Андрей ГУК: «Рынок адаптировался к новым условиям»

Логотип компании
Приоритетная задача практически у всех наших коллег из самых разных сфер бизнеса – совершить чудо. Если до недавнего времени к ИТ относились как к космосу – так же непонятно, дорого и доступно избранным, то сейчас в цифровизации видят панацею от всего

На вопросы главного редактора журнала IT News Геннадия Белаша отвечает Андрей Гук, генеральный директор компании ОБИТ.

 

Андрей, год практически уже подходит к своему завершению, время подводить его итоги. Как бы вы охарактеризовали ситуацию в российской ИТ-индустрии? Удалось ли рынку адаптироваться к последствиям событий прошлого года? Какие новые тенденции вы бы отметили в связи с этим?

Да, я с уверенностью могу сказать, что рынок адаптировался к новым условиям. Более того, российская ИТ-индустрия укрепила свои позиции за несколько лет и активизировала темпы роста. Первым драйвером этого скачка развития стала пандемия, когда бизнесу потребовалось в минимальные сроки организовывать дистанционную работу и обслуживание клиентов, а события прошлого года дали старт второй волне востребованности российских ИТ-компаний. И если в первую волну бизнес отдавал предпочтение решениям от ведущих зарубежных вендоров, сегодня, когда обнаружились все риски такого подхода, перед российскими разработчиками открылось огромное поле для деятельности. Из новых тенденций – повысились требования к интенсивности выполнения проектов и показателям эффективности решений. То, на что еще пару лет назад отводился год, теперь надо сделать вдвое быстрее. В этом есть и положительная сторона для нас, как исполнителей, – заказчики быстрее принимают решения, быстрее подписываются договоры и формируются ТЗ, сократились сроки согласований.

 

Вы работаете в основном с российским бизнесом. Какие задачи сейчас в приоритете у ИТ-руководителей? Насколько они варьируются в зависимости от размера и профиля компании?

Приоритетная задача практически у всех наших коллег из самых разных сфер бизнеса – совершить чудо. Если до недавнего времени к ИТ относились как к космосу – так же непонятно, дорого и доступно избранным, то сейчас в цифровизации видят панацею от всего: нехватки персонала, недостаточного объема продаж, высоких издержек и т. п. Соответственно, найти, внедрить и получить результат от такой «‎волшебной палочки» должен ИТ-руководитель. Хорошо, когда у него при этом полный карт-бланш, неограниченные ресурсы и большой штат подчиненных. Но в реальности такая ситуация скорее исключение. Помимо задач от бизнеса, ИТ-руководителям сейчас в горящем порядке приходится решать вопросы, связанные с информационной безопасностью, импортозамещением, дефицитом специалистов. Еще одна актуальная боль, которой с нами часто делятся наши клиенты, – кастомизация российских ИТ-продуктов. Понятно, что невозможно создать одно универсальное решение для всех пользователей, если речь идет о бизнесе, но более высокий уровень стандартизации – хотя бы по отраслям – очень помог бы отечественным предприятиям и организациям. Сейчас на интеграцию и доработку ИТ-продуктов уходит немало времени и средств. Мы, как оператор ИТ-решений с большим портфелем решений внедренных, можем судить об этом по собственному опыту. Пока, к сожалению, на российском рынке не так много игроков, которые разрабатывают продукты, соответствующие западным аналогам, но тем не менее они есть, и я верю, что внутренняя конкуренция приведет к тому, что общий уровень качества по отрасли значительно вырастет в ближайшее время.

 

В результате «демократизации ИТ» от цифровизации ждут чудес: взрывного роста показателей бизнеса, оптимизации расходов и т. п. Но эти ожидания зачастую оказываются завышенными. В чем причина и как добиться максимума от внедрения ИТ?

Чтобы ожидания от эффекта цифровизации или какого-то отдельного ИТ-инструмента не обманули, надо в первую очередь доверять своему ИТ-директору или, если в компании по каким-то причинам нет штатного ИТ-подразделения, профессионалам, к которым вы обратились. Да, реклама и статьи в соцсетях обещают кратное увеличение показателей за считаные дни, но надо подходить к любым обещаниям критически. Второй момент – не видеть в цифровизации или внедрении какого-то решения самоцель. Часто клиенты приходят к нам с конкретным запросом: «хотим мигрировать в облако» или «надо запустить речевую аналитику», но не все готовы четко мотивировать, зачем. А должно быть – «хотим снизить затраты на содержание серверной инфраструктуры» или «улучшить клиентский сервис». И тогда уже, исходя из текущей ситуации, ресурсов и возможностей, технической базы, решать, насколько тот или иной инструмент в этом поможет. Как правило, бизнес гонится за трендовыми инструментами – сейчас это ИИ. Но по большому счету ничего революционного в нем нет. Это просто еще один инструмент автоматизации, к которой бизнес стремится уже более сотни лет. И относиться к нему надо так же – не рассчитывать, что он преобразует ваш бизнес просто самим фактом своего существования в периметре организации, а понять, насколько он применим к вашей ситуации и целесообразен для решения ваших задач. 

