Пиксели, стройсь!
Отшумели праздничные залпы 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Кто-то в эти дни крепил на лацкан георгиевскую ленточку и шагал на парад, кто-то спешил поздравить ветеранов, а кто-то вечерком, устроившись в кресле, запускал старую добрую военную стратегию, чтобы вспомнить историю и окунуться в пыл великих сражений прошлого.
Игры, имитирующие военные конфликты, появились в 1970-х в формате настолок: на большой карте участники расставляли миниатюрные фигурки и фишки, а потом, согласно вытянутым карточкам, отыгрывали ту или иную кампанию. С приходом на компьютеры стратегий в реальном времени варгеймы прочно заняли свою нишу в пространстве этого жанра. Но если в обычных стратегиях основная часть геймплея была завязана на добыче средств, строительстве и накоплении численного преимущества, то в варгеймах игроку почти всегда сразу же выдается готовая база, которую приходится оборонять ограниченным числом войск, проявляя стратегическое мышление и нащупывая слабые места противника, вести разведку местности или грамотно держать оборону. Как правило, с налету многие миссии не проходятся, да и вообще в лоб мало что решается. Помимо этого особое внимание уделяется реалистичности: к примеру, пехота абсолютно неэффективна против тяжеловооруженной техники, зато хорошо справляется с захватом зданий и т. п.
“Steel Panthers”
Одним из самых первых варгеймов на PC стала “Steel Panthers” от Strategic Simulations, вышедшая в далеком 1995 году. Основные принципы ее построения (всего в серии три игры) получили развитие в последующих варгеймах. Игрок становился командиром военного формирования из нескольких десятков человек с соответствующим числом единиц техники (можно было выбирать из 15 стран) и отыгрывал как реальные исторические эпизоды Второй мировой, так и случайным способом генерируемые задания. Набирать отряд приходилось тщательно – каждый раз под определенные условия миссии. Все юниты обладали не только своими навыками владения оружием (а у командиров их было несколько), но и шкалой моральной устойчивости, от которой напрямую зависела эффективность отряда во время сражения. Эти навыки можно было прокачивать получаемыми в ходе кампании очками опыта, в итоге к концу игры оставшиеся в живых солдаты становились настоящими ветеранами. Иногда в ход событий могли вмешаться союзники, но ни управлять ими, ни уничтожать их не разрешалось. А вот прилагаемый к игре редактор позволял создавать свои карты или виды вооружения. Единственное, за что упрекали “Steel Panthers”, – слабый сюжет и не всегда верное истолкование исторических фактов (основное внимание уделялось США и европейским союзникам).
«Блицкриг», «В тылу врага»
В 2003 году российская Nival Interactive исправила данное упущение. Ее «Блицкриг» вобрал практически все достоинства «пантер», но при этом переносил львиную долю сражений на территорию СССР, ставя именно ей в заслугу победу над фашистской Германией. К игре прилагалась энциклопедия, пичем не только исторических событий, но и военной техники. Вышедший спустя два года сиквел усовершенствовал игровой процесс, и результаты ведения боев теперь напрямую влияли на развитие кампании: если игрок не успевал что-то доделать или защитить в одной миссии, то в последующих ему приходилось сложнее. В этом году ожидается выпуск третьей части серии, в которую уже можно поиграть в раннем доступе Steam. «Блицкриг 3» обзавелся не только современной графикой, но и модным онлайном.
Упомяну и «В тылу врага», разработанную в 2004 году украинской студией Best Way, где наряду с увлекательным сценарием, написанным Александром Зоричем, воплощены не только стратегические, но и аркадные элементы. Здесь нет крупномасштабных сражений, цель коротких миссий с ограниченным ресурсом людей и амуниции – вести подрывную деятельность на вражеской территории. Игрок руководил в основном пехотинцами, впрочем, те могли захватить любую технику и вести дальнейшее сражение с ее помощью.
Серия “Wargame”
В отличие от вышеназванных проектов, плотно завязанных на исторические события, эта дилогия от Focus Home Interactive использует в качестве основы альтернативную историю: главные события происходят в 1970-е годы, а в качестве противоборствующих сторон выступают страны НАТО и участники Варшавского договора. Понятия базы, обороны или микроменеджмента отсутствуют – игроку требуется захватывать ограниченным числом войск ключевые точки на огромной карте. Время от времени можно рассчитывать на присылаемые подкрепления, ремонтируя технику и восполняя боеприпасы в специально отведенных городах. За удачные выполнения миссий игрок, помимо накопления опыта, получает звезды, на которые можно приобретать технику для игры в мультиплейере.
Серия “Total War”
За пятнадцать лет серия Creative Assembly успела обрасти девятью играми и семью дополнениями к ним. Темы и место действия совершенно разные – Римская империя, наполеоновские войны, средневековая Европа, Япония. “Total War” в чем-то близка к известной “Civilization”: для эффективного ведения войны необходимо быть не только хорошим полководцем, но и строить отношения с союзниками, а также развивать захваченные города и налаживать в них экономику. Значительной переработке подверглась система прокачки персонажей, включая умения и навыки. Главная фишка “Total War” – сражения в реальном времени, которые в последних играх можно вести как по отдельности на суше и воде, так и сочетать их.
Выводы
Конечно, в последние годы стратегии для ПК можно пересчитать по пальцам, но любителям жанра грех жаловаться, ведь практически каждый год их радуют одной-двумя новинками, за которыми можно провести порой несколько месяцев. А вот что выбирать – зависит уже от вас самих: возвращаться на поля сражений Великой Отечественной или участвовать в богатой событиями всемирной истории с помощью “Total War”.
Опубликовано 23.05.2015