Как выбрать сервер для «1С»
Большинство российских компаний – от малого до крупного бизнеса – используют в своей работе программное обеспечение «1С», которое является стандартом ведения и автоматизации ключевых бизнес-процессов предприятий. Современные версии «1С» требуют значительных технических ресурсов и по мере роста самого бизнеса в поисках удобного и надежного решения у многих организаций возникает вопрос подбора оптимального сервера.
Критерии выбора сервера
Существует много разных подходов к выбору сервера для «1C», но сразу можно сказать, что нет такого универсального решения, которое идеально бы подходило для выполнения всех возможных задач. Поэтому первое, с чего нужно начать, – определиться приоритетными для организации на данный момент целями и тщательно проанализировать структуру вычислительных нагрузок, то есть в каком режиме сервер будет их выполнять.
Далее следует определить параметры серверного и клиентского оборудования. Ключевые факторы, влияющие на их выбор:
-
Количество одновременно работающих в системе пользователей.
-
Размер базы данных с учетом потенциального роста.
-
Особенности нагрузки, требования к отказоустойчивости.
Обычно число «1С»-пользователей является важнейшим параметром, определяющим остальные. Конечно, всегда существуют исключения, например, связанные с размерами и количеством баз данных, режимами работы разных типов пользователей и сервисов, но они только подтверждают правила.
Далее, в зависимости от требований, бизнесу необходимо определиться с:
-
Производительностью процессора: количеством ядер и их частотой (скорость, с которой процессор обрабатывает команды в одном потоке).
-
Оперативной памятью: объемом, частотой, выбором модели памяти и комбинации конфигурирования банков памяти на физической инфраструктуре.
-
Производительностью дискового массива: объемом, пропускной способностью при считывании и записи данных, отказоустойчивостью, выбором дисковой подсистемы. Очень часто многие проблемы, связанные с медленной работой серверов «1С», вызваны их неправильной конфигурацией.
Расчет параметров можно осуществить в соответствии с методическими рекомендациями на сайте «1С»:
Приобретение сервера – зачастую своего рода дилемма между финансовыми возможностями и желаемой производительностью. Создание необходимой ИТ-инфраструктуры для развертывания системы «1С» в офисе требует больших капитальных затрат, в том числе на поддержку и на содержание высококвалифицированного персонала. Сюда нужно включить еще и стоимость постоянно дорожающих лицензий (не только «1С», но и Microsoft: Windows Server, Microsoft SQL Server). Таким образом, получается, что покупка сервера – мероприятие весьма затратное и не каждая компания может позволить себе владение дорогостоящим и производительным оборудованием.
Кроме того, использовать локальные версии продуктов «1С» не всегда удобно. При развертывании «1С» в офисе пользователи часто жалуются на низкую производительность, нестабильную работу и потерю данных, что происходит вследствие невысокого уровня технического обслуживания и безопасности. В то же время нередко требуется организовать доступ к системе из разных мест и с различных устройств, а также обеспечить для территориально распределенных компаний возможность работы с большими объемами данных.
«1С» в облаке
Сегодня многие сервис-провайдеры предоставляют услуги облачного размещения «1С», опираясь на главные преимущества использования облаков – безопасность, гибкость, непрерывность. Речь идет о решениях “1С SaaS” (software as a services) и “1С IaaS” (infrastructure as a service), когда предприятие не приобретает решение, а оплачивает его использование как услугу. Сервис размещается у облачного поставщика и обслуживается его высококвалифицированными специалистами.
“1С SaaS” и “1С IaaS” позволя.т удаленно, без локального размещения, использовать все платформы от «1С», исключая сложности, связанные с перегрузкой оперативной памяти и повышенной нагрузкой на локальную сеть.
В облачном сервисе четко разделены клиентская и серверные части. При таком размещении программа устанавливается на удаленный сервер, к которому подключаются пользователи посредством сетевого/интернет-подключения. Со стороны клиента осуществляется лишь взаимодействие с сервисом через подключение к удаленному рабочему столу (терминальный доступ) или через интернет-браузер, а весь комплекс программной обработки производится на стороне серверной части. В результате организации такой инфраструктуры клиенту нужен лишь компьютер в минимальной конфигурации с выходом в Интернет, при этом также могут задействоваться и внушительные вычислительные мощности.
