В 2020 году массовый переход на удалёнку не стал фактором роста для сегмента ВАТС

Логотип компании
В 2020 году массовый переход на удалёнку не стал фактором роста для сегмента ВАТС
Однако стал мощным драйвером формирования рынка облачных сервисов аудио/видеоконференцсвязи.

Компания J’son & Partners Consulting завершила подготовку исследования российского рынка виртуальных (облачных) АТС и облачных сервисов аудио/видеоконференцсвязи по итогам 2020 г. и сформировала прогноз его развития на период 2020-2025 гг.

Сегмент ВАТС не вырос даже несмотря на локдаун и перевод персонала на дистанционную занятость, но сформировался сегмент облачных сервисов аудио/видеоконференцсвязи. Российские игроки не смогли выиграть от этой конфигурации поскольку ранее не вкладывались в развитие сервисов аудио/видеоконференцсвязи ввиду их невостребованности на российском рынке.

Рынок унифицированных коммуникаций как сервиса (Unified Communications as a Service, UCaaS) включает в себя два основных сегмента: сервисы Виртуальных АТС (ВАТС), использующие нумерацию телефонных сетей, и облачные сервисы аудио/видеоконференцсвязи. До 2020 года сегмент ВАТС занимал около 95% российского рынка UCaaS в денежном выражении, а объем потребления облачных сервисов аудио/видеоконференцсвязи находился в пределах погрешности измерения рынка ВАТС.

 В период 2014-2018 годов основной сегмент российского рынка UCaaS – сегмент ВАТС показывал уверенный рост объема в денежном выражении. Однако если в период 2015-2017 годов наблюдалось ускорение темпов роста рынка с 26% в 2015 году до 41% в 2017 году, то в 2018 году наступил перелом этой тенденции - темпы роста замедлились до 29%.

В 2020 году сегмент ВАТС в натуральном выражении (количестве абонентов) вырос на 13%, а в денежном достиг 9 млрд руб. увеличившись всего на 11% по отношению к 2019 году. Таким образом, уже второй год подряд темпы роста в сегменте ВАТС находятся ниже отметки 20% и приближаются к уровню ниже 10%.

В отраслевой структуре потребления ВАТС по прежнему преобладают предприятия торговли и сферы услуг, в горизонтальной – потребление со стороны малых предприятий, в территориальной – со стороны предприятий расположенных в Москве и Московской области.

В 2020 году массовый переход на удалёнку не стал фактором роста для сегмента ВАТС. Рис. 1

Таким образом, наблюдавшийся в 2020 году массовый перевод персонала на дистанционную работу не стал фактором роста для сегмента ВАТС. Причина – в отраслевой структуре потребления ВАТС, где львиную долю занимают предприятия торговли и сферы услуг, испытавшие наибольший финансовый удар от введения санитарных ограничений в 2020 году.

В отличие от сегмента ВАТС, фактор перевода персонала на дистанционную работу стал мощным драйвером формирования рынка облачных сервисов аудио/видеоконференцсвязи. С уровня ниже 500 млн руб. в 2019 году этот сегмент выстрелил до размера 2,7 млрд руб. в 2020 году. Это позволило рынку UCaaS в целом вырасти на 44%, то есть превысить темпы роста, наблюдавшиеся в рекордном 2017 году.

 По прогнозам J’son & Partners Consulting, без учета сегмента аудио/видеоконференцсвязи в период с 2021 по 2025 годы количество абонентов будет расти темпами около 10% в год. На фоне столь слабого прироста абонентской базы, рост сегмента ВАТС в денежном выражении составит менее 10% CAGR ввиду продолжения снижения ARPU. Снижение ARPU будет связано как со снижением цен, так и с изменением горизонтальной структуры рынка - наибольший рост абонентской базы будет наблюдаться в сегменте микропредприятий.

Для сегмента аудио/видеоконференцсвязи основным фактором роста в денежном выражении также будет рост проникновения этого вида сервисов среди малых и микропредприятий. В денежном выражении данного сегмента составит более 15% CAGR.

Прогноз является консервативным и исходит из существующего уровня развития сетей связи в России и озвученных на текущий момент операторами и регуляторами планов по их модернизации. В частности, речь идет о планируемом отсутствии в России как минимум до 2024 года сетей нового поколения с поддержкой технологий Network Slicing и MEC. Это не позволит полностью реализовать имеющийся потенциал рынка ВАТС, состоящий в возможности замены физических УПАТС и мини-АТС на сервисы ВАТС для сегмента крупных предприятий без потери качества связи, и обеспечить ощутимые экономические преимущества при стабильном качестве сервиса для сегмента малых и микропредприятий.

Похожие статьи