Дмитрий Разумовский: «В органах власти должны внедряться практики процессного подхода и бережливого управления»

Среди основных задач региональных центров компетенций — повышение безопасности, развитие комфортной городской среды, а также увеличение эффективности управления инфраструктурой.

О создании и работе центров компетенций в Калужской области, их роли в обеспечении информационный безопасности региона, межведомственном взаимодействии, о качестве бизнес-процессов в органах власти рассказывает заместитель губернатора Калужской области Дмитрий Разумовский.

Какие цифровые проекты сегодня являются ключевыми для Калужской области?

В своей работе мы делаем акцент на создании современной ИТ-­инфраструктуры, повышении качества предоставления государственных и муниципальных услуг и совершенствовании контрольно-­надзорной деятельности. Помогают нам в этом внедрение проектного и процессного управления, цифровая трансформация государственного управления, цифровизация городского хозяйства (проект «Умный город») и развитие кадрового потенциала.

Если говорить о конкретных цифровых проектах, это развитие аппаратно­-программного комплекса «Безопасный город», создание Ситуационного центра губернатора Калужской области, внедрение интеллектуальной транспортной системы, развитие геоинформационных технологий, включая ГИС ОГД и геопортал Калужской области. И конечно, во всех проектах особое внимание уделяем вопросам информационной безопасности.

Вы неоднократно публично выступали с предложением организовать региональный центр ИТ­компетенции в регионе для решения кадровой проблемы и проблемы качества данных, используемых в государственных информационных системах. Какие механизмы создания и работы таких центров, по вашему мнению, реальны и продуктивны?

Мы считаем, что по ключевым направлениям (или сферам) использования информационно­-коммуникационных технологий в регионах должны создаваться центры компетенций. Например, в Калужской области успешно работает Центр компетенций по геоинформационным системам, электронным услугам и сервисам, цифровизации здравоохранения, а в прошлом году мы создали Центр компетенций по цифровизации контрольно­надзорной деятельности. В планах создание центра по управлению данными, его мы разворачиваем на базе Ситуационного центра губернатора Калужской области с участием АНО «Лаборатория цифровой трансформации».

Логика этой работы заключается в концентрации компетенций по определенному направлению в одной структуре с возможностью использования наработок всеми ведомствами региона. Такие центры выступают единым функциональным заказчиком и внедренцем, а в отдельных случаях берут на себя функции технической поддержки. Считаем целесообразным предусмотреть федеральные субсидии на создание подобных центров компетенций в регионах — в первую очередь для обеспечения внедрения единых платформенных решений (ПОС, ПГС, ТОР КНД и т. д.).

Обеспечение информационный безопасности — одна из сфер, где нехватка кадров и качество данных критичны. Сможет ли создание центра помочь государственным службам и в обеспечении ИБ?

Потребность в специалистах в сфере информационной безопасности действительно высока. По данным исследований, около 45% российских компаний испытывают нехватку экспертов по кибербезопасности. Это системная проблема, которая возникла в условиях расширения фронта кибератак как на государственные, так и на коммерческие организации.

В целом дефицит кадров в ИБ обусловлен не столько отсутствием специалистов по технологиям, сколько нехваткой узкопрофильных профессио­налов. Готовить их сложно и достаточно затратно.

Сложность подготовки в образовательном учреждении — одна из основных причин нехватки специалистов по ИБ. Студент, который учится на ИБ-­специальности, должен освоить большое количество разных технологий, которые применяются для защиты информационных систем компании или государственной организации. А это трудно, поскольку у образовательного учреждения далеко не всегда есть возможность приобрести необходимое оборудование и ПО.

В Калужской области подготовкой специалистов в области ИБ занимается специализированная кафедра калужского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана, где имеется необходимое научно­техническое, методическое и организационное обеспечение для осуществления подготовки кадров в области информационной безопасности. И специалисты «Бауманки» весьма востребованы.

Как решаются задачи обеспечения информационной безопасности в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» в Калужской области?

В региональный проект «Информационная безопасность» включены мероприятия, направленные на решение следующих задач: совершенствование системы защиты информации от компьютерных атак на информационно­-коммуникационную инфраструктуру органов власти Калужской области и техническое сопровождение системы мониторинга событий информационной безопасности. Также важно обеспечить обслуживание защищенного сегмента корпоративной сети и проведение мероприятий по аттестации государственных информационных систем и информационных систем персональных данных. Особое значение приобретает обеспечение информационной безопасности информационных систем органов исполнительной власти, обрабатывающих персональные данные Калужской области и взаимодействующих с федеральными и региональными государственными информационными системами. Реализация этих мероприятий в условиях нарастания киберугроз имеет для нас самый высокий приоритет.

Что делает ваше министерство для решения проблемы межведомственного взаимодействия в масштабах области? Известно, что часть этих проблем всегда была связана с безопасностью данных, контролем доступа к ним. Как эти задачи решаются в проектах, реализующихся в Калужской области?

