Медийный ландшафт в период кризиса

Логотип компании
29.12.2014Автор
Медийный ландшафт в период кризиса

Пресс-конференция

Резко выросло количество фейковых (от англ. fake – «подделка») сообщений, причем зачастую они сначала публикуются в соцсетях, затем цитируются в СМИ и снова возвращаются в сети уже со ссылкой на СМИ как источник информации.

Компания «Ашманов и партнеры» представила обзор процессов на рынке рекламы и маркетинга в электронных СМИ и социальных сетях.

Анализируя ситуацию, генеральный директор компании Игорь Ашманов отметил, что для доставки информации до аудитории сегодня используются разные платформы: интернет-СМИ, поисковые системы, социальные сети, электронная почта и даже игры. Методы доступа к аудитории он подразделяет на «белые» (предлагаемые и/или признаваемые платформой), «серые» (пока не замечаемые ею) и «черные» (прямо запрещенные и преследуемые

Медийный ландшафт в период кризиса. Рис. 1
Игорь Ашманов
платформой). Как и сами платформы, они быстро эволюционируют, поэтому для продвижения брендов необходимо постоянно отслеживать особенности платформ, что требует опыта, связей, владения современными технологиями и инструментами. Содержать таких специалистов в штате даже крупной компании нерентабельно, в силу чего формируется устойчивый спрос на соответствующие сервисы.

Рынок контекстной рекламы в 2014 году эволюционировал в сторону автоматизации, ремаркетинга, платы за транзакцию и распространения технологии Real-Time Bidding, позволяющей оптимизировать адресацию рекламы заинтересованным пользователям. Отмечается также широкое распространение фрода, включая ложные клики по рекламным баннерам, и использования злоумышленниками программных роботов. Происходит заметный переток рекламы в мобильную сферу, где доминируют рекламные сервисы Google.

В интернет-СМИ произвели информационный взрыв события на Украине – этой теме посвящено до 90% новостного потока. Резко выросло количество фейковых (от англ. fake – «подделка») сообщений, причем зачастую они сначала публикуются в соцсетях, затем цитируются в СМИ и снова возвращаются в сети уже со ссылкой на СМИ как источник информации. Появились сети из 50–100 зарегистрированных в «Яндексе» квази-СМИ, организованные специально для создания волны заказных новостей и быстрого их продвижения в «Яндекс-новостях». Фейковые сообщения живут в сети своей жизнью, а опубликованные позднее опровержения мало кто читает. Еще одна тенденция – откровенное вмешательство государства в деятельность СМИ: смена собственников и штата редакций.

Поисковики реагируют на активность «серых» и «черных» оптимизаторов ускорением смены алгоритмов. В частности, заявление «Яндекса» об отмене учета ссылок при ранжировании результатов поиска нанесло ощутимый удар по «ссылочным биржам». В последнее время распространились заказные «отзовики» – порталы с фальшивыми отзывами, которые используются для рекламы, а также как инструмент шантажа фирм. Аудитория рекламодателей постепенно смещается в социальные сети: теперь продвигать что бы то ни было надо в комплексе – в «Яндексе» и в соцсетях.

Социальные сети стали полем информационной войны с активным использованием фейковых сообщений, сетей распространения вбросов, долгоживущих ботов, роботов и наемных сочинителей постов и комментариев. Острота проблемы выросла настолько, что всерьез обсуждается возможность запрета в России «Твиттера» и «Фейсбука» (на этот случай последний уже открыл «зеркало» в ТОРе).

Медийный ландшафт в период кризиса. Рис. 2
Герман Клименко

Герман Клименко, руководитель Mediametrics.ru, подчеркивает, что пользователи соцетей всебольше полагаются на оценки своих «френдов». Влияние соцсетей постоянно растет, и с этим надо считаться. Трафик из соцсетей в СМИ за последний год вырос в пять раз, и примерно 30% топовых новостей (истинных или фейковых) в соцсетях генерируют не официальные СМИ, а блогеры. Что касается информационной войны, то в ней явно участвуют профессионалы, умело генерирующие новости по принципу «ложечки нашлись, а осадочек остался».
Похожие статьи