В кого инвестировать во время кризиса?

Логотип компании
В аналитиков, в производителей «железа», разработчиков «софта» или в системных интеграторов?

В четверг, 11 декабря, агентство IDC совместно с компаниями «Крок»,Hewlett-Packard, Microsoft, Intel и Autodesk провело пресс-конференцию на тему «Обоснованность IT-инвестиций в условиях экономического кризиса».

Первые лица представительств перечисленных выше иностранных компаний, а также Вероника Тараба, традиционно представляющая интересы «Крока» на большинстве публичных мероприятий, собрались вместе, чтобы доказать прессе, что никогда не нужно бояться инвестировать, а особенно - в нынешние сложные времена.

В России говорят: «Знал бы куда инвестировать - жил бы в Сочи». Но знают не все, наверное, поэтому города, такие как Сочи, сдаются в аренду таким господам, как Потанин и Дерипаска. Но это, конечно, инвестиции гигантские, оспорить масштаб которых может разве что компания Hewlett-Packard. Что и сделал, сам того не подозревая, вице-президент Hewlett-Packard и генеральный директор компании «HP Россия» Оуэн Кемп.

«Компания Hewlett-Packard на себе самой испытала полезный эффект от инвестиций в IT, - рассказал г-н Кемп. - Мы сделали из 85 центров обработки данных шесть и сэкономили миллиард долларов». (Для справки: инвестиции в строительство одного из самых дорогих олимпийских объектов в Сочи, возведением которого занимается структура Владимира Потанина, составляют 1 млрд 375 тыс. $.) «Правда, один миллиард - это не деньги для такой крупной компании, как HP», - скромно добавил г-н Кемп. И, можно сказать, тем самым сравнял с землей зарождающиеся олимпийские заслуги г-на Потанина. (Тем более, что для Владимира Потанина миллиард - достаточно большая сумма, - и он даже судится за сочинский проект с Росимуществом.)

Понятно, что инвестиции сами по себе не особенно интересуют ни IT-компании, ни аналитические агентства. Конкретные фирмы заинтересованы во вложениях, которые им самим принесут прибыль. Чтобы получить хоть что-то от инвесторов, количество которых тает буквально на глазах, необходимо продемонстрировать пользу от своей деятельности.

IDC продемонстрировала ее в виде 11-страничного исследования, в которое вошли, в числе прочего, картинки, отражающие динамику стоимости барреля сырой нефти на мировом рынке в 2008 году, динамику стоимости тонны никеля, а также пессимистичный график роста ВВП в России. Кроме этого в исследование включена фраза одного из французских президентов, Жоржа Помпиду, который отметил три самых верных, на его взгляд, пути к разорению: женщин, азартные игры и технических специалистов.

Все эти графики и афоризмы в итоге сводятся аналитиками IDC к одному - таблице оптимизации расходов. В таблице описываются такие, в общем-то, довольно понятные даже не IT-специалисту вещи, как необходимость сокращения затрат на все то, что является «избыточным», «неэффективным», или, как написали аналитики IDC, «требующим чрезмерных затрат».

Никаких данных о том, какие затраты являются чрезмерными и насколько они умерят свой пыл после оптимизации, IDC не приводит. Видимо, в кризис предоставлять такие данные и не требуется. Зато обязательным является абзац, где говорится, что публикация любой информации и данных IDC возможна лишь с письменного разрешения соответствующего вице-президента или регионального директора. (Не исключено, что речь идет в том числе и о найденном аналитиками IDC изречении Жоржа Помпиду.)

Глядя на документ IDC, приходит на ум мысль, что инвестировать в такого рода отчеты и исследования может только компания Hewlett-Packard, поскольку для нее и миллиард - не деньги.

