Телеком-рубежи Дальнего Востока

Логотип компании
Телеком-рубежи Дальнего Востока
В городах ДФО проникновение услуги ШПД составляет порядка 70%, это означает, что практически все те, кто хотел подключиться к домашнему Интернету, к нему подключены.

Какие основные тенденции вы могли бы отметить на телеком-рынке Дальнего Востока?

Телеком-рубежи Дальнего Востока. Рис. 1
Константин КАЧИМСКИЙ

Константин КАЧИМСКИЙ,

руководитель Mango Office во Владивостоке и Хабаровске:

Российскому телекоммуникационному рынку аналитики прогнозируют рост не более 5%, причем в основном за счет доходов от услуг передачи данных. Рынок все ближе к стагнации (и уже стагнирует в отдельных сегментах). Для телеком-рынка Дальнего Востока эта тенденция также актуальна. В целом из-за удаленности от западной части России рынку данного региона свойственен больший консерватизм и инертность.

FMC- и FMTN-решения — одна из наиболее значимых тенденций на российском рынке конвергентных услуг. Гибридные решения, которые объединяют облачную, фиксированную телефонию и мобильную связь, с каждым днем набирают все большую популярность. Кроме того, популярность набирают облачные решения, которые не требуют значительных инвестиций и дают быстрый экономический эффект. Другой важнейшей тенденцией является рост ОТТ-сервисов. В первую очередь речь идет об облачных коммуникационных сервисах (виртуальная  АТС, облачный call-центр) и мессенджерах. На первый взгляд операторы и провайдеры ОТТ-услуг являются антагонистами, но опыт выпуска совместного  FMC-продукта Mango Office и «Билайн Бизнес» показал, что операторы и провайдеры услуг могут плодотворно сотрудничать.

Телеком-рубежи Дальнего Востока. Рис. 2
Иван ЛИННИК

Иван ЛИННИК,

директор макрорегионального филиала «Дальний Восток» компании ТТК:

Основной тенденцией на телеком-рынке нашего региона в условиях возросшей конкуренции и сложной экономической ситуации в стране является стремление сохранить необходимый уровень ARPU. При этом применяются преимущественно не ценовые инструменты конкуренции: дополнительные услуги и сервисы, увеличение скорости доступа, если речь идет о ШПД, увеличение количества каналов в пакете ТВ и так далее. Кроме столицы региона мы предоставляем услуги связи также в малых городах, с населением менее 100 тыс. человек. У жителей таких городов есть нереализованная потребность в современных услугах связи, и абонентская база в этом сегменте растет достаточно стабильно.

Телеком-рубежи Дальнего Востока. Рис. 3
Андрей ЛЕВЫКИН

Андрей ЛЕВЫКИН,

директор Дальневосточного филиала компании «МегаФон»:

Несмотря на географическую удаленность, Дальний Восток - часть единого телеком-пространства. И тенденции здесь схожи с общемировыми. Прежде всего – это развитие мобильной передачи данных. Причем, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири востребованность мобильного Интернета выше средних показателей на тех территориях, где нет проводных операторов. При этом, голосовой трафик здесь так же стагнирует, как и в других регионах. Чтобы обеспечивать растущие потребности региона в передаче данных, «МегаФон» развивает собственную инфраструктуру, включая технологии LTE и LTE-Advanced. Сегодня  услуги LTE-связи доступны уже в четырех городах Востока России – Владивостоке, Хабаровске, Чите и Иркутске. 

Как отразился экономический кризис на вашем бизнесе в этом регионе?

Телеком-рубежи Дальнего Востока. Рис. 4
Роман ДЯБЛОВ

Роман ДЯБЛОВ,

директор приморского филиала Tele2:

В  Приморье за период с июня по декабрь практически вдвое увеличено число базовых станций 3G по сравнению с количеством станций, работавших в сети ЗАО «АКОС» (мобильный актив «Ростелекома») до запуска бренда Tele2 в регионе. Новое оборудование смонтировано в крупных городах и районных центрах Приморья, зонах отдыха, а также населенных пунктах, где ранее компания не предоставляла услуг передачи данных. Общий объем капитальных вложений в развитие инфраструктуры за период составляет  порядка 220 млн рублей. Строительство сети ведется с использованием  современного оборудования и технологии пакетной передачи данных DC HSPA+, которая позволяет одновременно использовать две частоты UMTS.

Константин КАЧИМСКИЙ (Mango Office):

Mango Office вышел в Дальневосточный регион в разгар кризиса — этой осенью. В сентябре мы открыли представительство во Владивостоке, в октябре — в Хабаровске. Пока рано говорить об итогах работы, тем не менее, мы вполне осознанно решили открывать свои филиалы именно в такое неспокойное время. Действительно, экономический кризис сильно ударил по IT-рынку Дальнего Востока: много представительств вендоров закрылось, много крупных проектов на Дальнем Востоке заместилось сериями небольших и быстро внедряемых решений. Организации и компании активно сокращают IT-бюджеты, что вызывает уменьшение объема рынка и усиление конкурентной борьбы между его основными участниками. Также на рынок влияют и сами ограничения, вызванные санкциями. Ряд компаний потеряли возможность закупать ПО и оборудование из-за того, что они либо их головные организации попали в санкционные списки. В целом по компании спрос на наши продукты в период кризиса не упал, а вырос. Поскольку самое главное в условиях кризиса — гибкость. И наши продукты помогают предприятиям быть гибкими: не прерывая работу и без рискованных инвестиций менять офис, открывать/закрывать филиалы, перераспределять трудовые ресурсы, менять направления бизнеса и бизнес-процессы и т.д.