 

Как ваша компания прошла этот год, какие направления вас порадовали, какие еще ждут своей очереди в процессе роста?

Я доволен тем, как мы завершаем год. В 2022-м мы на 10% обогнали рынок по темпам роста, в 2023-м, думаю, показатели будут даже выше. Меня радует как наше традиционное, телекоммуникационное направление, так и наше относительно новое начинание – ИТ-услуги. Учитывая, что сегмент фиксированной связи у нас уже не первый год находится в состоянии, близком к стагнации, тот факт, что мы увеличиваем свою клиентскую базу и объем продаж телекоммуникационных услуг, говорит о том, что мы максимально полно соответствуем требованиям бизнеса и убедительно выигрываем в конкурентной борьбе. Легко развиваться на органически растущем рынке, но, когда рынок уже распределен и насыщен, выигрывают те, кто обеспечивает действительно качественный сервис и надежную связь. Я этим горжусь.

 

А как идет процесс трансформации в ИТ-компанию, о которой вы заявили в начале прошлого года?

Трансформация идет успешно. Да, пока доля ИТ-услуг в общей структуре выручки еще сильно уступает телекому, но зато его темпы роста сильно опережают наше традиционное направление. За 2022 год мы более чем вдвое увеличили продажи ИТ-сервисов, итоги этого года пока не подводили, но, судя по количеству проектов, выполненных за этот период, мы сможем повторить наш рекорд. Но еще более, чем рост продаж, меня радует то, как растет уровень сложности наших проектов. Официально мы запустили процесс трансформации в конце 2021 года, и всего два года спустя в нашем портфолио успешные кейсы, не уступающие тем, которые выполняют лидеры ИТ-рынка, ни по срокам, ни по масштабам.  Да, это потребовало немалых усилий с нашей стороны: мы укрепили наш технический департамент специалистами ИТ-профиля и добились того, что в ОБИТе сформировался настоящий Центр компетенций – боевая единица, способная решать широчайший спектр задач: от обеспечения технологической безопасности целых предприятий до поддержания бесперебойной работы отдельных подразделений – например, контакт-центра.

 

Вы начали год с запуска FVNO-проекта с оператором «МегаФон», добавив новые объекты на карту покрытия проводного Интернета за счет использования инфраструктуры «ОБИТ». Какие еще значимые проекты этого года вы бы хотели отметить?

За этот год нам удалось сделать очень многое, причем по абсолютно разным направлениям. Да, есть проекты, которыми я горжусь с точки зрения их масштабности и бизнес-показателям: это и локализация бизнеса бывшего подразделения крупного международного холдинга TGE Gaz Engineering, миграция в облака федеральной ретейл-сети, и Wi-Fi-сеть для самого большого катка в Европе. Последний проект – пример импортозамещения. На сегодняшний день это единственный кейс, когда Wi-Fi-платформа такого размера была выстроена на базе отечественного оборудования. Но не менее ценны для нас проекты, которые мы реализовали не как подрядчик, а как команда людей, которым не все равно, в каком мире мы живем, как будет развиваться наша ИТ-индустрия в ближайшие годы, что мы оставим поколениям после нас. В этом я вижу главную миссию «ОБИТ» – использовать наши ресурсы для позитивных изменений. В рамках этой миссии мы в начале прошлого года запустили программу поддержки малого и среднего бизнеса – открыли доступ небольшим компаниям к компетенциям наших ИТ-специалистов за символическую плату. Не секрет, что по МСП дефицит ИТ-кадров ударил сильнее всего. А без четко работающей ИТ-инфраструктуры на рынке сейчас просто не выжить. Еще одна значимая инициатива – партнерство с LINKa, проектом, который развивает российский программист Иван Бакаидов. Имя Ивана, несмотря на определенные ограничения, связанные с физическим здоровьем, хорошо известно в ИТ- и бизнес-среде благодаря его собственным разработкам. Он создает продукты, которые помогают людям с ДЦП и другими тяжелыми заболеваниями общаться, учиться, даже играть. Мы гордимся тем, что участвуем в этом важном деле. И, конечно, не могу не отметить наше начинание этого года – запуск проекта по строительству «зеленого ЦОДа» на территории ИТМО-парка, инновационного кластера под Санкт-Петербургом. Это будет первый в регионе дата-центр, вторично использующий избыточное тепло для обогрева овощных теплиц и выращивания зелени. Не скрою, это для нас настоящий вызов. Но справляться с вызовами – часть ДНК «ОБИТ».

Опубликовано 08.12.2023

Похожие статьи