«Лаборатория Касперского» и Eset разделили Россию на двоих

Логотип компании
Anti-Malware.ru, российский независимый информационно-аналитический центр, опубликовал результаты ежегодного исследования рынка антивирусной защитыв России.

Anti-Malware.ru, российский независимый информационно-аналитический центр, опубликовал результаты ежегодного исследования рынка антивирусной защитыв России. В отчете представлены данные по объему продаж и долям рынка ведущих игроков за 2010 и 2011 года, а также сделан прогноз развития ситуации на 2012 год..

После спада, вызванного глобальным экономическим кризисом, и последующего падения ИТ-рынка в России в 2009 году, за счет отложенного спроса в 2010 и 2011 годах рынок антивирусного программного обеспечения показал существенный рост. Пик послекризисного роста пришелся на 2010 год.

Суммарный объем антивирусного рынка в 2010 году превысил отметку $270 млн, что на 24% больше показателя 2009 года. В 2011 году рынок продолжил расти практически в том же темпе, его объем увеличился еще на 23% и превысил $334 млн.

Рост объема продаж в 2010 и 2011 году был отмечен во всех сегментах рынка, но наибольший рост был отмечен в ритейле (около 26%) и государственном секторе (около 28%). В случае ритейла, продажи не только не снижаются под давлением бесплатных антивирусных продуктов, но и показывают высокие послекризисные темпы роста (в кризисный 2009 год по оценке Anti-Malware.ru рост в ритейле практически остановился).

Корпоративный сегмент рынка за два последних года вырос не столь сильно (около 18%). Это обусловлено тем, что данный сегмент был наиболее стабильным в кризисный 2009 год, и точек для бурного роста в последующие годы у него не нашлось. Сегмент малого и среднего бизнеса по-прежнему не демонстрирует должного роста и остается сегментом с большим потенциалом на будущее.

В 2011 году стали заметны доходы от направления SaaS (Software as a Service), вложения в которое годами раньше начало приносить свои дивиденды. В данном сегменте наиболее активно проявили себя такие компании как «Доктор Веб», Eset, «Лаборатория Касперского» и Agnitum.

Производитель

Объем продаж млн
долл., 2009

Объем продаж млн
долл., 2010

Рост
2009-2010

Объем продаж млн
долл., 2011

Рост
2010-2011

Лаборатория Касперского

109,0

141,0

29,4%

176,3

25,0%

Eset

52,0

69,0

32,7%

90,5

31,2%

Symantec

23,0

23,8

3,5%

25,4

6,7%

Доктор Веб

16,5

19,2

16,4%

22,5

17,2%

Trend Micro

9,8

10,3

5,1%

11,0

6,5%

McAfee

3,4

3,3

-2,9%

3,4

3,0%

Другие производители

5,0

5,2

4,0%

5,6

7,7%

Весь рынок

218,7

271,8

24,3%

334,6

23,1%

Объем продаж основных участников рынка антивирусной защиты в России за 2009-2011 годы

Доли основных участников рынка антивирусной защиты в России в 2010 году


Доли основных участников рынка антивирусной защиты в России в 2011 году

Наиболее удачным прошедшие два года оказались для лидеров российского рынка – «Лаборатория Касперского» и Eset. Объемы продаж этих компаний увеличился в 2010 году на 29% и 32%, а в 2011 году еще на 25% и 31%. Это значительно лучше, чем у остальных конкурентов. Ключевым драйверов роста для этих компаний стал сегмент домашних пользователей.

Компания «Доктор Веб», с учетом успехов в ритейле и сегменте SaaS, также смогла показать хорошие темпы роста. Вплотную приблизившись к занимаемой третью строчку рейтинга корпорации Symantec.

Зарубежные производители, делающие ставки на корпоративные продажи, – Symantec и Trend Micro – фактически остались на уровне 2009 года. Эти производители не смогли нащупать точки для значительного роста на российском рынке.

Изменение долей рынка основных участников в 2010-2011 годах

«Лаборатория Касперского» и Eset удалось увеличить свои доли рынка в 2010 году на 2,0% и 1,6%, а в 2011 году еще на 0,8% и 1,7% соответственно. При этом доля рынка  «Лаборатория Касперского» в 2010 году впервые в истории преодолела барьер 50%, а в 2011 году достигла 52,7%.

Положение Eset также заметно укрепилось. В 2010 году доля компании выросла на 1,6%, а годом позже еще на 1,7%. В итоге доля Eset на антивирусном рынке России выросла до рекордных 27%. Столь положительная динамика, как и в случае «Лаборатории Касперского», базируется на развитой сети розничных продаж, росте отдачи от совместных проектов с ISP, а также достаточно неплохими продажами в корпоративном сегменте.

Для корпорации Symantec 2010 и 2011 годы на антивирусном рынке России, скорее, можно признать неудачными. В 2010 году компания пустила свои дела на антивирусном рынке на самотек, закрыла направление розничных продаж, сосредоточилась на других сегментах рынка ИБ (например, резервном копировании и восстановление данных, DLP). Таким образом, были потеряны реальные шансы на укрепление рыночных позиций.

Компания «Доктор Веб», по нашей оценке, смогла улучшить свое положение на рынке за последние два года. Ей удалось почти вплотную приблизиться к занимающей третье место корпорации Symantec. Ее темы роста составили 16,4% и 17,2% соответственно.

Компания Trend Micro показала небольшой, но устойчивый рост за последние два года. Тем не менее, без значимого присутствия в ритейле, ее доля рынка постепенно снижается и составила 3,8% и 3,3% в 2010 и 2011 годах соответственно.

Важно отметить, что по итогам 2011 года двое лидеров – «Лаборатория Касперского» и Eset - в сумме контролируют 80% рынка антивирусного ПО в России. В 2009 году эти компании в сумме контролировали только 73%. Таким образом, процесс консолидации российского рынка продолжается, а бесконечные попытки выхода на него все новых и новых игроков никак не влияют на расстановку сил.

Опубликовано 02.05.2012