Иван ЛИННИК (ТТК):

Удорожание кредитных средств и рост стоимости импортного оборудования, обусловленный резким ослаблением национальной валюты, сказались в первую очередь на инвестиционных возможностях операторов связи: большинство участников рынка сократили объемы нового строительства сетей. Однако, как доказывает опыт последних лет, спрос на услуги связи остается стабильным даже в периоды экономических кризисов. Если говорить о нашей компании, то ТТК завершил основной инвестиционный цикл еще до кризиса 2014 года, и на сегодняшний день у нас есть возможности продолжать подключать новых абонентов и поддерживать необходимое качество услуг на существующей инфраструктуре. В перспективе мы планируем сохранить свою тарифную политику и подход к ценообразованию.

Андрей ЛЕВЫКИН («МегаФон»):

К кризису наша компания подготовилась заранее. Были вовремя захеджированы возможные риски, в первую очередь, финансовые, путем договоренностей с ведущими производителями телеком-оборудования Huawei, Ericsson, NSN о комфортных ценах и условиях оплаты поставок. Это дало возможность прогнозировать и контролировать затраты и не прекращать инвестиции в развитие сети. Вместе с тем, была также проведена большая работа по сокращению издержек, повышению эффективности вложений.

Какие изменения за последний год произошли в работе с госкомпаниями?

Иван ЛИННИК (ТТК):

Количество госзаказчиков ТТК по сравнению с прошлым годом увеличилось на 25%. На данный момент клиентами ТТК являются органы региональной и муниципальной власти, общеобразовательные учреждения, вузы, всего – порядка 350 государственных и муниципальных учреждений Дальневосточного региона.

Андрей ЛЕВЫКИН («МегаФон»):

«МегаФон» активно развивает направление корпоративного бизнеса, сотрудничая в том числе с государственными компаниями. Среди наших клиентов дочерние компании «Роснефти» («Таас-Юрях») и «Транснефти» («Связьтранснефть»). С рядом клиентов мы сотрудничаем уже несколько лет. 

Какова динамика продаж и заключения новых договоров?

Роман ДЯБЛОВ (Tele2):

За период с июня по октябрь объем трафика, потребленного абонентами в сети Tele2,  увеличился на 25%. Средний объем потребления трафика на одного пользователя вырос на 20%. Этот рост закономерно связан с активным развитием 3G-сети в крае. Мы также отмечаем рост количества пользователей пакетных тарифов с включенным трафиком.

Константин КАЧИМСКИЙ (Mango Office):

Пока рано говорить о динамике наших филиалов на Дальнем Востоке. Тем не менее, мы видим растущий интерес со стороны среднего и малого бизнеса региона. Причем со стороны совершенно разных компаний — от интернет-магазинов до салонов красоты и стоматологических центров. По данным Приморскстата, треть занятого населения края работает на предприятиях СМБ. Все продукты Mango Office разработаны специально под потребности компаний сегмента СМБ и нацелены на самостоятельное внедрение без привлечения внешних консультантов.

Иван ЛИННИК (ТТК):

Динамика продаж остается на уровне последних 2-3 лет, но мы ожидаем ее замедления. Это связано не столько с экономическими проблемами, сколько с насыщением рынка ШПД. В городах ДФО проникновение услуги ШПД составляет порядка 70%, это означает, что практически все те, кто хотел подключиться к домашнему Интернету, к нему подключены. Более того, часть абонентов имеет несколько подключений к разным операторам по одному адресу проживания. Основные игроки делают свои продажи во многом за счет «перетягивания» абонентов у конкурентов, а не за счет органического роста.

Андрей ЛЕВЫКИН («МегаФон»):

Эта динамика - положительная.

Как изменилось число конкурирующих телеком-компаний в ДФО?

Роман ДЯБЛОВ (Tele2):

В июне 2015 года в Приморском крае состоялся запуск  коммерческих операций Tele2. К этому моменту у каждого из операторов мобильной связи в ДФО уже сложилась стабильная абонентская  база, и изменить паритет на рынке было довольно сложной задачей.

Константин КАЧИМСКИЙ (Mango Office):

На рынке Дальнего Востока относительно небольшое число игроков. Кроме того, из-за больших расстояний между крупными населенными пунктами развиваются обособленные игроки, имеющие прочные связи с клиентами в этом регионе. Тем не менее, количество конкурирующих компаний в регионе растет. Прежде всего, это вызвано приходом на рынок компаний с западной части нашей страны — как из Москвы, так и из других регионов.

Иван ЛИННИК (ТТК):

Число конкурирующих телеком-компаний в регионе за год практически не изменилось. Основными инструментами в конкурентной борьбе являются качество услуги, наличие пакетных предложений и развитый клиентский сервис. Стоимость же услуг у региональных и федеральных провайдеров сравнительно одинакова.

Андрей ЛЕВЫКИН («МегаФон»):

Телеком-индустрия – одна из самых конкурентных отраслей в России. В этом году в ряд регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири пришел федеральный оператор связи Tele2, позиционирующий себя как дискаунтер. В условиях острой конкуренции «борьба» за абонента идет за счет повышения качества услуг и уровня сервиса. И мы работаем в этом направлении.

Опубликовано 23.12.2015

Похожие статьи