Степень развитости креативных индустрий в Санкт-Петербурге

02.08.2021
В настоящее время со стороны государства, частных компаний и обычных граждан все больше уделяется внимания креативным индустриям. Это объясняется тем, что креативные индустрии занимают уникальное положение на стыке таких сфер как искусство, коммерция и инновационные технологии.

Со стороны государства креативные индустрии рассматриваются как потенциально новый фактор роста национальной экономики, бизнес заинтересован в создании коммерчески успешных продуктов, приносящих прибыль, а для граждан креативные индустрии способны предоставить новый опыт в области культуры и искусства.

Развитие креативных пространств и креативных индустрий – одно из ключевых направлений развития Санкт-Петербурга. О креативных индустриях упоминается в Законе Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. № 771–164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года», в котором данная отрасль обозначена, как один из основных факторов, обеспечивающих переход
Санкт-Петербурга к инновационному развитию и от которого зависит успешное экономическое развитие города. В настоящее время город занимает лидирующие позиции по вкладу креативных индустрий в экономику региона-12,6%, что является вторым по величине показателем после Москвы.

Важно отметить, что именно Санкт-Петербург впервые в России представил стратегию и концепцию «творческой деятельности» на законодательном уровне и разработал меры государственной поддержки организаторов творческих пространств, предоставления им льгот и снижения первоначальных арендных платежей.

Рисунок 1. Одним из самых известных креативных пространств в Санкт-Петербурге является остров «Новая Голландия». На фото изображена инсталляция созданная из переработанного пластика, 2019 г.

В Санкт-Петербурге проводятся крупные мероприятия, имеющие большое значение для развития креативных индустрий, такие как Международный фестиваль балета Dance Open, Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.», Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв», международные фестивали современного искусства «Арт-механика», «Арт-стена», Международный фестиваль современного танца Open Look, межмузейная выставка «Дейнека / Самохвалов» и не только. Перспективные креативные отрасли региона:

  • мода;

  • цифровые технологии;

  • дизайн и архитектура;

  • искусство и культура.

Рисунок 2. Выставка «Дейнека/Самохвалов»

Источник: https://ria.ru/20191114/1560920815.html

Развитие творческих пространств до пандемии коронавирусной инфекции шло довольно интенсивно. По разным данным, в Санкт-Петербурге работает более 50 креативных кластеров и выставочных пространств совокупной площадью около 180 тыс. кв. м. порядка 70% из них расположены в центральных районах города.

Неблагополучная эпидемиологическая ситуация оказала влияние на многие сферы жизни и поведение общества. Сфера культуры и креативных индустрий вследствие коронавирусной пандемии оказалась одной из самых пострадавших. По данным UNESCO, к середине мая 2020 года 86% объектов культурного наследия и 90% музеев в мире были закрыты.

Компании, ведущие свою деятельность в креативном секторе экономики, по оценке Российского союза промышленников и предпринимателей, за весну-лето 2020 года понесли потери 120-150 млрд.руб. В креативной индустрии достаточно большую долю занимают представители малого и среднего бизнеса, учитывая данное обстоятельство такие колоссальные потери нанесли серьезный ущерб всей отрасли. Последствия коронавирусной инфекции стали катализатором изменений ключевых процессов, протекающих в сфере креативных индустрий.

На текущий момент данная отрасль экономики находится на этапе существенной трансформации, целью которой является оптимизация своей деятельности и обеспечение устойчивого развития в новых «посткоронавирусных» реалиях.

Ключевым аспектом в процессе трансформации компаний, работающих в сфере креативных индустрий, стало внедрение инновационных цифровых технологий. Стоит отметить, что новые технологии, в частности цифровые, всегда были в фокусе внимания представителей креативных индустрий. Однако, сейчас именно внедрение цифровых решений помогает компаниям справляться с последствиями коронавирусной инфекции. Главенствующая роль цифровых технологий в преодолении кризиса в основном связана с тем, что из-за неблагополучной эпидемиологической ситуации изменилось потребительское поведение, а именно вырос спрос на онлайн-услуги.

Рисунок 3. Трансляция первого дня онлайн-фестиваля VK Fest (2020 год) собрала более 30 млн просмотров, 597 тыс. комментариев и 450 тыс. лайков

Источник: https://gorod-plus.tv/news/74339

Многие компании из числа креативных индустрий благодаря цифровым решениям практически полностью перевели свою деятельность на онлайн формат: к примеру киноиндустрия вместо показа фильмов в кинотеатрах переориентировалась на развитие сервисов для онлайн-трансляции своих продуктов, концертная и выставочная деятельность также перевели свои мероприятия в цифровой формат, а в тех процессах, где необходимо присутствие человека, используются сервисы и приложения для видеоконференций, во избежание распространения коронавирусной инфекции. Можно сказать, что вынужденное использование цифровых технологий послужило неким акселератором для выявления новых возможностей креативного бизнеса, как с экономического, так и с социального аспекта.

