Как изменились соцсети, как не потерять аудиторию?

10.06.2022
Данила Николаев, SMM-специалист в агентстве 2L, расскажет, как понять, в какие соцсети вкладывать больше ресурсов, а какие пока поставить на паузу до лучших времен.
ВКонтакте

На территории РФ это абсолютный лидер по количеству уникальных авторов, а, значит, и по общей вовлеченности. С уходом запрещенных соцсетей часть аудитории перебралась в VK. Как факт - сейчас в VK +18% авторов, +12% публикуемого контента,  аналогично этим показателям выросли основные SM метрики (показы, охваты, вовлеченность, количество подписчиков в сообществах и т.д).

У VK есть различные форматы контента (сторис, клипы), которые призваны привлечь аудитории Instagram* и TikTok, но, к сожалению, активная аудитория конкретно этих инструментов далеко не впечатляет. VK остается в привычном формате новостной ленты с постами, которая идеально подходит для большинства брендов. А учитывая статистику роста можно смело делать объективный вывод - это мастхэв для любого бренда в SM.

Что делать?

Присутствовать и развивать свое комьюнити стоит именно здесь (говорим преимущественно про b2c-коммуникации).

Instagram*

Здесь по понятным причинам продолжают падать охваты в ленте, сторис, ежедневная активная аудитория.

VPN, отсутствие таргетированной рекламы на территории РФ делают эту площадку практически бесполезной для брендов (как мы знаем - органика для брендов мертва, необходимо платное продвижение).

Остался один эффективный инструмент - интеграции у блогеров. Но и тут не все так сладко: падают просмотры контента, аудитория уже не растет быстро, уменьшается.

Что делать?

Включаем режим ждуна и надеемся на лучшее. Пока в этой социальной сети привычный нам SMM мертв. По мере необходимости интегрируемся к блогерам.

Facebook*

Ситуация аналогичная Instagram*, но только в формате "х100". Реклама недоступна, органики нет. Блогеров тоже нет, поэтому FB* скорей мертв, чем жив.

Что делать?

Если ваш продукт b2c, то перекидывайте мощности на другие площадки.

Если ваш продукт b2b, берите в оборот Social Selling, это единственный инструмент, который может привести к нужному результату.

Tiktok

Самая перспективная социальная сеть для нашего рынка, дешевые охваты, интересные форматы и нереальные показатели роста и удержания ЦА. Но пока TikTok неактивен для нас. Креаторы из РФ не имеют возможности публиковать контент, поэтому взаимодействовать с вашей ЦА технически невозможно.

Постоянно появляются новости, что на днях TikTok переделает алгоритмы модерации контента и правила площадки, что сделает возможным вновь публиковать контент и запускать таргетированную рекламу.

Что делать?

Следить за новостями, ждать, когда разблокируют и вновь покорять эту вершину.

Tenchat

Эта социальная сеть постоянно радует своими показателями роста - вот уже 1млн пользователей. Но пока нет объективной статистики по тому, как себя ведет аудитория, что она там делает, ровно как нет и понимания, что правда там можно делать брендам.

С появлением платных инструментов продвижения контента эта площадка теоретически сможет полностью заменить Linkedin и Facebook*, а, значит, b2b начнет активно вести свою деятельность в Tenchat.

Что делать?

Изучать, тестировать, пробовать всевозможные форматы постов и ждать, когда добавятся возможности для брендов и реклама.

Youtube

Пока живет и обещает делать это дальше. Блогеры продолжают регулярно выпускать контент, охваты существенно не изменились.

Что делать?

Скрестить пальцы, чтобы блокировка все таки не коснулась YT, и продолжать работать в формате инфлюенс-маркетинга. Для увеличения конверсии и охватов использовать креативные механики, геймификацию и т.д.

Rutube

Пока что не может заменить YT. Совсем недавно был взломан сайт, удалены данные пользователей, сервис не работал несколько дней. По статистике, опыту и текущим настроениям в обществе это далеко не ключевой инструмент для коммуникации с ЦА.

Менеджеры Rutube продолжают закупать блогеров, которые снимают эксклюзивный контент на их платформе, но просмотры далеки от YT. Нет понимания, что должно произойти, чтобы эта площадка стала такой же востребованной как YT.

Что делать?

Изучать, тестировать, тестировать всевозможные форматы.

Telegram

Эта площадка продолжает расти. По всем показателям роста этот канал находится на второй месте (+23% авторов и +2% контента за весну 2022). Политических новостей с каждой неделей становится все меньше и "настроение" в целом становится более радостным.

Почти все блогеры перетекли и сюда, публикуют уникальный контент для своих подписчиков. Это все еще не социальная сеть с "умной лентой", рекомендациями и прочим, поэтому сам формат потребления большого количества контента не такой юзерфрендли, как у других платформ.

Эта площадка сейчас также переходит в разряд "мастхэв" для брендов.

Что делать?

Обязательно включаем Telegram в свои коммуникационные стратегии. Вести каналы, делать рекламные посевы, получать охваты, переходы и классные конверсии.

Одноклассники

По официальным данным есть рост активной аудитории (порядка 1млн), но ситуация аналогична с Rutube. Бренды и блогеры присматриваются, но активной деятельности и массового перехода тут нет.

Что делать?

Тестировать соцсеть, чтобы выявить потенциал конкретно для своего бренда.

Яндекс.Дзен

Тут произошло много интересного. Во-первых, теперь из Директа можно запускать рекламные кампании на прирост подписчиков, они работают эффективнее, органика тоже подросла, активность присутствует.

Оптимизировалась умная лента. Появилось много контентных возможностей.

Что делать?

Вести канал, тестировать рекламные кампании и заниматься полноценной SM-деятельностью. Присматриваться к показателям и оценивать эффективность.

Итоги

  • VK по объективным показателям (и моим субъективным) пока самый эффективный и логичный выбор для SMM. Лайк.
  • ТГ - был актуальным, а становится еще более актуальным с приростом новой аудитории. Лайк.
  • YT - надеемся, что не заблокируют. А пока проводим интеграции и радуемся неизменно высокими просмотрами. Лайк с ноткой надежды.
  • ТТ - пока пас, с ноткой надежды на восстановление. Супер лайк с еще большей ноткой надежды на лучшее.
  • ОК, Рутуб, Дзен - тестировать без фанатизма.
  • Tenchat - уже можно смотреть, что там происходит. Но полноценно переходить туда есть смысл с появлением платных инструментов. Лайк для B2B коммуникаций.
  • Fb* - пробуем Social Selling, на этом пока все.
  • Insta* - анализируем, есть ли смысл вести свои аккаунты, осталась ли аудитория с VPN, продолжаем ходить к блогерам за интеграциями.
Обзор выше дает общее представление о том, что сейчас происходит на разных площадках. Но не могу отметить важное, финальное решение - инвестировать деньги или нет - нужно принимать не по субъективным ощущениям и рекомендациям, а на основе анализа. Там, где у всех нет ЦА, может быть ваша, и наоборот.

*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.

Похожие статьи