Арест бизнесменов и изъятие имущества: как изменились законы для предпринимателей

Логотип компании
Арест бизнесменов и изъятие имущества: как изменились законы для предпринимателей
Прошедшее лето порадовало предпринимателей сразу несколькими решениями Госдумы РФ, одобрившей ряд новых законов и поправок к ним. Отныне, если бизнесмен попадает под обвинение по «профильной» экономической статье УК РФ, его имущество и личная свобода получают гарантии дополнительной защиты.

Сделай добрый жест – отмени мой арест

23 июня 2023 года вступил в действие Федеральный закон №217-ФЗ от 13.06.2023 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Поправки к закону декларируют, что отныне и сами предприниматели, в том числе ИП, и те, кто входит в состав органов управления коммерческой организации или управляет ею единолично (руководители, директора, члены совета директоров и акционеры), которые попали в категорию подозреваемых или обвиняемых по ряду статей Уголовного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономики, могут подвергаться аресту только в одном из трех случаев:

•  если они не имеют места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;

•  если они нарушили меру пресечения, которая была избрана для них ранее;

•  если они скрылись от органов предварительного расследования или от суда.

Статьи эти перечислены в законе № 217-ФЗ: 159 ч. 1–4; 159 ч. 5–7; 159.1–159.3; 159.5; 159.6; 160; 165; 171; 171.1; 171.3–172.3; 173.1–174.1; 176–178; 180; 181; 183; 185–185.4; 190–199.4 и 201. В остальных случаях, говорит новый закон, следствие должно применять другие меры ограничения свободы: домашний арест, запрет совершать определенные действия, подписка о невыезде, залог, личное поручительство.

Самое интересное, что 10 лет назад вышло Постановление Пленума Верховного суда № 41 от 19.12.2013 года «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий». Требования к процедуре ареста предпринимателей были впервые определены именно в этом документе. Их смыл заключался в том, что и следственным органам, и судам не только необходимо соблюдать права и свободы граждан, но одновременно с этим сохранять деятельность компаний, что невозможно без их руководителей.

Кстати, Верховный суд возвращался к этой проблеме и в 2014 году, и в 2020-м, когда в его пленуме в онлайн-режиме принимал участие Президент РФ Владимир Путин. Тем не менее следователи раз за разом выносили ходатайства об аресте бизнесменов, а судьи их поддерживали. Для обхода норм Постановления Пленума Верховного суда от 2013 года следователю достаточно было в ходатайстве об аресте (а потом – суду в постановлении об аресте) указать, что нарушения экономических статей со стороны подозреваемого предпринимателя (или одного из руководителей компании) произошли не в рамках предпринимательской деятельности, а, так сказать, в частном порядке и не носят коммерческого характера. Однако дополнение в статью 108 часть 3 Уголовно-процессуального кодекса требует, чтобы в материалах для суда были приведены «конкретные сведения, подтверждающие такие обстоятельства».

Пока к судьбе этой поправки адвокатское сообщество относится со скепсисом, ожидая, после краткого периода либерализации, возврата к старой практике.

Впрочем, авторы закона постарались убрать лазейки, позволяющие предпринимателям и руководителям копаний избежать ареста. Например, в № 217-ФЗ указывается, что «единственным и достаточным основанием для продления срока содержания под стражей» не может являться то обстоятельство, что срок следствия также был продлен до шести месяцев.

 

А это был не мой чемоданчик

Пострадавшими по делам об экономических преступлениях предпринимателей могут оказаться и посторонние люди. Например, их имущество следствие может арестовать, долго не возвращать, а потом еще испортить или вообще уничтожить. Самое интересное, что оговоренных законом процедур по сохранности собственности, которая не стала вещественным доказательством в деле, вплоть до недавнего времени не существовало.

На просторах Всемирной паутины, и не только, можно найти немало историй о порче и исчезновении изъятой собственности, которая в итоге так и не была приобщена к материалам уголовного дела. И найти ее следы владельцам было практически невозможно, как и найти виновных и доказать свои убытки. Но в ставшем знаковым для бизнесменов июне 2023 года вступил в силу еще один Федеральный закон – № 609-ФЗ от 29.12.2022 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Теперь арестованное имущество, еще не ставшее вещественным доказательством или уже утратившее статус вещественного доказательства, должно быть передано на хранение в банк или другую финансовую организацию (как было и раньше), либо в финансовое подразделение органа, арестовавшего имущество, либо в специально организованное место хранения. И имущество это подлежит учету и хранению!

Теперь осталось дождаться выпуска документов правительства, регламентирующих эту внушающую оптимизм процедуру.

Однако самые большие потери при общении со следствием понесли граждане, чье имущество было арестовано для обеспечения гражданского иска по уголовному делу, хотя сами эти граждане к этому делу не имели никакого отношения. Но в июне текущего, 2023 года был принят еще один Федеральный закон – № 213-ФЗ  «О внесении изменения в статью 309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Как гласят эти поправки, арест на имущество человека, не являющегося подсудимым по уголовному делу или материально ответственным за его действия, снимается. Правда, произойдет это только после вынесения приговора по уголовному делу, а сроки расследования могут растянуться на длительное время, которое заранее предсказать почти невозможно. Тем не менее сроки возврата необоснованно арестованного имущества его владельцу начинают приобретать сколько-нибудь реальные очертания, и во многих случаях это может быть важно для бизнеса и его успешного функционирования.

Интересно, сократится ли число жалоб на порчу, потерю, уничтожение имущества после его ареста следствием и нахождения на так называемом ответственном хранении? И как быстро имущество будет возвращено тем, у кого было необоснованно арестовано и изъято. Еще более интересно, как и кем будут (и будут ли?) компенсироваться убытки владельцам имущества из-за его порчи или потери из-за действий органов правопорядка?

 

Но честь моя упряма, как броня

Однако «раздача плюшек» на этом не закончилась. Федеральный закон № 220-ФЗ от 13.06.23 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» определил порядок продления следствия по делам с истекшим сроком давности, если того требует подозреваемый или обвиняемый. Иными словами, фигурант дела может возражать против закрытия дела, так как не хочет, чтобы на его имени оставалось пятно подозрения из-за того, что дело прекратили, но его самого так и не оправдали, или что срок давности истек. Во-первых, закон определил предельные сроки продолжения следствия по таким делам – от 2 до 12 месяцев в зависимости от тяжести преступления. Во-вторых, если по окончании срока продления следствия дело так и не было передано в суд, то оно прекращается уже в связи с непричастностью подозреваемого или обвиняемого к преступлению. А это уже может привести к реабилитации фигуранта, со всеми приятными для него последствиями.

С момента вступления в силу поправок в УК РФ и УПК РФ, предусматривающих защиту прав бизнесменов и имущества граждан России, прошло уже более двух месяцев. Но пока оптимистичных рапортов со стороны адвокатов не слышно. Может быть, они просто боятся вспугнуть удачу? Или следствие стало более профессионально оформлять свои действия?

Опубликовано 10.10.2023

Похожие статьи