Алекс ГО: «Мейнфрейм обрабатывает по всему миру 1,3 млн транзакций в секунду»

Логотип компании
Алекс ГО: «Мейнфрейм обрабатывает по всему миру 1,3 млн транзакций в секунду»
Чтобы с помощью модели IBM System/360 создать такую же мощность, какую развивает современный мейнфрейм IBM System z12, нужно заполнить ими 10 тысяч футбольных полей...

На вопросы главного редактора газеты IT News Геннадия Белаша отвечает Алекс Го (Alex Gogh), вице-президент компании IBM, руководитель продаж систем Power & System z по всему миру.

 

На вашем сайте написано, что «System z обещает гибкую, безопасную и разумную IT-архитектуру». В чем заключается разумность архитектуры?

В основе дизайна мейнфрейма лежит надежность, безопасность и масштабируемость. Он должен быть гибким и эффективным, чтобы возвращать заказчику инвестиции, которые он сделал на протяжении 50 лет, а также достаточно динамичным, чтобы поддерживать новые задачи, которые стоят перед компаниями по всему миру. В частности, облачные вычисления, аналитику, мобильность и средства социального общения.

 

Вы сказали, что заказчик может возвращать свои инвестиции, которые он сделал на протяжении 50 лет. Это означает, что написанное тогда для IBM System/360 ПО будет работать и на современных мейнфреймах IBM?

Первый мейнфрейм корпорация IBM выпустила 7 апреля 1964 года и сразу же заявила, что все приложения, написанные для этой модели, будут поддерживаться и в будущем. Это значит, что любое ПО, написанное для мейнфрейма, будет работать на всех моделях этих машин. Мы развивали мейнфрейм и программное обеспечение и совокупные вложения в платформу составили порядка $55 млрд. Эти инвестиции отражают не только эру программируемых вычислений, но и эру когнитивных вычислений, которая наступает сейчас.

 

Что нового из систем IBM System z подготовила ваша компания к празднованию 50-летия со времени появления первого мейнфрейма?

Во-первых, мы разработали несколько новых предложений на базе IBM System z и смогли вместе с нашими бизнес-партнерами запустить Hadoop на мейнфрейме, который обеспечивает решение широкого круга аналитических задач. Во-вторых, внесли улучшения в наше ПО. В третьих, анонсировали решение в области мобильных вычислений, позволяющее миллиардам устройств подключаться к мейнфрейму. В-четвертых, представили IBM WebSphere Liberty z/OS Connect и новую версию IBM CICS Transaction Server. К примеру, новое поколение флеш-памяти для систем хранения IBM DS8870 может ускорять работу с HDD в 30 раз. Усовершенствовали ряд программных продуктов для разработки мобильных приложений, которые подключаются к мейнфрейму и заметно отличаются от наших традиционных средств разработки. Внесены изменения в продукты для обработки Big Data, объявлена поддержка программного обеспечения Sterling. Наконец, сделан анонс Enterprise Cloud System для сервис-провайдеров в области облачных вычислений, который позволяет им оплачивать ресурсы вместе с ростом их бизнеса, и предложена новая модель ценообразования для нагрузки, связанной с мобильными вычислениями.

 

В разное время мейнфреймы производили Hitachi, Bull, Unisys, DEC, Siemens, Fujitsu и другие вендоры. Почему многие из них прекратили эту работу? Кто сейчас производит мейнфреймы, кроме вашей компании?

В 60–70-х годах в группу наших конкурентов, выступающую под аббревиатурой BUNCH, входили Burroughs, UNIVAC, NCR, Control Data Corporation и Honeywell. Позже к ним подключились Fujitsu и Hitachi. В данный момент мейнфреймы выпускают японские компании для локального рынка, но фундаментально эти вендоры не смогли продолжать инвестиции в научно-исследовательские разработки, чтобы быть способными развиваться теми же темпами, что и IBM. Мы вложили в мейнфрейм в 1964 году пять миллиардов долларов – если перевести на современный курс, это порядка 36 миллиардов долларов. Продолжаем инвестировать в наши технологии мейнфрейма: за 50 лет в них вложено более 55 миллиардов долларов. В течение этого времени мы получили семь тысяч патентов, связанных с технологиями в области System z, а в прошлом году – порядка пятисот патентов по мейнфреймам.

