Российский рынок совместной мобильности может вырасти в 4 раза

25.12.2023
Рынок совместной мобильности растет быстрее такси и аренды авто и может достичь 350 млрд рублей к 2028 году; основной драйвер развития – каршеринг, который в ближайшие пять лет более чем удвоится по объему парка и составит 136 тысяч автомобилей.

Группа компаний Б1 представила аналитическое исследование по российскому рынку совместной мобильности, куда входят каршеринг, кикшеринг и другие форматы совместного использования транспорта.

Рынок совместной мобильности в России растет быстрее такси и аренды авто и может достичь 350 млрд рублей к 2028 году; основной драйвер развития – каршеринг, который в ближайшие пять лет более чем удвоится по объему парка и составит 136 тысяч автомобилей. Рынок услуг каршеринга в РФ может расти со среднегодовыми темпами на уровне 40% в период с 2023 по 2028 год и может достичь 234 млрд рублей к 2028 году.

Рынок совместной мобильности

  • К рынку совместной мобильности можно отнести форматы каршеринга, кикшеринга (прокат самокатов), велошеринга. Объем российского рынка совместной мобильности в 2023 году составит порядка 86 млрд рублей и, предположительно, будет расти примерно на 32% в год в 2023–2028 годах – быстрее рынка такси (+7% в год) и аренды автомобилей (+9%), в результате чего может достичь порядка 350 млрд рублей к 2028 году. Основные драйверы роста каршеринга – стагнация спроса на личные авто на фоне роста стоимости покупки и владения автомобилем и удорожания кредитов, повышение тарифов такси, развитие интернет-сервисов, рост популярности модели шеринга.
  • Общий объем рынка мобильности, куда входят совместная мобильность, такси и аренда автомобилей (без учета общественного транспорта), может вырасти до 1,6 трлн рублей с текущих 959 млрд рублей. Доля каршеринга как более универсального формата передвижения, подходящего в том числе для междугородных поездок, в общем объеме спроса на разные виды мобильности, включая такси, аренду авто и пр., будет расти и может увеличиться до 15% к 2028 году с 3,7% по итогам 2023 года.
  • Доступность авто для россиян снижается на фоне роста цен и ставок по кредитам – так, средневзвешенная цена на новый автомобиль с 2019 года выросла на 183%, на машину с пробегом – на 206%. Средний возраст автопарка в России растет – на фоне высокой стоимости покупки нового авто, в результате растут расходы на содержание авто. Средний возраст в России в 2022 году составил 14 лет, в Москве – 10,4 года.
  • По оценке Б1, в 2023 году средняя стоимость 1 км пути в каршеринге составляла 23 рубля, в такси – 39 рублей. В среднем российскому потребителю каршеринг за год обходится на 35% дешевле такси и втрое дешевле, чем содержание собственного авто (даже без учета стоимости платной парковки в крупных городах).

Каршеринг в России

  • Российский рынок каршеринга по итогам 2023 года может достичь 44 млрд рублей. Автопарк каршеринга за следующие пять лет может более чем удвоиться – с текущих 61 тысяч авто до 136 тысяч. По прогнозам Б1, рынок услуг каршеринга в РФ будет расти со среднегодовыми темпами на уровне 40% в период с 2023 по 2028 год и может достичь 234 млрд рублей к 2028 году. Основные факторы роста – те же, что и для роста рынка совместной мобильности (удорожание стоимости владения личным автомобилем), а также дальнейшее углубление проникновения в городах присутствия и развитие каршеринга в регионах. Из 36 городов с населением более 0,5 млн человек, крупными операторами каршеринга охвачено только 10.
  • Исследование Б1 показывает, что основными игроками на российском рынке каршеринга являются Делимобиль, Яндекс Драйв, Ситидрайв и Белка. Делимобиль является лидером на рынке по количеству поездок как в России в целом с долей ~40%, так в и Москве, где занимает ~50%, и обладает крупнейшим автопарком каршеринга в стране.
  • В 2023 году Москва лидирует по размеру каршеринг-автопарка в мире, который на 3 квартал 2023 года составляет около 29 тыс. авто, ближайшие города – Токио (25 тыс.), Пекин (17 тыс.). Таким образом, Россия – крупнейший мировой рынок каршеринга. При этом по уровню проникновения в автомобилях на 1 тыс. человек Москва отстает от некоторых городов Европы, что говорит о сохранении потенциала развития даже в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, которые сохранят за собой роль лидеров российского рынка каршеринга.

Предпочтения россиян по форматам мобильности

  • Доля россиян, у кого есть личный автомобиль не старше 5 лет и тех, кто планируют покупку нового авто на горизонте 5 лет, снижается – это показывает опрос[1], проведенный Б1 в 2020 и 2023 годах. 57% россиян планируют приобретение автомобиля только через 3-5 лет и позже, в 2020 году их доля составляла 44%.
  • Доля жителей крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, использующих личное авто в ежедневном режиме, снижается. Только порядка половины владельцев авто используют его каждый день. При этом интерес к передвижению на каршеринге вырос более чем на треть.

«Исследование показало, что в ближайшие несколько лет российский рынок совместной мобильности будет расти, в том числе благодаря росту рынка каршеринга. Мы выяснили, что сегодня этот вид транспорта востребован среди россиян: так, опрос Б1 показал, что за последние три года респонденты стали чаще выбирать общественный транспорт, такси и каршеринг, а доля тех, кто владеет собственным автомобилем, уменьшилась. В целом, в сравнении со странами с похожим уровнем урбанизации Россия действительно располагает потенциалом роста доли активных пользователей услуг каршеринга, перспективы роста сохраняются и в Москве и Санкт-Петербурге, несмотря на то, что эти города уже являются одними из мировых лидеров по проникновению этого вида транспорта», - Андрей Томышев, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы стратегического консалтинга, руководитель направления по оказанию услуг консалтинга, технологий и транзакций предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта.

Похожие статьи