Дмитрий Разумовский: «В органах власти должны внедряться практики процессного подхода и бережливого управления»

Логотип компании
Среди основных задач региональных центров компетенций — повышение безопасности, развитие комфортной городской среды, а также увеличение эффективности управления инфраструктурой.

О создании и работе центров компетенций в Калужской области, их роли в обеспечении информационный безопасности региона, межведомственном взаимодействии, о качестве бизнес-процессов в органах власти рассказывает заместитель губернатора Калужской области Дмитрий Разумовский.

Какие цифровые проекты сегодня являются ключевыми для Калужской области?

В своей работе мы делаем акцент на создании современной ИТ-­инфраструктуры, повышении качества предоставления государственных и муниципальных услуг и совершенствовании контрольно-­надзорной деятельности. Помогают нам в этом внедрение проектного и процессного управления, цифровая трансформация государственного управления, цифровизация городского хозяйства (проект «Умный город») и развитие кадрового потенциала.

Если говорить о конкретных цифровых проектах, это развитие аппаратно­-программного комплекса «Безопасный город», создание Ситуационного центра губернатора Калужской области, внедрение интеллектуальной транспортной системы, развитие геоинформационных технологий, включая ГИС ОГД и геопортал Калужской области. И конечно, во всех проектах особое внимание уделяем вопросам информационной безопасности.

Вы неоднократно публично выступали с предложением организовать региональный центр ИТ­компетенции в регионе для решения кадровой проблемы и проблемы качества данных, используемых в государственных информационных системах. Какие механизмы создания и работы таких центров, по вашему мнению, реальны и продуктивны?

Мы считаем, что по ключевым направлениям (или сферам) использования информационно­-коммуникационных технологий в регионах должны создаваться центры компетенций. Например, в Калужской области успешно работает Центр компетенций по геоинформационным системам, электронным услугам и сервисам, цифровизации здравоохранения, а в прошлом году мы создали Центр компетенций по цифровизации контрольно­надзорной деятельности. В планах создание центра по управлению данными, его мы разворачиваем на базе Ситуационного центра губернатора Калужской области с участием АНО «Лаборатория цифровой трансформации».

Логика этой работы заключается в концентрации компетенций по определенному направлению в одной структуре с возможностью использования наработок всеми ведомствами региона. Такие центры выступают единым функциональным заказчиком и внедренцем, а в отдельных случаях берут на себя функции технической поддержки. Считаем целесообразным предусмотреть федеральные субсидии на создание подобных центров компетенций в регионах — в первую очередь для обеспечения внедрения единых платформенных решений (ПОС, ПГС, ТОР КНД и т. д.).

Обеспечение информационный безопасности — одна из сфер, где нехватка кадров и качество данных критичны. Сможет ли создание центра помочь государственным службам и в обеспечении ИБ?

Потребность в специалистах в сфере информационной безопасности действительно высока. По данным исследований, около 45% российских компаний испытывают нехватку экспертов по кибербезопасности. Это системная проблема, которая возникла в условиях расширения фронта кибератак как на государственные, так и на коммерческие организации.

В целом дефицит кадров в ИБ обусловлен не столько отсутствием специалистов по технологиям, сколько нехваткой узкопрофильных профессио­налов. Готовить их сложно и достаточно затратно.

Сложность подготовки в образовательном учреждении — одна из основных причин нехватки специалистов по ИБ. Студент, который учится на ИБ-­специальности, должен освоить большое количество разных технологий, которые применяются для защиты информационных систем компании или государственной организации. А это трудно, поскольку у образовательного учреждения далеко не всегда есть возможность приобрести необходимое оборудование и ПО.

В Калужской области подготовкой специалистов в области ИБ занимается специализированная кафедра калужского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана, где имеется необходимое научно­техническое, методическое и организационное обеспечение для осуществления подготовки кадров в области информационной безопасности. И специалисты «Бауманки» весьма востребованы.

Как решаются задачи обеспечения информационной безопасности в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» в Калужской области?

В региональный проект «Информационная безопасность» включены мероприятия, направленные на решение следующих задач: совершенствование системы защиты информации от компьютерных атак на информационно­-коммуникационную инфраструктуру органов власти Калужской области и техническое сопровождение системы мониторинга событий информационной безопасности. Также важно обеспечить обслуживание защищенного сегмента корпоративной сети и проведение мероприятий по аттестации государственных информационных систем и информационных систем персональных данных. Особое значение приобретает обеспечение информационной безопасности информационных систем органов исполнительной власти, обрабатывающих персональные данные Калужской области и взаимодействующих с федеральными и региональными государственными информационными системами. Реализация этих мероприятий в условиях нарастания киберугроз имеет для нас самый высокий приоритет.

Что делает ваше министерство для решения проблемы межведомственного взаимодействия в масштабах области? Известно, что часть этих проблем всегда была связана с безопасностью данных, контролем доступа к ним. Как эти задачи решаются в проектах, реализующихся в Калужской области?

Межведомственное взаимодействие в Калужской области организовано с использованием региональной системы межведомственного электронного взаимодействия и защищенного сегмента высокоскоростной корпоративной информационно­коммуникационной сети органов власти Калужской области. В межведомственном взаимодействии участвуют органы исполнительной власти области, администрации муниципальных образований, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, организации различных форм собственности, расположенные на территории Калужской области.

