В 2021 году в России будет продано 2,9 млн «умных» колонок, экранов и ТВ-приставок с голосовыми ассистентами

Логотип компании
08.12.2021
В 2021 году в России будет продано 2,9 млн «умных» колонок, экранов и ТВ-приставок с голосовыми ассистентами
Just AI оценивает объем рынка в 2021 году в 14 млрд рублей.

Влияние пандемии на глобальный рынок «умных» колонок

В конце 2020 года аналитики прогнозировали замедление темпов продаж «умных» колонок во всем мире в связи с падением потребительского спроса и дефицитом электронных компонентов на фоне пандемии. Однако, по данным исследования спроса на бытовую электронику, проведенного компанией Parks Associates в сентябре 2021 года, именно «умные» колонки и Smart TV стали самыми востребованными устройствами: рост спроса в сегменте составил 56% для смарт-телевизоров и 53% – для умных колонок.

По итогам первого полугодия 2021 года (данные Strategy Analytics) продажи «умных» колонок и экранов в мире выросли на 35% относительно того же периода прошлого года. При этом драйверами глобального рынка стали не США, где проникновение «умных» колонок и экранов в домохозяйства достигло 53%, а Китай и остальные страны, в том числе и Россия.

В 2021 году в России будет продано 2,9 млн «умных» колонок, экранов и ТВ-приставок с голосовыми ассистентами. Рис. 1

Аналитики Parks Associates отметили, что во время пандемии Smart TV и ТВ-приставки стали для людей не только центром развлечений, но и коммуникаций в целом – новую ценность телевизору придала интеграция традиционного устройства с экосистемами голосовых ассистентов и «умного дома». Российские ИТ-компании уловили и использовали этот тренд: в конце 2020 года Сбер выпустил «умный» экран и «умную» ТВ-приставку с голосовым управлением SberBox, а в октябре 2021 Яндекс открыл продажи медиаприставки Яндекс.Модуль.

Российский рынок «умных» колонок в 2021 году

2021 год создал по-настоящему массовый спрос на «умные» колонки в России. В прошлом декабре Just AI прогнозировали, что в 2021 году будет продано 2,4 млн устройств, однако выход на рынок новых девайсов в эконом-сегменте придал импульс продажам. По новым оценкам Just AI, в 2021 году в России будет продано 2,9 млн «умных» колонок, экранов и ТВ-приставок с голосовыми ассистентами (в расчеты не включены телевизоры со встроенными ассистентами, так как ИТ-компании не производят их самостоятельно, а голосовые ассистенты в телевизорах пока не встроены в интерфейс бесшовно и нативно).

Из 2,9 млн девайсов около 810 000 устройств будет приходиться на линейку Сбера, 250 000 – на «умные» колонки «Капсула» от VK, остальное – на устройства от «Яндекса».

В 2021 году в России будет продано 2,9 млн «умных» колонок, экранов и ТВ-приставок с голосовыми ассистентами. Рис. 2

Объем рынка в 2021 году Just AI оценивает в 14 млрд рублей – это значимая цифра с учетом того, что вся ниша «умных» колонок в России занята устройствами, разработанными исключительно отечественными ИТ-компаниями.

По итогам периода 2018-2021 гг. на руках у российских пользователей будет более 4 млн «умных» колонок, экранов и «умных» ТВ-приставок: 70% рынка – устройства «Яндекса» с ассистентом Алисой, 21% – устройства Сбера с ассистентами семейства Салют и 9% – умные колонки «Капсула» с ассистентом Маруся от VK.

Прогноз на 2022 год

Рынок «умных» колонок в России только вошел в фазу массового спроса. Эксперты Just AI предполагают, что традиционно активный в плане продаж предновогодний сезон позволит Сберу, Яндексу и VK вместе побить рекорды продаж в сегменте.

Несмотря на это, рынок в России еще далек от насыщения. В 2022 году борьба за пользователя будет идти не только за счет ценовой политики (сейчас самое демократичное по стоимости устройство – SberBox от Сбера за 2990 рублей, самое премиальное – «умный» экран SberPortal за 29990), но и за счет роста качества устройств и сервисов, которые они предлагают.

В 2021 году в России будет продано 2,9 млн «умных» колонок, экранов и ТВ-приставок с голосовыми ассистентами. Рис. 3

Активная конкуренция вынуждает основных игроков рынка «умных» колонок вырабатывать свою стратегию в борьбе за аудиторию. Для Сбера – это технологичность устройств, мультимодальность сервисов, развитие экосистемы и девелоперского сообщества. Для Яндекса, выпустившего первого и до сих пор самого популярного в России ассистента, – это разнообразие поверхностей, на которых работает Алиса: от браузера и навигатора до умных колонок и часов. VK делает ставку на лояльность своей аудитории, интеграцию ассистента с социальной сетью ВКонтакте и эмоциональную привязку к бренду.

Голосовые помощники в России

По итогам телефонного опроса, проведенного Just AI в ноябре 2021 года, россияне по-прежнему используют голосовых помощников в основном на смартфонах – так ответили 80% респондентов. Однако доля «умных» колонок как основной поверхности в сравнении с прошлым годом существенно выросла – на 10% (с 6 до 16%). В отличие от 2020 года российские пользователи начали называть и новые типы устройств – телевизор и ТВ-приставки, что подтверждает тренд, обозначенный Parks Associates в США.

За год значительно расширился и спектр кейсов применения ассистентов. С 7% до 18,7% увеличилась категория «музыка и кино» – причем кино ранее не фигурировало вовсе и появилось в ответах именно вследствие выхода на рынок приставок и «умных» экранов. Растет доля пользователей, которые применяют ассистентов для управления «умным домом» и другого, более сложного функционала (поиск рецептов, денежные переводы). Все больше становится запросов на детский развлекательный контент.

Похожие статьи