Softline растет на дрожжах Microsoft
О достижениях за прошлый финансовый год отчитался крупнейший российский дистрибьютор ПО – ГК Softline. Компания существенно опережает среднерыночные темпы роста и рассчитывает сохранить динамику развития в ближайшие годы.
Совокупный оборот группы компаний Softline составил в 2012 финансовом году (закончился 31 марта) $805 млн, превысив показатели предыдущего года ($600 млн) на 34%. На фоне скромного роста российского рынка в целом (4% за 2012 год, по данным IDC) показатели дистрибьютора выглядят впечатляюще, тем более что с учетом курсовой разницы оказываются еще выше – более 40%. При этом, как уверяет председатель совета директоров Softline Игорь Боровиков, в последние десять лет бизнес компании растет ежегодно в среднем на 55%. Причину он объясняет ставкой на эффективность: средняя выработка на одного сотрудника в минувшем финансовом году составила $365 тыс. (годом ранее – 300 тыс.), а к 2015 году каждый работник должен приносить группе по $750 тыс. ежегодно. По словам Игоря Боровикова, среднегодовой рост бизнеса на 40% позволит к 2015 году достичь оборота свыше $2 млрд.
Основной доход группе приносит продажа ПО – 80% в общем обороте (рост за последний год 30%). Основные успехи здесь достигнуты благодаря Microsoft, Autodesk, Oracle, «Лаборатории Касперского», VMware, Symantec, Citrix, Adobe, IBM и ABBYY, а самый большой прирост за последний год продемонстрировали Positive Technologies, Google и Cisco. Интересно, что подавляющее большинство заказов Softline получает через торговые площадки в Интернете: здесь у нее два магазина (для частных клиентов и корпоративных пользователей), совокупный оборот которых в 2012 году вырос вдвое.
Интересная деталь: половина всех продаж ПО в обороте группы приходится на продукты Microsoft. По мнению Игоря Боровикова, здесь нет ничего необычного – это отражает положение дел на российском рынке софта в целом. Softline входит в число восьми российских партнеров софтверного гиганта, имеющих статус LAR (Large Account Reseller), который дает право на значительные скидки при закупке ПО.
Около 15% оборота Softline приходится на IT-услуги. Правда, растет это направление гораздо активнее, чем продажи ПО (за последний год – на 150%). Группа занимается разработкой собственных тиражных продуктов, реализацией комплексных проектов (в том числе с поставкой оборудования), IT-консалтингом и обучением. И здесь также доминируют технологии Microsoft – рост этой части бизнеса составил 100%. Направление IT-услуг, по планам руководства Softline, должно усилить свою роль в общем бизнесе: по словам Игоря Боровикова, к 2015 году на его долю должно приходиться до 25% общего оборота.
Наконец, 5% оборота Softline приходится на облачное направление – проект Softcloud, который предоставляет клиентам сервисы SaaS, PaaS, IaaS и, по собственным оценкам, входит в пятерку ведущих облачных провайдеров в России. Несмотря на скромную роль в общем бизнесе группы, Softcloud является наиболее быстро растущим направлением, прибавив за последний год 400%.
Существенно расширился и зарубежный бизнес группы. Оборот Softline на международных рынках вырос на 700%. Компания имеет представительства в 25 странах, в 2012 году открылись офисы в Чили, Камбодже и Коста-Рике. Сейчас международные рынки дают Softline до 15% совокупного оборота, а к 2015 году обещают достичь 30-40%. К этому моменту представительства компании должны работать в 38 странах. В ближайшее время офисы Softline появятся в ЮАР, Мексике и Эквадоре, не исключен выход и на североамериканский рынок.