Знание солнца — сила

03.06.2011
Следует ли размещать солнечные батареи у себя на крыше? Ответить на этот, казалось бы, несложный вопрос не так-то легко. Руководство молодой компании Geostellar из штата Западная Вирджиния пытается максимально упростить ответ на данный вопрос.

Следует ли размещать солнечные батареи у себя на крыше? Ответить на этот, казалось бы, несложный вопрос не так-то легко. Руководство молодой компании Geostellar из штата Западная Вирджиния пытается максимально упростить ответ на данный вопрос. С помощью самых детальных аэротопографических карт Соединенных Штатов, когда-либо изготавливавшихся в этой стране, мощной технологии создания трехмерных изображений для видеоигр и подробнейших данных о погоде, полученных из открытых и закрытых источников, Geostellar разрабатывает интернет-платформу, которая поможет владельцам собственности понять, подходят ли их ли их дома и компании для использования солнечной энергии. По мнению Дэвида Левина (David Levine), основателя и генерального директора Geostellar, информационные технологии — ключ к индустрии солнечной энергии. Его сотрудники утверждают, что могут «точно рассчитать годовой объем солнечной энергии для любой в мире крыши или площадки и дать краткосрочный прогноз производства электроэнергии». <br />
<br />
<br />
<br />
Растровое изображение одного из жилых районов в пригороде Вашингтона<br />
Надо сказать, во многом такие данные уже доступны. Быстроразвивающиеся калифорнийские компании SunRun, Solar City и Sungevity предоставляют web-инструменты для расчета использования солнечной энергии. С их помощью  потенциальные заказчики могут определить экономическую целесообразность такого использования. Эти расчеты основаны, главным образом, на снимках Земли, полученных с геостационарных спутников (с них в телекомпании передаются карты погоды), и на открытых данных Национальной лаборатории возобновляемой энергии (США). <br />
Geostellar рассчитывает навести мост между рынком решений для компаний, предоставляющих коммунальные услуги, и рынком решений для домохозяйств. Будучи основана в начале 2010 года, эта компания привлекла почти 2 миллиона долларов венчурных инвестиций отчасти благодаря деловой репутации Левина и его знаниям технологий. 45-летний Левин — технический специалист с огромным опытом. Он написал одну из первых книг по программированию на Java – «Живой язык Java: от базы данных до киберпространства», основал новаторскую компанию web-дизайна Husky Labs, а позже – компанию Emergent Game Technologies, обеспечивавшую инфраструктуру для сетевых игр и развлекательных приложений, а также для нужд правительства и армии. Последнее время он работал на компании, использующие спутниковые снимки для предсказания урожая и управления лесным хозяйством. А с недавних пор Левин сосредоточился на получении гораздо более качественных картографических данных. <br />
Некоторые американские города готовы поделиться своими «солнечными» картами, созданными на средства Министерства энергетики США. Тем временем компания Microsoft начала амбициозный проект по созданию с помощью фотографий высокого разрешения карт США и Западной Европы для своего поискового сервиса Bing. Съемку 11 миллионов квадратных километров территории делают с небольших самолетов, летающих на пятикилометровой высоте в направлении север-юг на расстоянии в 8 километров друг от друга. Судя по этому видеорепортажу, результаты не могут не впечатлять. Очертания земли и даже скаты крыш фотографируются с разрешением примерно 30 сантиметров поверхности на один пиксел изображения. «Количество данных, которые необходимо обработать, и скорость обработки просто небывалые, — говорит руководитель программы Роберт Лендер (Robert Lender). — Это полностью изменит существующее положение вещей».<br />
Geostellar объединяет картографические данные с трехмерным моделированием, что позволяет проследить путь солнца и измерить почасовое изменение освещенных и затененных участков каждой крыши в Америке. Таких данных достаточно, чтобы предсказать, получит ли ваш дом больше солнечной энергии, чем дом по соседству. В прошлом, чтобы получить такую информацию, требовалось отправлять на место специалиста, а это стоило недешево. Левин рассчитывает выдавать лицензии на использование своих данных компаниям, которые смогут с их помощью либо улучшить свое собственное программное обеспечение, либо продавать свои продукты и услуги тем владельцам собственности, кому это будет выгодно.<br />
По мнению Дэнни Кеннеди (Danny Kennedy), основателя компании Sungevity, чем больше информации, тем лучше, но инсоляция  — не единственный фактор, определяющий экономическую эффективность солнечной энергетики, и не обязательно главный. Недавно его компания заключила соглашение с торговой сетью Lowe's, предусматривающее установку стендов в магазинах этой сети для пропагандирования применения солнечной энергии и приблизительного расчета стоимости такого использования. «Это подготавливает почву для массового внедрения технологий применения энергии солнца, — говорит Кеннеди. — Теперь узнать, что вам даст использование солнечной энергии, так же просто, как купить электрическую лампочку».<br />