Руководитель отдела по работе с международными клиентами Intel Владимир Слинько предложил инвестировать в последние технологии этой американской компании, поскольку они - самые энергосберегающие. В ответ на вопрос о том, почему инвестировать в самые последние, а следовательно, и самые дорогие технологии нужно именно сейчас, когда спрос падает и неизвестно еще, будет ли с кого собирать прибыль, г-н Слинько сказал, что новейшие технологии очень дешевые, в пересчете на единицу мощности.

Региональный руководитель Intel не согласился с тем, что самые современные технологии этой фирмы напоминают (по качеству и по цене) автомобиль Mercedes. Он предпочел сравнить новинки от Intel с российским автомобилем «Газель». Сравнение, что и говорить, спорное. В этом случае более разумным было бы сравнение с автомобилями «Камаз», к которым сейчас приценивается корпорация Daimler.

Пожалуй, единственным из участников инвестиционно-кризисного мероприятия, который помимо, собственно, инвестиций не обошел своим вниманием реальный кризис, оказалась заместитель генерального директора «Крока» Вероника Тараба. Она постаралась рассказать о том, в каких непростых условиях сейчас приходится работать системным интеграторам. Последние (не только «Крок», но и все остальные) столкнулись уже и с замороженными проектами, и с письмами об отсрочке платежей.

В такой ситуации интеграторы пытаются идти на уступки своим заказчикам и предлагают собственные антикризисные программы, а также выбивают специальные условия из вендоров. Но увы, чаще всего заказчикам не хватает того, что им предлагают интеграторы и производители. Оно и понятно - кризис.

Вероника Тараба рассказала, что кризис накрывал Россию, если можно так сказать, сверху. Например, в то время, когда все топ-менеджеры «Крока» уже проводили ежедневные совещания об антикризисных мерах, водитель г-жи Тарабы спрашивал у нее, а когда, собственно, начнется кризис? Возможно, это любопытство шофера и подвело. Если бы сидел тихо, может, и обошел бы его кризис стороной, а так… Короче говоря, узнав о размере своей грядущей январской зарплаты, водитель больше ни о чем уже не спрашивает.

Прозорливые же руководители «Крока», почувствовавшие беду еще весной, успели насколько это возможно подготовить фирму к работе в кризисных условиях. Для этого были увеличены ассигнования на IT, и фирме удалось к настоящему времени завершить несколько краткосрочных, но важных с точки зрения повышения эффективности проектов, таких как внедрение CRM-системы и т. п.

Причем автоматизация бизнес-процессов в «Кроке» проводилась с упором не на растущий рынок, а на развивающуюся кризисную ситуацию. Это потребовало пересмотра настроек системы документооборота, а также CRM-системы и некоторых других изменений. Вот этим опытом «Крок» и готов поделиться со своими заказчиками.

Глава российского офиса Autodesk Александр Тасев, в свою очередь, рассказал о том, что у заказчиков этой компании, среди которых есть и строительные фирмы, и промышленные предприятия, дела не так плохи, как говорят, учитывая особо глубокий спад в данных областях экономики. «Те, кто строил дома и занимался ландшафтным дизайном, теперь работают над дорогами и газопроводами», - пояснил г-н Тасев.

Другими словами, заказчики мигрируют туда, куда уплывают деньги. «При этом те, кто использует наши программные продукты, не могут не инвестировать в них. Наше ПО для клиентов жизненно важно», - уверен региональный руководитель Autodesk.

Тех же, кто собирается инвестировать в нелицензионное ПО, Александр Тасев честно предупредил, что если раньше в случае проверки можно было «найти» (занять) пару сотен тысяч для урегулирования вопросов с правообладателями, то сейчас денег на рынке может вовремя и не оказаться.  


В том, что на рынке чего-то может не оказаться в самый нужный момент, Александр Тасев, безусловно, прав. Так, в конце мероприятия обнаружилось, что в гостинице «Савой» не из чего попить кофе - чашек нет. В такие минуты особенно отчетливо понимаешь, насколько свирепствует кризис. И становится немного страшно. 

Опубликовано 11.12.2008