Пиксели, стройсь!

Логотип компании
Пиксели, стройсь!
Игры, имитирующие военные конфликты, появились в формате настолок, и сегодня их можно пересчитать по пальцам, но любителям жанра грех жаловаться.

На столе сражения

Лучшие представители жанра


Отшумели праздничные залпы 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Кто-то в эти дни крепил на лацкан георгиевскую ленточку и шагал на парад, кто-то спешил поздравить ветеранов, а кто-то вечерком, устроившись в кресле, запускал старую добрую военную стратегию, чтобы вспомнить историю и окунуться в пыл великих сражений прошлого.

На столе сражения

Игры, имитирующие военные конфликты, появились в 1970-х в формате настолок: на большой карте участники расставляли миниатюрные фигурки и фишки, а потом, согласно вытянутым карточкам, отыгрывали ту или иную кампанию. С приходом на компьютеры стратегий в реальном времени варгеймы прочно заняли свою нишу в пространстве этого жанра. Но если в обычных стратегиях основная часть геймплея была завязана на добыче средств, строительстве и накоплении численного преимущества, то в варгеймах игроку почти всегда сразу же выдается готовая база, которую приходится оборонять ограниченным числом войск, проявляя стратегическое мышление и нащупывая слабые места противника, вести разведку местности или грамотно держать оборону. Как правило, с налету многие миссии не проходятся, да и вообще в лоб мало что решается. Помимо этого особое внимание уделяется реалистичности: к примеру, пехота абсолютно неэффективна против тяжеловооруженной техники, зато хорошо справляется с захватом зданий и т. п.

Лучшие представители жанра

“Steel Panthers”

Пиксели, стройсь!. Рис. 1

Одним из самых первых варгеймов на PC стала “Steel Panthers” от Strategic Simulations, вышедшая в далеком 1995 году. Основные принципы ее построения (всего в серии три игры) получили развитие в последующих варгеймах. Игрок становился командиром военного формирования из нескольких десятков человек с соответствующим числом единиц техники (можно было выбирать из 15 стран) и отыгрывал как реальные исторические эпизоды Второй мировой, так и случайным способом генерируемые задания. Набирать отряд приходилось тщательно – каждый раз под определенные условия миссии. Все юниты обладали не только своими навыками владения оружием (а у командиров их было несколько), но и шкалой моральной устойчивости, от которой напрямую зависела эффективность отряда во время сражения. Эти навыки можно было прокачивать получаемыми в ходе кампании очками опыта, в итоге к концу игры оставшиеся в живых солдаты становились настоящими ветеранами. Иногда в ход событий могли вмешаться союзники, но ни управлять ими, ни уничтожать их не разрешалось. А вот прилагаемый к игре редактор позволял создавать свои карты или виды вооружения. Единственное, за что упрекали “Steel Panthers”, – слабый сюжет и не всегда верное истолкование исторических фактов (основное внимание уделялось США и европейским союзникам).

«Блицкриг», «В тылу врага»

В 2003 году российская Nival Interactive исправила данное упущение. Ее «Блицкриг» вобрал практически все достоинства «пантер», но при этом переносил львиную долю сражений на территорию СССР, ставя именно ей в заслугу победу над фашистской Германией. К игре прилагалась энциклопедия, пичем не только исторических событий, но и военной техники. Вышедший спустя два года сиквел усовершенствовал игровой процесс, и результаты ведения боев теперь напрямую влияли на развитие кампании: если игрок не успевал что-то доделать или защитить в одной миссии, то в последующих ему приходилось сложнее. В этом году ожидается выпуск третьей части серии, в которую уже можно поиграть в раннем доступе Steam. «Блицкриг 3» обзавелся не только современной графикой, но и модным онлайном.

Пиксели, стройсь!. Рис. 2

Упомяну и «В тылу врага», разработанную в 2004 году украинской студией Best Way, где наряду с увлекательным сценарием, написанным Александром Зоричем, воплощены не только стратегические, но и аркадные элементы. Здесь нет крупномасштабных сражений, цель коротких миссий с ограниченным ресурсом людей и амуниции – вести подрывную деятельность на вражеской территории. Игрок руководил в основном пехотинцами, впрочем, те могли захватить любую технику и вести дальнейшее сражение с ее помощью.

Пиксели, стройсь!. Рис. 3

Серия “Wargame”

В отличие от вышеназванных проектов, плотно завязанных на исторические события, эта дилогия от Focus Home Interactive использует в качестве основы альтернативную историю: главные события происходят в 1970-е годы, а в качестве противоборствующих сторон выступают страны НАТО и участники Варшавского договора. Понятия базы, обороны или микроменеджмента отсутствуют – игроку требуется захватывать ограниченным числом войск ключевые точки на огромной карте. Время от времени можно рассчитывать на присылаемые подкрепления, ремонтируя технику и восполняя боеприпасы в специально отведенных городах. За удачные выполнения миссий игрок, помимо накопления опыта, получает звезды, на которые можно приобретать технику для игры в мультиплейере.

Пиксели, стройсь!. Рис. 4

Серия “Total War”

За пятнадцать лет серия Creative Assembly успела обрасти девятью играми и семью дополнениями к ним. Темы и место действия совершенно разные – Римская империя, наполеоновские войны, средневековая Европа, Япония. “Total War” в чем-то близка к известной “Civilization”: для эффективного ведения войны необходимо быть не только хорошим полководцем, но и строить отношения с союзниками, а также развивать захваченные города и налаживать в них экономику. Значительной переработке подверглась система прокачки персонажей, включая умения и навыки. Главная фишка “Total War” – сражения в реальном времени, которые в последних играх можно вести как по отдельности на суше и воде, так и сочетать их.

Пиксели, стройсь!. Рис. 5

Выводы

Конечно, в последние годы стратегии для ПК можно пересчитать по пальцам, но любителям жанра грех жаловаться, ведь практически каждый год их радуют одной-двумя новинками, за которыми можно провести порой несколько месяцев. А вот что выбирать – зависит уже от вас самих: возвращаться на поля сражений Великой Отечественной или участвовать в богатой событиями всемирной истории с помощью “Total War”.

Читайте также
Издание SEO_AI в материале «Can Google detect ChatGPT? How does it affect rankings if recognized» внимательно изучило вопрос влияния того факта, что текст написан нейросетью, на его поисковую выдачу сервисом Google Search.

Опубликовано 23.05.2015

Похожие статьи