Квалифицированное размещение ИТ-сервисов, в том числе «1С», на облачной платформе провайдера позволяет:
-
существенно сократить расходы (более чем на30%);
-
повысить уровни безопасности (доступ к данным, резервное копирование, антивирусная защита и др.) и технического обслуживания;
-
обеспечить централизованное администрирование и мониторинг;
-
организовать эффективную и безопасную удаленную работу;
-
воспользоваться гибкими возможностями масштабирования, лицензирования и оперативного перехода на необходимые версии конфигураций «1С».
Преимущества и ограничения “1С SaaS” и “1С IaaS”
Сервисы “1C SaaS/IaaS” имеют достаточно гибкие возможности по настройке, автоматически обновляются, можно также загрузить свою конфигурацию и базу данных, но, как и любой сервис, они имеют ряд преимуществ и ограничений.
Основные преимущества облачных серверов:
-
Инфраструктуру круглосуточно обслуживают высококвалифицированные специалисты провайдера.
-
Надежность и безопасность, которые гарантируются договором с SLA с уровнем доступности 99,982%.
-
Виртуальные облачные серверы работают на отказоустойчивых кластерах в ЦОДах уровня TIER III, что обеспечивает безостановочную и безотказную работу даже при модернизации физического оборудования и инженерных систем. Виртуальные серверы при необходимости мигрируют на свободные узлы отказоустойчивого кластера без прерывания работы пользователей. Все системы и сети ИТ-инфраструктуры имеют высокий уровень резервирования и надежности, отказ компонентов инфраструктуры не приводит к прерыванию работы виртуальных серверов клиентов.
-
Облачные серверы «эластичны», что означает возможность в любой момент мгновенно получить дополнительные мощности или отказаться от избыточных. Биллинг (оплата) рассчитывается ежеминутно, что позволяет потреблять столько ресурсов для серверов, сколько требуется в данный период. Возможны различные сценарии с оплатой по мере использования/потребления – “Pay As You Go”.
-
Автоматизированная система самообслуживания позволяет надежно и безопасно удаленно управлять самыми сложными конфигурациями виртуальных серверов благодаря современным, простым и понятным интерфейсам.
-
Развитая система мониторинга обеспечивает высокий уровень контроля, обслуживания, реакции и позволяет достичь максимальной отказоустойчивости и непрерывности ИТ-бизнес-процессов.
-
Стоимость аренды виртуальных серверов может включать в себя стоимость лицензий операционных систем Windows, а кроме того доступны шаблоны других ОС: Linux, Ubuntu, Centos и др.
Ряд ограничений “1 SaaS”:
-
ограниченный объем баз данных;
-
ограниченный выбор конфигураций «1С»;
-
стоимость в расчете на одного пользователя может быть не очень выгодна при большом количестве пользователей;
-
ограничены выбор и объем дополнительных приложений, использование других программ;
-
нет возможности использовать собственную лицензию «1С».
По этим причинам пользователи часто выбирают конфигурацию «1С» на обычном или виртуальном компьютере/сервере. В качестве компьютера чаще всего удобнее, надежнее и выгоднее использовать облачные виртуальные серверы и сервисы IaaS, которые, по сути, являются теми же виртуальными серверами и «серверными» (виртуальные ЦОДы), которые можно разместить и в офисе, и в облаке.
Выбор конфигурации «1С»-инфраструктуры (сайзинг инфраструктуры для «1С»)
Выбор конфигурации и размера необходимых ресурсов/мощностей для 1С достаточно прост и можно использовать следующие рекомендации, которые основаны на практике использования облачных мощностей «без избыточного запаса и резерва», т.к. легко и быстро можно добавить мощности при необходимости:
Рекомендуемые конфигурации:
Кол-во пользователей |
Конфигурация, стоимость |
1–5 пользователей |
|
до 10 пользователей |
4 vCPU, 8 GB RAM, 200 GB HDD – ~3500 руб/мес. |
до 25 пользователей |
8 vCPU, 16 GB RAM, 400 GB HDD – ~7000 руб/мес. |
25+ пользователей |
10+ vCPU, 20+ GB RAM, 500+ GB HDD – от 9000+ руб/мес. |
Для более точного расчета можно воспользоваться следующим алгоритмом и рекомендациями:
1. В зависимости от количества пользователей, уровня нагрузки, количества баз или по иным причинам выбирается вариант работы «1С»: файловая база данных или с использованием СУБД SQL:
a) обычно для 1–10 пользователей выбирается файловый режим;
b) от 10 и более пользователей выбирается режим работы с использованием SQL.
