Чтобы сказку сделать былью…

03.10.2012
20 лет назад бухгалтер и представить себе не мог, что сможет отправить отчет в инспекцию в электронном виде. Это казалось сказкой. Но как показало время, мечты сбываются.
20 лет назад бухгалтер и представить себе не мог, что сможет отправить отчет в инспекцию в электронном виде. Это казалось сказкой. Но как показало время, мечты сбываются.

Сейчас у бухгалтера тоже есть мечта. Он хочет, чтобы у него на столе был только компьютер. Представьте, что это тоже возможно. Только для этого нужно изменить подходы, бизнес-процессы, психологию. Наконец, нужно просто привыкнуть, что оригиналом является электронный файл, а копией – распечатка на принтере.

Обо всём этом шёл разговор на семинаре, который состоялся 27–28 сентября в Торгово-промышленной палате РФ. Актуальность темы семинара: «Риски и возможности при переходе на электронный документооборот: особенности правового регулирования и налогового контроля» и выступления лекторов вызвали живой и неподдельный интерес у главных бухгалтеров, финансовых директоров, специалистов финансово-бухгалтерских служб предприятий.

Перед аудиторией выступили: представители Минкомсвязи, ФНС, ГНИВЦ, ФСБ, Управления экономической безопасности МВД России, а также операторы электронного документооборота. Большой интерес вызвал новый совместный программный продукт «1С-Такском», который позволяет нажатием одной кнопки сформировать, подписать и отправить электронный документ. Будь-то счет-фактура, накладная ТОРГ-12 или Акт выполненных работ. Этапы прохождения документов значительно упрощены, поскольку большинство операций выполняется в автоматическом режиме.

Представитель фирмы 1С Максим Еременко отметил, что «1С-Такском» успешно внедряется в различных организациях. С его помощью, например, крупный производитель строительной техники в России ООО «Комацу», отправляющий 70 тысяч документов в год, экономит около 5 млн рублей.

Опытом внедрения электронного документооборота поделилась главный бухгалтер группы компаний HeadHunter Елена Плетнева. Она рассказала, что компания переходит на электронный документооборот вместе со своими клиентами, начиная обмениваться с ними первичными документами. Приобщиться к электронному взаимодействию можно на сайте компании. В настоящее время HeadHunter ведет работу с 43 организациями по переходу на электронный документооборот. 

«Компания "Такском" – одна из первых получила статус оператора электронного документооборота, что дает ей право оказывать услуги по обмену электронными счетами-фактурами и другими документами в электронном виде», – сообщил заместитель директора компании Василий Зудин.

Консерватизм, некая педантичность в сочетании с трезвым расчетом и веянием времени, осторожный подход, докопаться до самой сути – основное отличие профессионального бухгалтера. Поэтому и задаваемые вопросы были сугубо практическими. Бухгалтеров интересовало то, как, например, будет осуществлять сверку товара приемщик – по бумажному акту или электронному? Будет ли иметь силу электронный документ, полученный от иностранного контрагента? С чего начать переход на электронный документооборот?

Вопросы сопровождались описанием конкретных ситуаций. Одни рассказывали об успешном опыте перехода на электронный документооборот и преимуществах, другие о том, что осуществляют сейчас подготовительные работы, третьи – ожидают правоприменительной практики.

Но все были едины в одном: электронный документ легко составить, отправить, получить, найти, хранить! Преимущества электронного документооборота неоспоримы, ведь он увеличивает производительность труда персонала на 20–25%, снижает на 80% стоимость архивного хранения. А применение с 23 мая 2012 года электронных счетов-фактур и других первичных документов – первая ласточка в глобальном переходе на электронный документооборот.