 

В 1964 году появилась универсальная компьютерная система IBM System/360. Сколько стоила самая дешевая и самая дорогая модель?

Не помню точных цифр, но компания IBM зачастую сдавала тогда мейнфреймы в аренду, поскольку они были очень дорогими. Кстати, если сравнить самые современные модели с IBM System/360, то увеличение мощности составило 78 тысяч процентов, а оперативная память подросла на 780 тысяч процентов. Чтобы с помощью модели IBM System/360 создать такую же мощность, какую развивает современный мейнфрейм IBM System z12, нужно заполнить ими 10 тысяч футбольных полей.

 

На разработку IBM System/360 затрачено 5 миллиардов долларов. А во что обошлась последняя модель серии IBM System z12?

В разработку каждого нового поколения мейнфреймов мы вкладываем минимум миллиард долларов.

 

В начале 1990-х начался кризис на рынке мейнфреймов, пик которого пришелся на 1993 год. Аналитики заговорили о вымирании мейнфреймов, о переходе от централизованной обработки информации к распределенной, посредством ПК, объединенных двухуровневой архитектурой «клиент-сервер». Что помогло мейнфреймам выжить?

Мы не считаем, что это было кризисом, скорее это было изменением технологий. В 1990 году все начали переходить на клиент-серверную модель вычислений, но она не позволяла масштабировать систему – поскольку никто и не представлял, что вскоре последует столь мощное развитие интернет-технологий и мобильности. В первую очередь тогда мы изменили технологию производства микросхем и перешли от биполярных на КМОП-транзисторы, что позволило нам в 1996 году во много раз снизить потребляемую машинами мощность, уменьшить совокупную стоимость владения, а также стоимость самих мейнфреймов. Серьезным фактором стало появление Linux для использования на мейнфреймах. Мы начали тестировать и использовать Linux, начиная с 1998 года. В это направление были инвестированы значительные средства, что обеспечило возврат инвестиций в виде проданных мощностей на базе серверов zEC12. При этом фундаментальные характеристики мейнфрейма – надежность, безопасность и масштабируемость – с течением времени оставались неизменны.

 

IBM System z12 – самая современная серия мейнфреймов. Если сравнить совокупные показатели системы, то насколько z12 мощнее предыдущего поколения IBM System z196?

Скажем, процессор System z12 является самым производительным в индустрии – его тактовая частота 5,5 ГГц, других процессоров с такой частотой просто нет среди коммерческих серверов. В сервере IBM System z12 может быть до 3 Тбайт оперативной памяти. Наши заказчики говорят, что z12 серьезно превзошел их ожидания в плане производительности. Это связано с задачами обработки данных не только в реальном времени, но и в пакетном режиме.

 

Символ «Z» происходит от «zero down time» – нулевое время простоя, позволяющее поддерживать работу сервера 24 часа в день в течение 365 суток. Что показывает реальная статистика – сколько минут в год простаивают мейнфреймы IBM System z12?

Надежность системы – 99,999%. Среди наших заказчиков Citibank, чья автоматическая банковская система не останавливалась более 5000 дней, или свыше 13,5 лет, и Visa, у которой не было ни одного простоя даже в сезон праздничной перегрузки.

 

Если сравнить мейнфреймы с суперкомпьютерами, на чьей стороне будет превосходство?

Это зависит от множества факторов. Мейнфрейм – уникальная система, которая обрабатывает по всему миру 1,3 млн CICS транзакций в секунду или 30 млрд в сутки. Транзакций по кредитным картам каждый год проходит 23 млрд – мейнфрейм как раз и нацелен на обработку транзакций. А многие приложения для суперкомпьютеров и их платформы больше связаны с аналитикой. Например, мы строим высокопроизводительные аналитические решения на базе наших процессоров Power 8, которые, к слову, тоже анонсируем в этом году. Поэтому я и сказал, что вопрос превосходства зависит от задачи и других факторов, если мы говорим о мейнфреймах и суперкомпьютерах.

Опубликовано 15.05.2014

Похожие статьи