2. В обоих случаях для работы с пользовательским приложением «1С» в классическом режиме, например «удаленного рабочего стола» (так называемый толстый клиент), необходимы следующие минимальные ресурсы виртуального сервера:
a) количество виртуальных ядер CPU = 1 или 2 для ОС + 0,25 × количество пользователей;
b) объем памяти RAM = 1 или 2 Гб для ОС + 0,5 Гб × количество пользователей;
c) размер диска/хранилища HDD = 20-40 Гб для ОС и приложений + (0,1-10) Гб × количество пользователей. Для ОС и «1С» рекомендуется использовать самые быстрые диски.
3. В клиент-серверном варианте работы «1С», в котором используется СУБД SQL, рекомендуется разместить «1С Сервер» и сервер SQL на отдельном виртуальном сервере в общей с клиентским сервером локальной подсети. Необходимы следующие минимальные мощности для этого виртуального сервера:
a) количество виртуальных ядер CPU = 1 или 2 для ОС + (2-4) для сервера 1С + (2-8-16…) для СУБД SQL в зависимости от объема и количества баз данных;
b) Объем памяти RAM = 1 или 2 Гб для ОС + (2-4) Гб для сервера «1С» + (2-4-8-16-32…) Гб для СУБД SQL в зависимости от объема и количества баз данных;
c) Размер диска/хранилища HDD = 20-40 Гб для ОС и приложений + (10-1000) Гб в зависимости от объема и количества баз данных. Для ОС и СУБД рекомендуется использовать самые быстрые диски.
4. Для оптимизации работы «1С» и достижения максимальной производительности рекомендуется выполнить следующее:
a) Настроить оптимальный размер оперативной памяти, исключить паразитный свопинг и удостовериться, что объем оперативной памяти достаточен для работы ВМ;
b) Разместить на дополнительных самых производительных дисках (SSD и выше):
I файл подкачки ОС с фиксированным размером;
II профили пользователей;
III файлы баз данных (как для файлового режима, так и для SQL);
IV файлы логов транзакций (SQL);
V tempDB (SQL);
c) На SQL-сервере:
I выключить все ненужные службы, например FullText Search и Integration Services;
II установить максимально возможный объем оперативной памяти;
III установить максимальное количество потоков (Maximum Worker Threads);
IV установить повышенный приоритет сервера (Boost Priority);
V задать ежедневную дефрагментацию индексов и обновление статистики;
VI настроить автоматическое увеличение файла базы данных (не менее 200 Мб) и файла лога (не менее 50 Мб);
VII полную реиндексацию не реже одного раза в неделю;
VIII при размещении серверов SQL и «1С:Предприятие» на одной ВМ следует включить протокол Shared Memory.
d) надо обязательно протестировать и оценить быстродействие системы, для чего можно использовать, например, бесплатные нагрузочные тесты Гилева и/или методик APDEX – стандарта оценки производительности корпоративных приложений (одробней на сайте «1С» «Оценка интегральной производительности системы по методике APDEX»);
e) с помощью тестов Гилева можно быстро и достаточно легко понять, насколько эффективно работает платформа «1С», как влияют на ее производительность те или иные настройки, а также найти и устранить узкие места инфраструктуры;
f) для детального анализа нагрузки и поиска узких мест рекомендуется использовать утилиту Process Explorer Марка Русиновича.
С помощью перечисленных рекомендаций и квалифицированных специалистов можно добиться увеличения быстродействия «1С» в облаке на 50–100%. Важным преимуществом облачных провайдеров является то, что необходимую поддержку и помощь в настройке «1С» клиенты получают бесплатно и все варианты также можно совершенно бесплатно протестировать. И, что особенно важно, все эти задачи можно делегировать провайдеру и полностью исключить человеческий фактор и зависимость от конкретных субъектов.
Опубликовано 24.03.2021