ЦОД по деньгам: строить или арендовать?
Сегодня крупному бизнесу часто приходится принимать решение: строить собственные мощности или обращаться к провайдерам? Для наиболее взвешенной и качественной оценки необходимо четко представлять себе экономику дата-центра, финансовую модель его работы.
Разработка финансовой модели – часть подготовительного этапа проекта строительства любого ЦОДа, наряду с анализом рынка, выбором локации, установкой возможностей подключения к инженерным сетям и сбором всех необходимых разрешений.
Сразу оговоримся: выбор «строить свое или арендовать у провайдера» – удел крупного бизнеса. СМБ-сегменту строительство собственных дата-центров в современных условиях экономически нецелесообразно.
Думайте сами, решайте сами
Для начала проведем краткий SWOT-анализ владения ЦОДом и опцией аренды мощностей.
Итак, плюсы своего ЦОДа: полный контроль над активом, над всеми нюансами инженерных и ИТ-составляющих дает определенную независимость от ценообразования в коммерческих дата-центрах. Прогнозируемые возможности по расширению площадки – однозначное преимущество для развития актива. В долгосрочной перспективе (8–12 лет) собственный ЦОД может оказаться выгоднее с финансовой точки зрения. Но окупаемость наступит, если против вас не сыграет ни одна из типичных угроз такого сценария, например отвлечение средств от основного бизнеса на строительство, поддержку и развитие масштабного ИТ-актива.
Минусы: собственная площадка требует существенных вливаний трудовых и временных ресурсов, а также ставит владельцев в зависимость от курса валют из-за необходимости закупать импортное оборудование. Привлечение банковского финансирования приводит к росту показателя «долг/EBITDA». В итоге бизнес ввязывается в долгосрочный инвестиционный проект со всеми его подводными камнями и рисками.
В случае же аренды ИТ-инфраструктуры и сервисов у провайдера преимуществом станет гарантия пользователям соблюдения оговоренного уровня SLA. Вся ответственность за качество работы инженерной инфраструктуры ложится на оператора, сами же вы об этом просто не думаете. Кроме того, при таком подходе полностью отсутствуют существенные разовые затраты капитального характера. Соответственно, не требуется привлечение дополнительных банковских займов или отвлечение собственных средств от развития основного направления деятельности.
Обратная сторона сотрудничества с коммерческим дата-центром – зависимость от оператора в части ценообразования и наличия свободных стойкомест. Компании резко понадобилось масштабировать свои ИТ-мощности, но свободных стоек в ЦОДе нет, а те, что появляются, стоят дороже обычного: такую ситуацию нужно предугадывать и смягчать возможные последствия.
Однако при налаживании продуктивного и взаимовыгодного сотрудничества с провайдером у компании появляется шанс реализовать главную возможность такой модели – целиком сосредоточиться на основном бизнесе и не распыляться на непрофильные задачи. В этом свете даже отсутствие полного контроля за инфраструктурой не выглядит критической угрозой.
Стандарт финансовой модели ЦОДа
Компании, строящей ЦОД, необходимо понимать, как выглядит проект с точки зрения финансовой составляющей. Традиционно структура финансовой модели ЦОД состоит из нескольких блоков:
-
CAPEX – основной параметр в финансовом моделировании, требующий особого внимания.
-
COGS – себестоимость эксплуатации площадки. Структура расходов включает электроэнергию и обслуживание инженерных систем. Для точных расчетов важно определить среднюю нагрузку на стойку, показатель PUE (соотношение полного объема энергии, потребляемой ЦОДом, к той энергии, которая расходуется ИТ-оборудованием) и стоимость 1 кВт/ч.
-
Выручка – данный параметр актуален для коммерческих дата-центров. Компании, планирующей строить корпоративный ЦОД, необходимо определить альтернативную стоимость аренды стоек у провайдера, чтобы рассчитать окупаемость проекта строительства.
-
SGA (административные расходы) – заработная плата с начислениями, расходы на маркетинг, налог на имущество, земельный налог, содержание офиса и необходимые офисные лицензии.
Структура капитальных затрат
CAPEX – отправная точка финансового моделирования. Относиться к таким расчетам необходимо самым тщательным образом – это основа всего проекта, залог его будущего финансового здоровья.
Как правило, капитальные затраты на дата-центр включают в себя приобретение земельного участка, подключение электроэнергии, проектирование, подготовку к строительству, строительные работы, инженерную инфраструктуру дата-центра, а также стойки и устройства распределения электропитания PDU.
Основную долю всех капитальных затрат – 70% общих инвестиций – занимают расходы на оборудование (в основном это инженерная инфраструктура ЦОДа). А стоимость данного оборудования привязана к курсу валют, поэтому при подготовке финансовой модели инвестиционного проекта необходимо учитывать и валютные риски.
Так, проект, подготовленный в начале 2020 года, значительно отличается от сегодняшних реалий. Курс евро вырос почти на 30%. При этом стоит заметить, что стоимость аренды стойкоместа однозначно так критично не изменилась. Поэтому при финансовом моделировании важно не фиксировать значения в рублях, а тестировать модель, в том числе на изменение курса. Пиком в части затрат станет второй год, предполагающий основные строительные работы и оснащение инженерными системами. Запуск в эксплуатацию обычно происходит на третий год проекта.
При подготовке финансовой модели можно ориентироваться на авторитетные исследования рынка, в том числе в части капитальных затрат на стойку или на мВт, и по итогам проектирования данные корректировать на более точные.
Если же говорить об основных показателях финансовой эффективности, то в среднем срок окупаемости проекта составляет 7–11 лет, а показатель IRR (внутренняя норма доходности) – 18–25%. Важно учитывать, что в современных реалиях банки готовы кредитовать проекты строительства дата-центров на срок 7–10 лет с grace period до 2 лет. Причем предпочитают вкладываться в такие инициативы после первоначального взноса инвестора (5-7%) и могут профинансировать до 70% стоимости проекта.
Выводы
Расчет финансовой модели дата-центра – это первоочередной этап при любых проектах крупного бизнеса, связанных с ИТ-стратегией. Ее создание предполагает учет различных сценариев развития компании, прогнозов по динамике глобальной и национальной экономики.
Модель также поможет понять, позволяет ли финансовая сторона бизнеса компании идти в такой сложный и рисковый проект или ей лучше провести разграничение зон ответственности с ИТ-провайдером и усилить фокус на развитии основных операций.
Оптимальное решение помогут принять точное понимание своих потребностей и задач в настоящий момент времени, анализ отраслевых трендов с учетом глобальных тенденций (технологии, модели потребления, угрозы), а также оценка собственных возможностей компании. Одним из общепринятых ориентиров здесь может служить следующее: если текущие потребности бизнеса и прогнозируемые задачи расширения удовлетворяются количеством стоек меньшим, чем 1000 единиц, то при прочих равных собственный ЦОД не нужен.
Опубликовано 21.01.2022