Читайте также
IT-World разбирался, что есть корпоративная культура для ИТ-специалистов и команд? Насколько айтишники готовы быть частью бизнес-команды, решать совместно с другими профи-задачу? Что делать, когда вы работаете в регионе, где нет ярких «культурных» лидеров?

Большое внимание уделяется вопросам защиты информации. При организации межведомственного взаимодействия участниками подписываются соглашения, включающие обязательства по обеспечению конфиденциальности информации и защите автоматизированных рабочих мест. Сервер информационной системы межведа находится в изолированном сегменте сети и недоступен из информационно­-телекоммуникационной сети Интернет. Для обеспечения безопасности информации при межведомственном взаимодействии используются сертифицированные средства защиты отечественных производителей — например, для защиты каналов связи применяются сертифицированные средства защиты информации семейства ViPNet.

При межведомственном взаимодействии информационных систем Калужской области с федеральными информационными системами неукоснительно выполняются все требования по обеспечению защиты информации, реализуются мероприятия по защите информационных систем, участвующих в межведомственном взаимодействии. Выполнение требований по обеспечению безопасности информации в государственных информационных системах Калужской области подтверждено полученными аттестатами соответствия.

Качество бизнес­-процессов в органах власти традиционно оставляет желать лучшего. Известна и другая проблема: подавляющее большинство управленческих процессов по­прежнему организовано так, будто сотрудники используют бумажные носители информации, хотя технологии позволяют перейти к более оптимальным алгоритмам. Вы известны как поборник процес­сного подхода. Каков ваш опыт в этой области, чего удалось добиться?

Да, действительно, считаю, что практики процессного подхода и бережливого управления должны внедряться в органах власти по аналогии с проектным подходом, который уже доказал свою эффективность.

Мы начинали с обучения — «прокачали» управленческую команду Министерства цифрового развития Калужской области. Был проведен довольно продолжительный и сложный курс по управлению процессами, он дал не просто глубокое погружение в тему, но и практические навыки отрисовки и оптимизации процессов.

Очень сильно помогли продвинуться в процес­сном подходе коллеги из Минцифры России и Московской области — использовали эту методологию при создании центра управления регионом и формировании отраслевых блоков ЦУРа. Напомню, наш ЦУР появился первым после Московского региона.

Активно используем процессный подход и при оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг, а наш МФЦ прошел сертификацию по стандарту менеджмента качества ИСО 9001.

Процессы обеспечения ИБ — отдельная сфера, где качество управления критически важно. Если ли достижения в этой области?

За вопросы информационной безопасности в целом в органах власти региона отвечает наше министерство, здесь создано специализированное структурное подразделение.

Для координации деятельности органов власти Калужской области в сфере обеспечения информационной безопасности и технической защиты информации работает комиссия по информационной безопасности при губернаторе, а уже в текущем году был создан штаб по обеспечению кибербе­зопасности.

На заседаниях комиссии рассматриваются системные вопросы, касающиеся обеспечения безопасности информации при обработке ее в ИСПДН, ГИС, КИИ. На заседаниях штаба, которые проводятся два­-три раза в месяц, также обсуждается оперативная обстановка.

За прошедший период текущего года, несмотря на существенный рост числа кибератак, была обеспечена работоспособность всех ключевых государственных информационных ресурсов региона.

Расскажите о системах мониторинга, внедренных в Калужской области, и опыте использования накопленных в них данных.

Работа с данными для нас является ключевым приоритетом. Планомерно, шаг за шагом выстраиваем в регионе эту систему. На начальном этапе выявили ключевые проблемы, среди которых отсутствие полных, актуальных и достоверных данных, отсутствие возможности совместно использовать данные и обмениваться ими. Также недостает культуры обращения с данными и готовых специалистов по работе с ними.

В результате нами были сформированы пять базовых принципов. Следует начинать с того, где уже есть наработки, имеется возможность сбора данных в безоператорном режиме. Затем нужно совершенствовать процессы и применять датацентричный подход (смотреть на внедрение любой информационной системы через ценность данных), а также искать и готовить профильных специалистов и формировать центр компетенций по работе с данными.

Читайте также
Как руководителю развить эмпатию и построить доверительную коммуникацию в коллективе, разбирался IT-World.

Создание и развитие мониторинговых систем позволяет настроить работу с данными и существенно снизить транзакционные издержки на их сбор и обработку.

Такие системы у нас имеются в сферах мониторинга транспорта и логистики, уборки города, мониторинга атмосферного воздуха. В прошлом году совместно с рядом федеральных органов власти, АНО «Лаборатория цифровой трансформации» под эгидой Минцифры и Минстроя России запустили проект по созданию системы диспетчеризации и контроля качества воды.

Главная задача сегодня — обеспечить создание инфраструктуры сбора объективных данных через платформу сбора данных (ПСД) Минцифры России и их предоставление заинтересованным органам власти для принятия управленческих решений. Самое основное для нас — обеспечить достоверной и оперативной информацией Ситуационный центр губернатора Калужской области.

Опубликовано 01.11.2022

Похожие статьи