ВР, вполне достаточно.

Заглядывая в будущее, руководители российских аутсорсинговых компаний наиболее светлые моменты связывают с крупными иностранными заказчиками. Именно они (UBS, Deutsche Bank, Boeing и др.) помогли компании Luxoft увеличить в 2009-м году оборот на 15%. Иностранные заказы дают фирме 70% оборота. И считаются самыми желанными для любого аутсорсера. В иностранных проектах так устроено, что аутсорсер не выглядит врагом для заказчика. В российских — все наоборот. По мнению подрядчиков, приходя к крупному заказчику, IT-компания попадает в разряд врага буквально для всех подразделений клиента. Отсюда — повышенные требования к стрессоустойчивости консультантов, которые ничем, деже молоком, не оплачиваются. В иностранном проекте одно письмо с легкой тенью недовольства — уже повод для волнений подрядчика, в российском же, заявление руководителя какого-либо из подразделений заказчика, после которого «стреляться можно», как правило, пропускают мимо ушей. Иначе просто не выжить.

EPAM Systems, хоть и опиралась во время кризиса на зарубежные заказы уменьшила оборот на 4%. Если бы не два упомянутых ранее тендера, давшие работу 500 сотрудникам, ситуация была бы еще менее радужной. Учитывая, что в 2008-м EPAM отмечала 20%-й рост выручки, прошлогодний результат был серьезным спадом. На снижении оборота сказалось завершение крупных российских проектов, на смену которым не пришло ничего столь масштабного. Доля российских заказов в обороте в итоге упала с 30% в 2007-м и 2008-м годах, до 20% в 2009-м.

«Рексофт», по данным Александра Егорова, уменьшил оборот в прошлом году на 21%. И также виноваты оказались российские заказчики. Несколькими годами ранее компания выиграла в нескольких крупных тендерах и приступила к реализации масштабных проектов, связанных с внедрением систем документооборота. Во время кризиса заказчики «отвалилились» без объяснения причин. Подписывая контракт, «Рексофт» понимал, что идет на риск и возможности привлечь заказчика к ответственности у него не будет, но в то время о кризисе еще никто не помышлял. По словам Александра Егорова, даже если бы контрактом была предусмотрена выплата заказчиком штрафных санкций, IT-компания, по понятным причинам, не пошла бы на это.

Для Exigen Services финансовый год закончился раньше других —30 сентября прошлого года. К этому времени компания вышла по обороту на уровень 2008-го года. Если бы не потеря из-за латвийских проектов, возможно, был бы и рост. Но кто же знал, что Латвия окажется одной из наиболее пострадавших во время кризиса стран. К счастью помог все тот же Deutsche Bank, который компания Exigen «делит» с фирмой Luxoft.

Слушая откровенные заявления руководителей аутсорсинговых компаний, которые не стеснялись признаться в падении оборота, выслушав заявление конкурента о росте выручки, я поражался насколько это отличается от традиционной статистики, которую предоставляют компании прессе. Вспоминалась фраза Николая Пунтикова, о неведомых данных, которые маркетологи вписывают в различные анкеты…

Тем не менее данные могут пригодится любые. Важно использовать их с головой. Цель сбора как красивой, так и честной статистики (для лоббирования интересов отрасли пригодится и та и другая) участники мероприятия увидели в том, чтобы страна сделала хоть что-то, чтобы перестать уже, как сказал Александр Егоров, «нюхать газ», или, как уточнил Михаил Фридлянд, «просто нюхать», а власть обратила бы внимание на IT-потенциал и сделала первые шаги в сторону цивилизованного, коммерческого развития отрасли.

Опубликовано 22.04.2010