Где несут золотые «яйца»?

Логотип компании
17.01.2014
Где несут золотые «яйца»?
Бизнес-инкубатор при МГУ, несмотря на то, что присоседился к образовательному госучреждению, пытается доказать, что развивать инновационный бизнес в России можно на частные деньги. Как – рассказала IT-Weekly эксперт Дарья Комарькова.

Бизнес-инкубатор при МГУ, несмотря на то, что присоседился к образовательному госучреждению, пытается доказать, что развивать инновационный бизнес в России можно на частные деньги. Как – рассказала IT-Weekly эксперт Дарья Комарькова.

Если вы «под крышей» МГУ, вероятно, имеете господдержку?

У нас в инкубаторе крутятся не государственные, а частные средства. Мы хотим доказать, что можно выстроить эффективные пресид-фонды (инвестирующие в стартапы на самых ранних стадиях) не только на государственные, но и на частные деньги.

Сколько вы даете в долларах и сколько берете за это в акциях?

Ставки для всех разные. В среднем, даем проектам от $15 000 до $40 000. За долю в 7-8 %.

По расценкам вы похожи на Фонд развития интернет-инициатив...

Скорее ФРИИ похож на нас, потому, что мы раньше появились.

Связи с МГУ что дают? У вас в инкубаторе какая-то МГУ-шная программа обучения начинающих бизнесменов?

Программа у нас своя, но мы опираемся на американский опыт Стэнфорда и Беркли. Наша «фишка» в том, что мы подгоняем программу обучения под конкретный проект. У нас нет цели отчитать представителям стартапа намеченные 120 часов. Мы беремся «поднять» проект за пять месяцев. Дело в том, что любой стартап проходит три классические стадии – стадию гипотезы, стадию репликации и стадию масштабирования. Инвесторам, как правило, интересно входить лишь на стадии масштабирования. Когда уже понятна бизнес-модель, появились первые клиенты и пошли продажи. Если, грубо говоря, стартапер говорит, что клиент стоит ему $1, а приносит $20, то инвестору проще оценить, сколько он получит, вкладывая миллион. На посевной стадии все сложнее. Если у команды есть бизнес-гипотеза, надо еще проверить, будет ли она работать. Мы в инкубаторе именно это и помогаем сделать. За пять месяцев и без лишних ошибок.

Какие ошибки чаще всего допускают стартапы?

Типичных - две. Одни стартапы долго «пилят» свой продукт в отрыве от клиента, создавая в итоге не то, что тому нужно. Другие сходу кидаются что-то продавать, не уделяя должного времени разработке. Понимая эти проблемы, мы параллельно ведем два образовательных «трека». Один касается разработки, второй – того, как выстраивать отношения с клиентом, продажи, как делать предзаказы, налаживать обратную связь. Какие метрики можно использовать. Такая программа идет примерно три месяца, еще один уходит на «упаковку» продукта. Мы учим людей тому, как заключать договора, встречаться с инвесторами, как питчить (представлять) свой проект. После этого дается месяц на заключение сделок с реальными инвесторами. Таковы, вкратце, условия наших инвестиций. Мы даем умные деньги.

Это все вы почерпнули в Стэнфорде или в Беркли?

Это классическая схема одного из крупнейших американских игроков на рынке выращивания стартапов - Y Combinator.

И как успехи?

Мы привлекли около трех миллионов долларов. Не слышала ни о ком, кто бы мог сегодня похвастаться подобными результатами.

А если говорить о количестве «яиц» в инкубаторе?

За каждый полугодовой период обучения через инкубатор проходит по 8 – 10 резидентов.

Боитесь конкуренции со стороны других инкубаторов?

Стартапов пока хватает на всех. У нас «воронка», где 300 проектов претендуют на 10 мест в инкубаторе. Мы выбираем самые лучшие, но не против, если кто-то подхватит оставшиеся 290 команд.

Даже если у вас начнут переманивать «сливки»?

Лучших у нас вряд ли заберут, поскольку сильнейшая команда именно в нашем инкубаторе, да и лучшие условия также.

У ФРИИ примерно такие же…

Но у них сейчас ориентация на регионы. Фонд ФРИИ активно выстраивает региональную сеть, а в Москве - мы лучшие. И надеемся свои позиции не сдавать.

Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"

Похожие статьи