Dassault Systemes: одна ИС заменяет тысячи людей с кульманами

Логотип компании
Dassault Systemes: одна ИС заменяет тысячи людей с кульманами

Валерий Прагин, директор по развитию бизнеса партнеров Dassault Systemes в России

Когда речь заходит о европейском судостроении, первое, что приходит в голову, это патриотическая песня «Правь, Британия, морями» и испанский флот «Непобедимая армада». Но Франция тоже внесла свой весомый вклад в развитие судостроения в Старом Свете...

Когда речь заходит о европейском судостроении, первое, что приходит в голову, это патриотическая песня «Правь, Британия, морями» и испанский флот «Непобедимая армада». Но Франция тоже внесла свой весомый вклад в развитие судостроения в Старом Свете. Так, первая верфь во французском городе Тулон была заложена еще в 1494 году, а первым трехмачтовым судном, зашедшим в Балтийское море, был французский корабль «Ля Рошель». Обшивка этого корабля была сделана не «внакрой», подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь — одна доска вплотную к другой. Такая обшивка была изобретена корабелом из Бретани по имени Жюлиан, который назвал этот способ «карвель», или «кравеель». Таким образом, французские судостроители создали каравеллы. А в начале VIII века Франция была среди тех немногих держав, что имели линейные флоты.

В настоящее время Франция не только строит суда, но и создает специальное ПО, которое позволяет облегчить и ускорить процесс проектирования в судо- и кораблестроении. Одной из таких компаний и в некоторой степени законодателем мод является Dassault Systemes, основанная в 1981 году. В ней работает 11 тыс. человек, начинала как создатель системы трехмерного моделирования для авиации. Позже Dassault Systemes сфокусировалась на таком понятии, как цифровой макет изделия. Следующим крупным шагом, сделанным инженерами предприятия, стало расширение цифрового макета до решения, позволяющего управлять жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management).Термин PLM, в настоящее время использующийся в всем мире, придумала именно компания Dassault.

«Судостроение — консервативная отрасль, - рассказал Валерий Прагин, директор по развитию бизнеса партнеров Dassault Systemes в России, - она делится на ряд сегментов: военное судостроение, коммерческое судостроение, создание офшорных платформ для добычи нефти и газа, конструирование и производство яхт и малых судов. Особенностью отрасли стало наличие множества — до десятков тысяч — поставщиков. Кроме того, российское судостроение традиционно представлено двумя типами организаций — конструкторскими бюро и верфями. При этом КБ могут работать с несколькими верфями, а верфи — с несколькими КБ. Если учесть, что в каждом КБ уже есть свое ПО, предназначенное для автоматизации проектирования, то можно себе представить, как сложно создать решение, которое не только позволяло создавать цифровой макет изделия, но еще и давало возможность обмениваться информацией между всему участниками процесса».

Отметим, что недавно в России была создана «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), куда вошло 70 предприятий. «Есть задача распределения заказов, контроля за заказами, контроля всех процессов. Внутри корпорации должно быть ПО, которое позволяет создавать часть там, часть тут, а цифровые модели кораблей и деталей должны быть интегрированы в одну ИС», - отметил г-н Прагин.

Dassault Systemes: одна ИС заменяет тысячи людей с кульманами. Рис. 1
Алексей Липис, генеральный директор компании «Мебиус»

Продукты Dassault Systemes позволяют решить эти задачи. Алексей Липис, генеральный директор компании «Мебиус», одного из старейших партнеров компании Dassault в России, полагает, что российское судостроение в настоящее время имеет шансы сделать рывок вперед и занять одну из ведущих позиций в мире за счет широкого использования ИТ. «На фоне экономического кризиса в ЕС и почти полной распродажи европейских верфей корейцам, в России самое время широко использовать ПО», - полагает он. Впрочем, г-н Липис отмечает, что еще не все представители судостроительной отрасли в России осведомлены о возможностях новейших ИТ. «Когда мы спрашиваем у потенциальных клиентов, есть  ли потребности в таких технологиях, то часто получаем ответ “нет”. На нас лежит еще и ответственность за решение просветительской задачи. Причем нужно, чтобы технология вошла в жизнь, а не остановилась на стадии пилотного проекта», - отметил г-н Липис.

Алексей Липис также посетовал на нехватку стандартов в России. «Рамочки на чертежах у нас стандартизованы. Но не электронно-цифровой макет», - отметил он.

В такой ситуации верный подход состоит в том, чтобы ориентироваться на решения высокого уровня. В целом ПО Dassault позволяет заранее, не начиная работу над изделием, провести моделирование возможности выполнения задачи на имеющихся производственных мощностях, оценить будущую стоимость изделия, время его создания, уровень качества... Интересно, что одновременно с проектированием готового судна можно и проектировать комплектующие. А одним из последних новшеств решений Dassault для судостроения является система управления требованиями. Нечеткие же требования — в общем случае — удорожают создание изделия примерно вдвое.

«С помощью ПО Dassault заказчик получает возможность «смотреть» на проект и понимать, что с ним происходит и в какой он стадии. Кроме того, заказчик получает нормальную эксплуатационную документацию, созданную с участием поставщиков», - отметил г-н Липис. Кроме того, внедрение IT-систем позволяет избежать ошибок на начальных стадиях проектирования, а исправление таких ошибок, как инженерам хорошо известно, к концу строительства стоит астрономических средств и усилий. Кроме того, электронно-цифровой макет позволяет модернизировать проект и что-то в нем  менять, что особенно актуально на поздних стадиях, когда никакими другими способам, без модели, эту задачу решить невозможно.

Актуальны подобные решения и с точки зрения сложившейся в России ситуации с инженерными кадрами. «Известно — что одна ИС способна заменить тысячи людей с кульманами, - сказал г-н Липис, - а инженерных кадров в стране не хватает». Кроме того, ИС позволяют сохранять и структурировать знания, что важно в случае решения вопросов с интеллектуальной собственностью.

К настоящему моменту известно, что решения Dassault внедрили ряд российских судостроительных предприятий, в частности, г-н Липис упомянул Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» и завод «Севмаш». Причем это — не пилотные проекты.

Опубликовано 27.09.2013

Похожие статьи