Дистрибьюторские сласти и логистические IT-страсти

Логотип компании
Ситуация меняется, блондинок сменяют брюнетки, 50 тыс. $ теперь тоже деньги, а социальные сети способствуют заморозке ноутбуков. Обо всем этом корреспондент IT Weekly узнал на конференции «Информационные технологии в дистрибуции и логистике»...

В среду, 24 июня, состоялась конференция «Информационные технологии в дистрибуции и логистике». Мероприятие собрало около 80 представителей IT-компаний, а также логистических фирм и дистрибьюторов. Некоторые, как например менеджер компании «Вятские сласти», приехали издалека.

«Конфеты делаете?» - Уточнил я у женщины из региональных «Сластей».

«Печенюшки», — ответила она.

До перерыва докладчики выходили парами. Представителя IT-компании сопровождал заказчик (или наоборот). Интеграторы рассказывали о преимуществах тех или иных технологий, а клиенты подтверждали целесообразность оплаты ПО и услуг консультантов и оценивали экономический эффект от внедрения. При этом с эффектом от докризисных проектов дело обстояло много лучше, чем с внедрениями, случившимися в кризис. Так IT-директор фирмы «Богемия Трейдинг» Владимир Дуплин, оценивая эффект от внедренной фирмой Columbus IT ERP-системы MS Axapta, отметил, что продажи после проекта возросли вдвое. А от установленной позже WMS-системы похожего эффекта «в деньгах» уже не наблюдалось. Правда, с момента внедрения функционала WMS, складские площади сократились на 30%. Г-н Дуплин отнес это к положительным эффектам, связанным с внедрением, хотя не исключено, что склад сократили в связи с уменьшением количества клиентов.

Выступавший в одиночестве Владислав Пак, IT-директор фирмы Relogix, отметил, что логистические операторы уже четыре месяца как работают в убыток. Во всяком случае те, которые, как и Relogix, арендуют склады. Клиентов мало, а аренду платить надо. Выходят из ситуации по-разному. Например, сами разрабатывают и внедряют системы, чтобы не платить внешним консультантам. Так под руководством самого Владислава Пака в фирме Relogix была создана система оплаты труда (СОТ). Ее можно было бы организовать и «внутри» ERP-системы SAP, которая действует в компании, но вышло бы значительно дороже. А так — 2, 5 месяца работы двух программистов и все. А эффект, по словам г-на Пака, есть. Во-первых, СОТ — стимул для сотрудников, которые видят какую работу им можно выполнить для того, чтобы увеличить свою заработную плату. Это увеличило «работоспособность» персонала приблизительно в полтора раза. Кроме того система позволяет руководителям компании оценивать расходы на заработную плату и соответственно планировать маржу. Дело в том, что маржа у логистов сейчас совсем невелика — наивных клиентов почти не осталось, цены всем известны, невозможно, как утверждает г-н Пак, выставить никому завышенный счет, даже за стикеры. Кроме того, гораздо выгоднее сейчас честно раскрыть карты перед заказчиком, объясняя свою маржу и т.п., в результате получить лояльного клиента, чем схитрить и лишиться заказчика.  Логисты сами сейчас готовы объяснять потенциальным клиентам, что сейчас из логистческих операторов можно веревки вить.

«Сейчас самое время давить на 3PL-операторов, — сказал г-н Пак во время кофе-брейка одному из руководителей компании М.Видео, с которой он давно пытается наладить отношения. В продолжении беседы г-н Пак вспомнил, что общался с одним из руководителей по логистике М.Видео — блондинкой.

«Сейчас у нас новый логист. Брюнетка. Но тоже, очень красивая» — ответил менеджер М.Видео.

К фирме М.Видео у г-на Пака вполне конкретное предложение. Специалист из Relogix уверен, что у дистрибьюторов и розничных сетей есть потребность во внешних складах, которые сейчас пустеют и цены на аренду этих пустующих помещений катастрофически падают. Rrelogix, в свою очередь,  могла бы взять на себя управление этими складами.

«Почему же вы жаловались на высокую арендную плату и убытки? Почему не надавите на своего арендодателя? Если везде цены падают? — Поинтересовался я у г-на Пака. — Пригрозите съехать, и вашей компании тоже цену сбросят».

Владислав Пак объяснил, что Relogix со своим арендодателем контракт заключала года три назад. Сроком —на десять лет. Кроме того, при переезде логистическая фирма потеряет СКС и WIFi-сеть, которые сама же и создавала. И лишится много чего еще полезного. И арендатор все это отлично понимает. Но тем не менее переговоры с владельцем склада идут. Но, как я понял, не очень успешно.

