В 2013 году объем рынка смартфонов превысил треть триллиона долларов
Компания IDC подготовила отчет Worldwide Smartphone Shipments Top One Billion Units for the First Time, где указано, что впервые число смартфонов, поставленных по всему миру, превысило в штучном выражении 1 млрд. За 12 месяцев прошлого года вендоры отгрузили 1004,2 млн смартфонов, что на 38,4% больше, чем в 2012 году (725,3 млн).
Интересно, что IDC прогнозировала мировые поставки смартфонов в 2013 году на уровне 1010,4 млн штук, промахнувшись менее чем на 1%. Аналитическая компания Strategy Analytics, впрочем, полагает, что рост рынка смартфонов в 2013-м году составил 41%, а общее число поставленных устройств составило 990 млн штук.
Между тем в четвертом квартале 2013 года поставки смартфонов в мире составили 284,4 млн штук, что на 24,2% больше, чем показатель аналогичного периода 2012 года (229 млн). Свидетельствует ли это о замедлении роста, пока говорить рано. Напомним, в 2011 году этот показатель составил 494,4 млн штук. Таким образом, за последние пару лет продажи в этом сегменте удвоились.
Если же рассматривать рынок телефонов в целом, включая и традиционные кнопочные аппараты, то мировые поставки в 2013 году достигли 1821,8 млн штук – рост по сравнению с 2012 годом составил 4,8% (Strategy Analytics называет цифру в 1,7 млрд штук). Рост в четвертом квартале прошлого года составил всего 0,9%, притом что IDC прогнозировала 3,7%. Доля смартфонов в 2013 году составила 55,1% от всех поставленных устройств (в 2012-м – 41,7%), а в четвертом квартале 2013 года еще подросла – до 58%.
По мнению IDC, в настоящее время в сегменте смартфонов прослеживаются две тенденции: снижение цены и увеличение размеров экрана. «Такие страны, как Китай и Индия, активно покупают смартфоны дешевле $150, именно такие устройства толкают объем рынка вверх», – отмечают аналитики. Недорогие модели позволяют людям со средним достатком в развивающихся странах приобщиться к современному техническому прогрессу.
Среди вендоров разворачивается настоящая гонка с преследованием, и, хотя имеет место заметный отрыв лидеров от арьергарда, последние не думают сдаваться. С одной стороны, Samsung опережает всех весьма значительно, с другой – у компании есть проблемы. Так, в четвертом квартале 2013 года ее операционная прибыль составила $7,71 млрд, сократившись на 18,2% по сравнению с третьим кварталом 2013 года и на 6% по сравнению с четвертым кварталом 2012 года. Продажи тем не менее выросли, но совсем чуть-чуть: в четвертом квартале минувшего года по сравнению с третьим – на 0,3%, а по сравнению с четвертым кварталом 2012 года – на 5,7%, что заметно меньше роста рынка в целом. Чистая же прибыль Samsung в четвертом квартале снизилась по сравнению с третьим кварталом на 11,4%, но выросла на 3,7%, если сравнивать с четвертым кварталом 2012 года.
Аналитики отмечают, что в объеме продаж Samsung растет доля дешевых устройств, что снижает общую маржу и влияет на доходы. В целом за последние три месяца, по данным службы Yahoo! Finance, капитализация Samsung снизилась на 13,9%, а за весь последний год ее ценные бумаги «полегчали» на 8,9%. На компанию давят огромные маркетинговые расходы: в 2013 году на продвижение мобильных устройств потрачено $14 млрд. Вторым фактором, подкосившим финансовое положение компании, стали огромные бонусы менеджерам: с октября по декабрь прошлого года они съели более $1 млрд. Что же касается доли Samsung на мировом рынке смартфонов, то в целом она почти не изменилась: в 2013 году – 31,3% рынка, в 2012-м – 30,3%. За прошлый год, по данным IDC, компания продала 313,9 млн смартфонов, против 219,7 млн в 2012-м. Всего же Samsung реализовала за год 451 млн телефонных устройств, включая кнопочные, заняв 27% рынка смартфонов и обычных телефонов.
На втором месте среди вендоров смартфонов 2013 года расположилась Apple (в штучном выражении отстает от лидера почти вдвое): продажи – 153,4 млн штук (против 135,9 млн в 2012-м), а рыночная доля в 2013-м году уменьшилась до 15,3% (в 2012-м – 18,7%). Капитализация Apple тоже снижается: курс акций за последний месяц снизился на 8,7%. Отметим, что в последнем квартале прошлого года Apple продала по всему миру 51 млн смартфонов (на 7% больше, чем годом ранее). Однако аналитики разочарованы: они ожидали роста на 14%, до 55 млн устройств. Экспертов смущает, что Apple отстает от общей динамики рынка смартфонов, объем которого в четвертом квартале вырос, как уже упоминалось выше, на 24,2%. Также инвесторы негативно восприняли информацию Тима Кука (Tim Cook), что продажи в Северной Америке в последнем квартале года (для Apple он совпадает с первым кварталом финансового года) снизились на 1%, а в Европе выросли всего на 5%. Правда, в колоде вендора есть джокер – это контракт с оператором China Mobile, у которого 750 млн абонентов. В целом в последнем квартале 2013 года продажи Apple за пределами США составили 64%, увеличившись за отчетный период в Китае на 29%, а в России и вовсе на 115%.
На третьей позиции в «годовой гонке» смартфонов расположилась компания Huawei (отстает от Apple в штучном выражении примерно втрое): продажи в мире в 2013 году – 48,8 млн штук, против 29,1 млн годом ранее, а доля на мировом рынке достигла в прошлом году 4,9% против 4,0% в 2012-м. Почти вровень с Huawei шла LG: ее продажи составили 47,7 млн штук, а доля рынка которой в 2013-м году выросла до 4,8% против 3,6% в 2012-м. Lenovo финишировала с результатом 45,5 млн смартфонов, заняв 4,5% рынка (в 2012-м – 3,3%).
И наконец, «другие» компании поставили на мировой рынок 394,9 млн смартфонов, чуть-чуть потеряв в доле – с 40,1 до 39,3% (другими словами, «другие» растут параллельно росту рынка, в то время как первая пятерка фактически перераспределяет свои доли). На российском рынке смартфонов «другие» компании тоже заметны.
Заглянем в будущее, изучив, сколько потратили представители первой смартфонной пятерки на НИОКР в 2013 году – это позволит в некоторой степени оценить перспективы их продуктов. Samsung потратила на R&D в 2013-м году $10,4 млрд – это второе место в мире после лидера, которым стала автомобильная компания Volkswagen. Кроме Samsung, в 20 крупнейших компаний с точки зрения расходов на НИОКР входит только Nokia (18-е место, $6,1 млрд). Расходы Apple – $4,475 млрд, Huawei – $2 млрд (эта страна стала одним из лидеров по расходам на НИОКР в Китае, она находится на втором месте по этому показателю после нефтяной компании China National Petroleum Corporation). Последней стала Lenovo с расходами в $623 млн.
Ни в отчете IDC, ни в отчете Strategy Analytics не упомянут объем мирового рынка смартфонов в денежном выражении. Тем не менее в сентябре 2013 года IDC сообщила, что «средняя цена смартфона в мире снизилась с $443 в 2012 году до $372 в текущем году». Умножая последнюю цифру на 1 млрд поставленных на рынок смартфонов, легко получить годовой объем рынка в сумме около $372 млрд. Это чуть меньше, чем ВВП Австрии и ЮАР, но чуть больше ВВП таких стран, как ОАЭ и Дания.
Опубликовано 31.01.2014