НАУЭТ посчитала электронную торговлю

Логотип компании
04.07.2008
Ее объем в России увеличился почти до восьми миллиардов долларов…

На днях Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) представила свой ежегодный отчет о состоянии электронной торговли в России.

По данным НАУЭТ, в минувшем году общий объем электронной торговли в России составил 7 млрд 906 млн $, что на 30% больше аналогичного показателя 2006 года.

Больше всего «электронных сделок» было совершено в розничном сегменте (b2c). Здесь объем товарооборота онлайновых продаж (без учета электронных платежей, мобильной коммерции, интернет-трейдинга, бронирования туров и авиабилетов через системы бронирования) был оценен в 3 млрд 250 млн $. При этом наибольший вклад в розничные сетевые продажи сделали традиционные интернет-магазины, интернет-магазины крупных розничных сетей и ресурсы, занимающиеся продажами цифрового контента*.

По утверждению НАУЭТ, в 2007 году в сегменте b2c сохранилась тенденция, отмеченная еще в 2006-м. Речь идет о том, что в общем объеме продаж доминируют такие товарные группы, как бытовая техника, различные цифровые устройства и сотовые телефоны.

На сегменты торгово-закупочных операций электронных торговых площадок (b2b) и государственных закупок (b2g) пришлось, соответственно, 2 млрд 288 млн $ и 2 млрд 368 млн $.

Причем в случае с госзакупками собственно к электронной торговле можно отнести только электронные аукционы (890 млн $). Другие способы размещения заказа (запросы котировок, аукционы и конкурсы) хотя и были представлены в электронной форме, но проводились в очной форме.

Если говорить о b2b, то здесь ассоциация посчитала особенностью перевод многими крупными компаниями вспомогательных закупок в электронную форму. Кроме того, ряд предприятий стали использовать возможности электронной торговли для продажи своих неликвидов. Это, в частности, привело к появлению новых электронных торговых площадок, организованных подобными предприятиями. Например, Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК), «Сибуром», «Газпромнефтью» и пр.

В целом НАУЭТ отмечает, что электронная торговля развивается достаточно быстро. Этому способствуют несколько факторов. Один из них — развитие инфраструктуры доступа, в первую очередь широкополосного, в интернет. Другой фактор относится к госзакупкам: формируется законодательная база по электронной торговле (речь идет о внесении изменений в Федеральный закон № 94 об уточнении требований к процедурам электронных торгов, к электронным торговым площадкам и т. п.) По мнению НАУЭТ, это уже привело к тому, что аукционы (очные) обогнали по объемам конкурсы.

И если сегодня число электронных аукционов относительно невелико (через них распределяется около 5% бюджетных средств, выделяемых на государственные закупки), то, по оценке НАУЭТ, в 2010 году, когда для такой формы размещения госзаказа будет снято ограничение объема в 1 млн руб., число электронных аукционов резко возрастет.

*К крупнейшим по объемам продаж интернет-магазинам НАУЭТ отнесла: Ozon, Exist.ru (продажа запчастей для автомобилей), Sunrise (компьютерное оборудование), «Никс», интернет-магазины сетей «М.Видео», «Техносила», Ultra, «Евросеть», «Связной» и пр.