Беседуя с представителем М.Видео, г-н Пак позавидовал продавцу электроники, потому, что тот торгует столь популярной категорией товаров. Правда фирме Relogix популярность электроники выходит немного боком. Владислав Пак рассказал, что даже при том, что склады его компании относятся к классу «А», в них установлено аж 400 видеокамер, на каждом товаре стоят радиометки… А товар все равно выносят. И преимущественно электронику. При этом у меня возникло ощущение, что выносят не всю электронику, а ту, которой торгует М.Видео. Владислав Пак даже объяснил, как именно выносят: «Если засунуть ноутбук в морозильник, а тот вывезти в фуре, то обнаружить пропажу нереально». Понятно, что такое возможно только при сговоре. При расследовании цепочек выясняется, что сотрудник службы безопасности и водитель могли быть знакомы еще с детского сада и вот спустя много лет нашли друг друга, чтобы провернуть операцию…

Я предположил, что виной всему социальные сети. Люди находят друг друга, узнают где, кто сейчас работает. Конечно, нужны еще определенные «наклонности». Г-н Пак в отношении причастности социальных сетей со мной согласился.

Выступающие на конференции представители IT-компаний сложности заказчиков-логистов понимают. И готовы ради своих клиентов на многое. Например руководитель направленя бизнес-приложений компании «Крок» Максим Андреев признался, что этот интегратор готов уже к тому, что заказчик сам у себя  внедрит какое-то решение. В такой ситуации «Крок» мог бы взять на себя минимум обязательств (и денег) и выступать в роли не очень дорогого стороннего консультанта. «Некоторые компании говорят: «Мы за 50 тыс. $ даже на встречи с заказчиком не ездим. А мы — ездим!» — твердо сказал участникам конференции  г-н Андреев. А мне почему-то очень захотелось посмотреть на тех, кто и сейчас за 50 тыс. $ с места не сдвинется.

Рассказывая о последних достижениях «Крока», г-н Андреев поделился информацией о недавнем проекте в «Спортмастере». Там за один месяц была организована система на платформе Oracle, которая умеет обрабатывать миллиарды показателей. При этом решение, по словам Максима Андреева, способно обеспечивать аналитиков информацией в любом разрезе. В течении секунд. Понимая, что базовые ценники Oracle могут слегка шокировать заказчиков, особенно тех, которые работают сейчас в убыток, г-н Андреев предложил…  не обращать на них внимания и становится стратегическими партнерами американского разработчика. Тем вместо «фантастически высоких цен» разработчик дает «фантастически низкие». Кроме того за реальные деньги можно купить «пакетированные» решения. Но для этого, естественно, заказчика должен хотя бы в общем устраивать их функционал. Доработки, вместе с внедрением, по оценкам г-на Андреева, займут два месяца.
  
В ходе выступления представителя «Евросети» выяснилось, что у традиционных разработчиков IT-решений появились неожиданные конкуренты, готовые предлагать свои системы логистическим и дистрибьюторским компаниям, а также розничным сетям. Одна из таких фирм была выделена из структуры «Евросети». Называется она, естественно, «Евросеть Логистик».

Ее исполнительный директор Игорь Чебунин рассказал, что фирма подготовила систему управления складскими запасами, опробованную в самой «Евросети». На 19 складах, 4 тысячах точек продаж в России и тысяче зарубежных магазинов сети. Г-н Чебунин подчеркнул, что Professional Inventory Management (то самое логистическое решение) не является учетной системой. Учет в «Евросети» ведется с помощью SAP R3, а собственная разработка лишь «повышает логистическую составляющую». В принципе можно было бы, конечно, повысить указанную составляющую с помощью доработки системы SAP, но с учетом стоимости работ консультантов это, по расчетам г-на Чебунина, выходило несколько дороже.

Система созданная в «Евросети» учитывает, в частности, товар необходимый для выкладки. Для розницы это важно. «Витрины в любом случае не должны быть пустыми! Иначе клиент уйдет, —подчеркнул директор «Евросеть Логистики» — Минимум 130 телефонов должны лежать, чтобы покупатель остался и мог сделать выбор». Кроме того в систем есть категория «Акционный товар». Г-н Чебунин пояснил, что если ее не заложить сразу, то придется "ручками" вносить модели телефонов или фотоаппаратов, которые обязательно должны стоять на витринах в рамках текущих акций.

Цену на свою разработку «Евросеть»  не разглашает. Обещает обговаривать финансовые взаимоотношения с каждым конкретным заказчиком. «Есть магазины «у дома», а есть сети типа «Евросети». Цены будут отличаться в разы», — сказал Игорь Чебунин.

Опубликовано 25.06.2009