Рисунок 4. Проект #третьяковкадома В рамках проекта, в прямом эфире участникам рассказывали об одной картине в день из собрания Третьяковской галереи, которая выбиралась голосование в социальных сетях

Вопрос поддержки и развития компаний, занимающихся в креативной отрасли, назрел достаточно давно, однако именно пандемия и последствия с ней связанные, стали катализатором, который перевел разработку мер поддержки креативных индустрий в активную фазу. Основными барьерами, которые мешают отрасли развиваться, связаны с неоднородностью отрасли, а в следствии этого недостаточный уровень координации и кооперации между игроками рынка, неопределенность вопросов правового характера, а именно вопрос, какие компании включать в сферу креативных индустрий, а также отсутствием прозрачного механизма финансовой поддержки, который смог бы упростить доступ получения финансовых ресурсов для компаний. Государство осознает проблемы, стоящие перед отраслью, и принимает активные меры для реализации мер поддержки. На текущий момент в Санкт-Петербурге реализуются следующие меры по поддержке и развитию креативных индустрий:

  • создание программ развития и трансформации территорий. Запуск профильной инфраструктуры – инкубаторов и акселераторов, креативных площадок на базе неиспользуемых зданий, архитектурных форм и притягательных дизайн решений;

  • минимизация арендной ставки и продление имущественной поддержки субъектов малого бизнеса;

  • отсрочка (или мораторий) по выплате арендных платежей субъектами МСП-арендаторами государственного или муниципального имущества;

  • субсидии на поддержку проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений;

  • гранты на развитие некоммерческих организаций, малого и среднего предпринимательства;

  • создание специальных фондов государственно-партнерского характера как координаторов процессов и поддержки в сфере креативных индустрий, координационных советов креативных индустрий;

  • акселерационная, информационная и консультационная поддержка;

  • организация мероприятий, направленных на популяризацию и развитие креативных индустрий, событийных проектов и форумов.

Пандемия 2020 оказала существенное влияние на компании, ведущих свою деятельность в креативной сфере, и их методы ведения бизнеса. Организации столкнулись с серьезным вызовом, который принес значительные убытки, что в конечном итоге привело к сокращению количества компаний, работающих в сфере креативных индустрий, даже не смотря на поддержку государства. Однако, некоторые компании смогли использовать кризисную ситуацию, связанную с пандемией, для поиска новых возможностей развития, в результате часть компаний смогла привлечь новых потребителей и увеличить спрос на свои услуги и продукцию.

Рисунок 5. Интерактивные экскурсии через Zoom заменили реальные на время ограничений. Россиянам было продано около 20 000 билетов в 2020 году на такие экскурсии в разных городах мира /Александр Демьянчук / ТАСС

Среди успешных примеров «победы» над кризисом со стороны представителей Российских творческих организаций и людей можно выделить:

  • VKFest. Музыкальный фестиваль, который ранее проходил в формате open air, в 2020 году перешел в онлайн формат (https://vk.com/fest).

  • #ТретьяковкаДома. Третьяковская галерея собрала самые интересные экскурсии, лекции и фильмы об искусстве и транслирует их на YouTube (https://www.youtube.com/playlist?list=PL81xh7hlw3gZt_WmK3eHlQ3ZAIOZEFPRc)

  • Даже Петербургские СМИ подключились к процессу борьбы творчества над кризисом (https://tv.fontanka.ru/music).

В целях еще большей поддержки и развития в Санкт-Петербурге креативных индустрий в целом, и творческих людей в частности, Некоммерческим партнерством «Российско ‒ Европейское Некоммерческое Партнерство по развитию инноваций в сфере коммуникационных и информационных технологий» при поддержке Комитета по информатизации и связи и Правительства Санкт-Петербурга в целом, разрабатывается проект под названием «Центр интернационализации», призванный популяризовать использование VR/AR-технологий в креативных индустриях.

«Центр интернационализации» создан в рамках международного проекта «Креативные индустрии – интернационализация культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря» (R083, Creative Ports), Программа трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря»
на период 2014-2020 годов.

Получить информацию и зарегистрироваться на мероприятия «Центра интернационализации» можно по ссылке https://creativeports.site/

Рисунок 6. В рамках мероприятий «Центра интернационализации» оказывается поддержка такой креативной индустрии как виртуальная и дополненная реальность, ее внедрение в другие культурные и креативные индустрии для повышения конкурентоспособности создаваемого продукта, выхода на новый уровень, поиска новых заказчиков и расширения сферы деятельности

В заключении можно сделать вывод, что острые кризисные ситуации во многих компаниях, в том числе работающих в креативной сфере, являются толчком для поиска новых решений и методов ведения бизнеса, которые могут быть в последствии масштабированы и использованы другими игроками рынка, что приведет к более высокому уровню устойчивости отрасли в целом в стратегической перспективе.

Источники:

  1. Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. N771–164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года»

  2. Агентство стратегических инициатив //Атлас креативных индустрий Российской Федерации, стр. 94

  3. Агентство стратегических инициатив // «Атлас креативных индустрий Российской Федерации», стр. 107

  4. Петербургские креативные кластеры не оправдали надежд инвесторов//https://www.rbc.ru/spb_sz/22/05/2020/5ec7d3349a7947511f7f2fd7

  5. Агентство инноваций города Москвы // «Культура и креативные индустрии», стр. 6

  6. РСПП: креативная индустрия весной-летом 2020 года может потерять до 150 млрд рублей// https://rspp.ru/events/press/rspp-kreativnaya-industriya-vesnoy-letom-2020-goda-mozhet-poteryat-do-1...

  7. Nambisan S., Lyytinen K., Majchrzak A., Song M. Digital Innovation Management: Reinventing Innovation Management Research in a Digital World // Mis Quarterly. 2017. Vol. 41, № 1. P. 223–238. DOI: 10.25300/ MISQ/2017/41:1.03

  8. Зотова Л. Р. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов // Креативная экономика. 2015. Т. 9, № 11. С. 1465–1490. DOI: 10.18334/ се.9.11.2085

  9. Агентство стратегических инициатив //Атлас креативных индустрий Российской Федерации, стр. 69.