ПТУ для айтишника

Логотип компании
ПТУ для айтишника
Как набирать и обучать мобильных разработчиков – опытом поделились руководители известных компаний, специализирующихся на разработке мобильных приложений. Опрос показал...

Как набирать и обучать мобильных разработчиков – опытом поделились руководители известных компаний, специализирующихся на разработке мобильных приложений. Опрос показал, что набирать студентов в «мобильный проект» сегодня никто не торопится, поскольку процесс переобучения долгий, а время – деньги.

RedMadRobot: IT-профтехучилище

Генеральный директор RedMadRobot Алексей Макин: «Мы постоянно мучаемся этим вопросом. Для нас обучение специалистов - это одна из критических точек приложения усилий. Главное - отбор людей. Мы принципиально не нанимаем студентов. Оттого процент взрослых разработчиков у нас около 80%. Но это не касается дизайнеров. Здесь молодежи больше.

Второй принцип – режимы обучения. Опираться на классические схемы в виде курсов и т.п. невозможно - их для мобильных программистов сейчас просто нет. И не только в России, но и в мире. Есть отдельные попытки кого-то чему-то обучить, но системной подготовки нет. Поэтому мы взрастили внутри компании собственную школу. Пока она действует для подготовки дизайнеров. Их выращиваем буквально с нуля. Берем человека с начальными навыками. Первые полгода такой сотрудник работает в режиме творческой мастерской. То есть мы используем принцип подготовки кадров не школьно-урочный, а практическую подготовку. У вершины находятся артдиректора, далее старший дизайнер, младший дизайнер, затем стажеры. Все «начинающие» учатся, глядя на то, как работу делают другие. Поняв «как», можно с помощью поддерживающих курсов нагонять недостающие навыки.

Что-то подобное надо сделать в будущем и для разработчиков. Но пока еще мы добираем эти кадры с рынка. Дело в том, что подготовка дизайнера занимает от полугода до года, а разработчика с уровня студента надо готовить около двух лет.

По моим данным учебные центры крупных компаний, в частности Mail.ru, ориентируются на те же сроки – два года. При этом надо понимать, что если ты научишься писать на каком-то языке, ты еще не разработчик. Чтобы дойти до планки junior по международным стандартам (а они используются в МГУ и в других ведущих вузах) надо пройти набор практик».

МобилитиЛаб: самобичевание

Генеральный директор МобилитиЛаб Сергей Орлик: «Я сам по образованию физик, а карьеру свою в IT начинал строить как программист. И изучал все самостоятельно. На тот момент культуры обучения разработке просто не существовало. Сегодня базовое образование разработчики, в том числе мобильные, получают уже в институте.

Делать ли выбор в пользу студентов или профессионалов - зависит от специфики работы конкретной компании. МобилитиЛаб предпочитает набирать в штат опытных специалистов. При этом принципиальный момент – наличие знаний в смежных областях. Это важно для нас, как для компании, которая занимается созданием корпоративных решений.

Дальнейшее повышение квалификации персонала – это во многом выбор самих специалистов и их инициатива. Если человек не может, либо не хочет самосовершенствоваться, значит возникают серьезные сомнения в его профессионализме. Самообразование является сейчас нормой жизни для сотрудников компаний, специализирующихся на мобильных разработках. Информации предостаточно – в Интернете есть сотни часов видеоматериалов с международных конференций разработчиков. И как только человек перестает сам себя «пинать» и подстегивать, никакие курсы ему не помогут.

Устраивать полноценные школы разработчиков или дизайнеров внутри компаний могут себе позволить организации, где работают сотни или тысячи специалистов. Большинство же мобильных разработчиков собирают команды из десятка людей, которые занимаются конкретным проектом. Соответственно, повышение квалификации происходит за счет обмена опытом, который каждый набирает сам».

Instabank: культурно, по-европейски

Сооснователь проекта Instabank Роман Потемкин: «Ситуация с поиском мобильных разработчиков за последние годы заметно улучшилась. По крайней мере для нашей компании, которой находить нужных специалистов стало проще. Скорее всего, повлияла известность бренда - чем популярнее компания, тем более охотно откликаются на ее вакансии профессионалы.

Набирать в штат новичков у нас не принято. Планка профессиональных знаний для программистов, занимающихся созданием и развитием продукта (мобильного приложения), изначально установлена высокая. Именно по этой причине разработчиков подбирают в России, а не в Праге, куда их затем перевозят. В Чехии, где находится штаб-квартира Instabank, рынок мобильной разработки значительно меньше российского. Отсюда более низкий уровень знаний у среднестатистического разработчика, и ниже вероятность найти подходящего спеца.

Дальнейшее обучение является частью корпоративной культуры. Но дело это сугубо добровольное. Никаких четких инструкций на счет посещения курсов или получения сертификатов у нас нет. Зато есть ежедневный утренний «стенд-ап» для каждого разработчика, где в течение 15 минут человек рассказывает о том, чем он занимался накануне, что получилось, а что – нет».

Опубликовано 14.05.2014

Похожие статьи