Межведомственное взаимодействие в Калужской области организовано с использованием региональной системы межведомственного электронного взаимодействия и защищенного сегмента высокоскоростной корпоративной информационно­коммуникационной сети органов власти Калужской области. В межведомственном взаимодействии участвуют органы исполнительной власти области, администрации муниципальных образований, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, организации различных форм собственности, расположенные на территории Калужской области.

Большое внимание уделяется вопросам защиты информации. При организации межведомственного взаимодействия участниками подписываются соглашения, включающие обязательства по обеспечению конфиденциальности информации и защите автоматизированных рабочих мест. Сервер информационной системы межведа находится в изолированном сегменте сети и недоступен из информационно­-телекоммуникационной сети Интернет. Для обеспечения безопасности информации при межведомственном взаимодействии используются сертифицированные средства защиты отечественных производителей — например, для защиты каналов связи применяются сертифицированные средства защиты информации семейства ViPNet.

При межведомственном взаимодействии информационных систем Калужской области с федеральными информационными системами неукоснительно выполняются все требования по обеспечению защиты информации, реализуются мероприятия по защите информационных систем, участвующих в межведомственном взаимодействии. Выполнение требований по обеспечению безопасности информации в государственных информационных системах Калужской области подтверждено полученными аттестатами соответствия.

Качество бизнес­-процессов в органах власти традиционно оставляет желать лучшего. Известна и другая проблема: подавляющее большинство управленческих процессов по­прежнему организовано так, будто сотрудники используют бумажные носители информации, хотя технологии позволяют перейти к более оптимальным алгоритмам. Вы известны как поборник процес­сного подхода. Каков ваш опыт в этой области, чего удалось добиться?

Да, действительно, считаю, что практики процессного подхода и бережливого управления должны внедряться в органах власти по аналогии с проектным подходом, который уже доказал свою эффективность.

Мы начинали с обучения — «прокачали» управленческую команду Министерства цифрового развития Калужской области. Был проведен довольно продолжительный и сложный курс по управлению процессами, он дал не просто глубокое погружение в тему, но и практические навыки отрисовки и оптимизации процессов.

Очень сильно помогли продвинуться в процес­сном подходе коллеги из Минцифры России и Московской области — использовали эту методологию при создании центра управления регионом и формировании отраслевых блоков ЦУРа. Напомню, наш ЦУР появился первым после Московского региона.

Активно используем процессный подход и при оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг, а наш МФЦ прошел сертификацию по стандарту менеджмента качества ИСО 9001.

Процессы обеспечения ИБ — отдельная сфера, где качество управления критически важно. Если ли достижения в этой области?

За вопросы информационной безопасности в целом в органах власти региона отвечает наше министерство, здесь создано специализированное структурное подразделение.

Для координации деятельности органов власти Калужской области в сфере обеспечения информационной безопасности и технической защиты информации работает комиссия по информационной безопасности при губернаторе, а уже в текущем году был создан штаб по обеспечению кибербе­зопасности.

На заседаниях комиссии рассматриваются системные вопросы, касающиеся обеспечения безопасности информации при обработке ее в ИСПДН, ГИС, КИИ. На заседаниях штаба, которые проводятся два­-три раза в месяц, также обсуждается оперативная обстановка.

За прошедший период текущего года, несмотря на существенный рост числа кибератак, была обеспечена работоспособность всех ключевых государственных информационных ресурсов региона.

Расскажите о системах мониторинга, внедренных в Калужской области, и опыте использования накопленных в них данных.

Работа с данными для нас является ключевым приоритетом. Планомерно, шаг за шагом выстраиваем в регионе эту систему. На начальном этапе выявили ключевые проблемы, среди которых отсутствие полных, актуальных и достоверных данных, отсутствие возможности совместно использовать данные и обмениваться ими. Также недостает культуры обращения с данными и готовых специалистов по работе с ними.

В результате нами были сформированы пять базовых принципов. Следует начинать с того, где уже есть наработки, имеется возможность сбора данных в безоператорном режиме. Затем нужно совершенствовать процессы и применять датацентричный подход (смотреть на внедрение любой информационной системы через ценность данных), а также искать и готовить профильных специалистов и формировать центр компетенций по работе с данными.

Создание и развитие мониторинговых систем позволяет настроить работу с данными и существенно снизить транзакционные издержки на их сбор и обработку.

Такие системы у нас имеются в сферах мониторинга транспорта и логистики, уборки города, мониторинга атмосферного воздуха. В прошлом году совместно с рядом федеральных органов власти, АНО «Лаборатория цифровой трансформации» под эгидой Минцифры и Минстроя России запустили проект по созданию системы диспетчеризации и контроля качества воды.

Главная задача сегодня — обеспечить создание инфраструктуры сбора объективных данных через платформу сбора данных (ПСД) Минцифры России и их предоставление заинтересованным органам власти для принятия управленческих решений. Самое основное для нас — обеспечить достоверной и оперативной информацией Ситуационный центр губернатора Калужской области.

Опубликовано 01.11.2022

Похожие статьи