Пешком по Чернобылю
Ровно 30 лет назад мир потрясла страшная весть: на Чернобыльской атомной электростанции, у границы Украины с Белоруссией, произошла катастрофа – взорвался четвертый энергоблок. Несмотря на то что руководство СССР приняло самые строгие меры к засекречиванию информации, спрятать тысячи спешно эвакуированных из зоны заражения жителей было невозможно – слухи распространялись со скоростью истечения изотопов из разрушенного реактора.
Подвиг ради купола
Вопреки героизму спасателей, большинство которых погибли от аномальных доз облучения, ликвидировать последствия саморазрушения энергоустановки не удалось. С целью консервации опасного объекта специалисты предложили построить так называемую арку – уникальный подвижной купол. Однако не смогла наука исключить результаты радиоактивных выбросов и накопления продуктов полураспада в грунте, из-за чего многие прилегающие территории будут еще десятки лет напоминать о себе треском счетчиков Гейгера.
Напомним, причина аварии – взрыв парового котла от перегрева, вызванного неконтролируемой реакцией внутри энергоблока. До сих пор нет общепринятой версии события, но эксперты склоняются к тому, что имело место фатальное стечение обстоятельств: неудачная конструкция реактора, непродуманные защитные механизмы, а в итоге – неправильная инструкция для действий в критических ситуациях и ошибки персонала.
Облученная субкультура
О чернобыльской трагедии написано множество статей и книг, сняты десятки документальных лент. Эта авария не только в очередной раз напомнила человечеству, что не всякого джинна, выпущенного из бутыли, можно обуздать, но и породила целую субкультуру. Энтузиастов, посещающих зараженную территорию, называли сталкерами (как героя романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»). Слова «Припять», «Чернобыль», «зона» замелькали в постапокалиптических сюжетах компьютерных игр. Например, в серии “S.T.A.L.K.E.R” для полного погружения в игровой процесс пейзажи были отсняты непосредственно в окрестностях ЧАЭС. Вряд ли авторы задумывались, гуманно ли зарабатывать деньги на человеческом горе, но то, что лучшего места действия для приключений отыскать сложно, факт. Впрочем, нет худа без добра – подрастающим геймерам представилась возможность в полном смысле ощутить последствия катастрофы, пусть и немного приукрашенной.
Горячей темой не преминули воспользоваться и зарубежные игроделы. Так, в Припяти разворачивается один из актов “Call of Duty 4: Modern Warfare”. Протагонисту нужно пробраться в полуразрушенный город и занять на верхних этажах заброшенного здания снайперскую позицию, дабы устранить главного злодея, а потом незаметно эвакуироваться с места выполнения миссии. Конечно, о Чернобыле в сюжете упоминается вскользь, но вполне достаточно, чтобы напомнить о страшной аварии тем, кто подзабыл или ничего о ней не слышал.
Для усиления мистической атмосферы своего квеста авторы грядущей “Syberia 3” задействуют в локациях город, похожий на Чернобыль. Причем, действие, по их словам, будет разворачиваться в окружении реальных пейзажей.
Ну а польская The Farm 51 пошла совершенно другим путем, задавшись целью не дать молодому поколению забыть о трагедии. Ее продукт “The Chernobyl VR Project” совместит в себе видеоигру, документальный фильм и образовательный проект. Примечательно, что долю прибыли от продаж планируется направить на благотворительную помощь жителям Чернобыля, пострадавшим от аварии, и участникам ее ликвидации.
Еще раз о цене
Чернобыльская трагедия убедительно показала, насколько бессильной перед неконтролируемой ядерной энергией может оказаться наша цивилизация. За это знание пришлось заплатить тысячами жизней и десятками тысяч искалеченных судеб. Припять, Чернобыль, заброшенные деревни стали своеобразным символом человеческой самонадеянности.
Сегодня ситуация в зоне аварии стабилизировалась, природа потихоньку оживает, но колючая проволока еще многие годы будет отделять эти некогда цветущие пейзажи от нормальной жизни, позволяя создателям развлекательного контента использовать их в своих произведениях.
Опубликовано 17.05.2016